«Летающий утюг» не щадил никого
Заслуженный
летчик-испытатель Магомед Толбоев, в свое время летавший на МиГ-23М, МиГ-25,
Су-27, в разговоре с «Утром» рассказал о самом аварийном советском
истребителе.
Им оказался не сверхскоростной
МиГ-25 или крайне сложный в управлении МиГ-23, а истребитель-бомбардировщик
Су-7Б, который и стал самым жутким самолетом СССР 60-х годов. С 1956 по 1979
годы произошло 224 летных происшествия
Су-7, из них 114 катастроф.
Самолет был непрост в пилотировании
и ошибок не прощал как новичкам, так и опытным летчикам. На ручку приходилось
сильно давить и тянуть на себя. Как вспоминают пилоты, после приземления было
ощущение, что «разгрузил мешок картошки или угля». Другие вообще
сравнивали полет с управлением трактора или Т-34, причем происходило это не
из-за сопротивления воздушному потоку, а слишком тугих пружин.
Кроме того, машина
обладала высокой чувствительностью к отклонению руля направления на взлетных и
посадочных углах атаки, что приводило к трагическим ошибкам во время взлета и
посадки. Самолет резко кренился и при этом плохо реагировал на элероны (рули
крена). Вдобавок, автоматика двигателя была ненадежной, а сам самолет был
прожорливым и при этом недостаточно приемистым, хоть и развивал хорошую
скорость. В результате летчики находились в напряжении весь полет и
недолюбливали эту машину.
В результате в 1964
году налет на одно ЧП у Су-7 составил всего 1770 часов. Для сравнения, у МиГ-21
сначала было 3225 часов, а затем и вовсе показательные 4650 часов.
Интересно, что у
пресловутого F-104,
который сами американцы называли «производителями вдов» (widowmaker), этот показатель в 1965 году
был 5290 часов, то есть в три раза больше, чем у Су-7. Правда, в Германии, где
в основном и бились летчики F-104,
цифра была тоже неутешительная – 2970. В итоге немцы потеряли в авариях 292
самолетов, треть от всего авиапарка F-104
в
составе ВВС ФРГ.
Сам самолет Су-7Б
скорее походил на ракету, чем на на самолет, впрочем, как и F-104. Сказать, что авиаконструторы
к этому моменту достигли огромного прогресса – значит не сказать ничего.
Большая скорость истребителя мешала летчикам точно сбрасывать бомбы на
полигонах. Иногда летчики просто не могли найти цели, а искать их они должны
были своими глазами, так как о приборах, которые есть у современных пилотов,
тогда даже не мечтали.
Но самое интересное,
что Су-7Б вовсе не «завернули». Истребитель-бомбардировщик был на
вооружении ВВС СССР до 1986 года и участвовал во множестве конфликтов. Так, в
ходе Шестидневной войны египетские Су-7Б имели дело с израильскими
истребителями. Соотношения не в польщу египтян – 9 сбитых Су-7 и только один
израильский «Мираж-3» и SMB.2.
В индо-пакистанской
войне индийские Су-7Б совершили около 1500 боевых вылетов. Особенно эффективны
самолеты оказались против пакистанских танков.
Также неплохие
показатели у египетских Су-7Б в Октябрьской войне, но опять же в тех случаях,
когда самолеты использовались как бомбардиоровщики. В небе Су-7 проигрывал
американским и французским самолетам ВВС Израиля.
Советские Су-7Б
применялись ВВС Афганистана в ходе гражданской войны, начавшейся в 1978 году, а
затем переросшей в Афганскую с участием СССР.
Александр ИЛЬИН
Источник: