армия и оружие

Судостроительная промышленность США

Судостроительный завод компании «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» (г. Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния)

Cудостроительная промышленность США обладает широкими возможностями по разработке и производству всех классов подводных лодок (ПЛ), надводных кораблей (НК), катеров и вспомогательных судов военного назначения, а также гражданских судов. По данным, опубликованным в зару­бежных СМИ, в состав судостроительной отрасли входят 325 предприятий, где работают 137 тыс. человек.

Судостроением и судоремонтом боевых кораблей и вспомогательных судов разного типа заняты 62 предприятия (19% всех судостроительных пред­приятий), а гражданских судов — 263 (81%). Однако по численности персо­нала, задействованного в производстве, лидируют предприятия военной судо­строительной промышленности — более 109 тыс. человек (около 80% всех работающих в отрасли).

Характерной особенностью гражданской судостроительной промышленно­сти США является то, что предприятия данной отрасли специализируются на стро­ительстве судов средних и малых размеров, а суда большой и сложной конструкции, обеспечивающие современные виды перевозок (сухогрузы, контейнеровозы, суда типа «ро-ро», лайнеры) производятся, как правило, на предприятиях военной промышленности, обладающих соответствующи­ми технологическими возможностями.

Крупнейшими предприятиями гражданской судостроительной промыш­ленности США (с числом занятых от 700 до 1200 человек) являются судостро­ительные заводы компаний «Акер Филадельфия» (г. Филадельфия, штат Пен­сильвания), «Кеппел оффшор энд марин» (г. Браунсвилл, штат Техас), «Сигнал интернэшнл» (г. Орандж, Техас) и «Джефбоут» (г. Джефферсонвилл, Индиана). На них строятся транспортные, служебно-вспомогательные и суда техническо­го флота. Ведущие предприятия данной отрасли, как правило, также ремонти­руют и переоборудуют гражданские суда.

Наибольшее количество предприятий (115) занято строительством судов ма­лых размеров (число работающих около 10 тыс. человек).

Ведущие предприятия судостроительной промышленности США и численность их персонала

Название и расположение предприятия

Численность персонала, чел.

1

Завод компании «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг», г.Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния

22000

2

Завод компании «Инголлз шипбилдинг», г.Паскагула, Миссисипи

10000

3

Завод компании «Электрик боутдивижн», г.Гротон, Коннектикут

7200

4

Завод компании «Бат айрон уоркс», г.Бат, Мэн

5000

5

Завод компании «Остал Ю-Эс-Эй», г.Мобил, Алабама

3100

6

Завод компании «Эвондейл шипъярдз», г.Новый Орлеан, Луизиана

2000

7

Завод компании «Маринетт марин», г.Маринетт, Висконсин

700

Итого ведущих предприятий

50000

8

Завод компании «Нэшнл стил энд шипбилдинг», г.Сан-Диего, Калифорния

4500

Другие 23 судостроительных предприятия

54800

Всего

109300

На постройке яхт специализируется 24 предприятия (около 4 тыс. человек). Это, в частности, верфи компаний «Тринити марин яхте» (г. Галфпорт, штат Миссисипи; численность занятых 500 человек), «Дельта марин индастриз» (г. Сиэтл, Вашингтон; 320 человек) и «Бургер боут» (г. Манитовок, Вискон­син; 320 человек), где выпускаются яхты класса «люкс». На верфи компании «Кристенсен шипъярдз» (г. Ванкувер, штат Вашингтон; 360 человек) строятся океанские яхты длиной более 50 м.

Судостроение страны ориентировано в основном на продукцию военного назначения в интересах фактически одного покупателя (заказчика) — министер­ства ВМС США. Доля береговой охраны (БОХР) и иностранных заказчиков крайне мала.

На предприятиях военной судостроительной промышленности, помимо строительства осуществляется ремонт и модернизация уже состоящих на воо­ружении кораблей всех классов, катеров и вспомогательных судов военного на­значения, что обеспечивает их боеготовое состояние до конца установленных сроков эксплуатации и при необходимости продление этих сроков.

Предприятиями, занятыми строительством и ремонтом военных кораблей и катеров, владеют 10 частных корпораций-холдингов, а 24 отдельные частные компании и пять судоремонтных заводов принадлежат государственному сек­тору. Всего у корпораций-холдингов 33 предприятия (57% всех предприя­тий частного сектора заняты военным производством).

Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru

Главная особенность организационной структуры военной судостроитель­ной промышленности США с точки зрения формы собственности – принад­лежность всех судостроительных предприятий частным компаниям.

Среди крупных судостроительных предприятий выделяется так называемая большая шестерка заводов, находящаяся в собственности двух корпораций – «Хантингтон Инголлз индастриз» и «Дженерал дайнэмикс», являющихся ведущими подрядчиками министерства обороны. Их можно условно отнести к крупнейшим предприятиям первого уровня. Проектирование и строительство подавляющего большинства ПЛ, НК основных классов и вспомогательных су­дов осуществляются предприятиями «большой шестерки».

Ко второму уровню можно отнести два судостроительных завода на террито­рии США, принадлежащих итальянской корпорации «Финкантьери» (верфь «Маринетт Марин») и австралийской «Остал» (верфь «Остал Ю-Эс-Эй»»), на которых строятся корветы, катера и вспомогательные суда средних и малых размеров для американских ВМС.

На остальных верфях компаний ведется строительство катеров для нацио­нальных ВМС, БОХР США и на экспорт, а также осуществляется ремонт и модернизация боевых кораблей.

По числу занятых на предприятиях военной судостроительной промышлен­ности лидирует корпорация «Хантингтон Инголлз индастриз» — 34,5 тыс. че­ловек в 2012 году, или 40,1%, всех работающих в частном секторе данной отрасли. Второе место занимает «Дженерал дайнэмикс» — 18,7 тыс. человек (21,8%). Всего на предприятиях данного профиля, принадлежащих корпорациям-холдингам, работает около 79 тыс. человек (91,4% всех занятых в частном секторе отрасли).

Организационная структура судостроительной промышленности США на уровне компаний и корпораций-холдингов в последнее время претерпева­ет изменения. Так, в 2011 году была создана крупнейшая судостроительная корпорация страны – «Хантингтон Инголлз индастриз» путем выделения из многопрофильной транснациональной корпорации «Нортроп-Грумман» ее су­достроительного подразделения «Нортроп-Грумман шипбилдинг». Послед­нее возникло в 2008 году в результате объединения двух других подразделе­ний этой корпорации: «Нортроп-Грумман шип системз» и «Нортроп-Грумман Ньюпорт-ньюс». На их основе в рамках «Хантингтон Инголлз индастриз» было образовано два подразделения: «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» и «Ин­голлз шипбилдинг». В состав корпорации входит также дочерняя компания «Эвондейл шипбилдинг».

Компании «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» принадлежит судостроительный за­вод и три дочерние компании: «Ньюпорт-Ньюс индастриал», «Ньюпорт-Ньюс нуклеар» и «Ньюпорт-Ньюс энерджи», которые не имеют своих предприятий, но участвуют в строительстве кораблей, оказывая различные технологические услуги.

Судостроительный завод компании (г. Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния), находящийся в прямом подчинении подразделения, является крупнейшим пред­приятием отрасли с числом работающих 22 тыс. человек. Более 100 лет он раз­рабатывает, строит, переоборудует и ремонтирует корабли и суда всех классов как по заказам ВМС, так и по коммерческим контрактам. Со дня основания за­вода здесь построено более 800 кораблей и гражданских судов. В настоящее время это единственное профильное предприятие, выполняющее заказы национальных ВМС на проектирование, стро­ительство и обслуживание атомных авианосцев, и один из двух заводов (второй при­надлежит корпорации «Дже­нерал дайнэмикс»), способ­ных проектировать и строить атомные ПЛ.

В 2009 году завершилось строительство атомных многоцелевых авианосцев типа «Нимитц» (10 единиц) и началось строительство ко­раблей последнего поколения типа «Джеральд Форд» (CVN-78). При сохранении конструкции корпуса «Ни­митц», он будет обладать более широкими техниче­скими возможностями бла­годаря наличию новой системы боевого управления, перепроектированной над­стройки, электромагнитных катапульт, взлетно-посадоч­ной палубы большей длины, новой атомной силовой уста­новки и усовершенствован­ной электроэнергетической системы. Применение совре­менных технологий позволит снизить нагрузку на экипаж и сократить его численность, что снизит общую стоимость эксплуатации корабля.

В настоящее время основу программы строительства подводных лодок для американских ВМС составляет производство многоцелевой ПЛА типа «Виргиния». Ее разработка велась при уча­стии специалистов судостро­ительного завода компании «Электрик боут дивижн» (корпорация «Дженерал дайнэмикс»). Заказы распределены между  предприятиями поровну: на принадлежащем компании «Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг» строятся подводные лодки с четными номерами, а на  «Электрик боут дивижн» — с нечетными.

Компания «Инголлз шипбилдинг» также располагает судостроительным заводом прямого подчинения (г. Паскагула, штат Миссисипи), где занято 10 тыс. чел. Он занимает лидирующее положение в области проек­тирования и строительства, ремонта и модернизации многих классов НК, в част­ности фрегатов и десантных кораблей-доков, а также гражданских судов больших размеров. Предприятие специализируется на модульном строительстве. По этой технологии обеспечивается выполнение до 70 % монтажных работ на берегу. Собранный из модулей корабль с по­мощью специального устройства (слипа) выкатывается из сборочного цеха на плавучий док, в котором и достраивается.

Там же строились десантные корабли типов «Иводзима», «Остин», «Анко-ридж», «Тарава» и «Уосп», эскадренные миноносцы УРО типов «Спрюэнс», «Кидд» и «Бёрк», а также крейсера УРО типа «Тикондерога». Всего со стапе­лей предприятия сошло 28 эсминцев типа «Бёрк».

Судостроительный завод компании «Эвондейл шипбилдинг» (г. Новый Орлеан, штат Луизиана).

В настоящее время выполняется основной заказ национальных ВМС на строи­тельство десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Сан-Антонио» (до 2017-го) и универсальных десант­ных кораблей типа «Амери­ка» (до 2018 года). На заводе ведется также строительство сторожевых кораблей типа «Легенд» (до 2018 года). Всего с 1975 года здесь было выпущено более 80 НК. Кро­ме того, проводятся ремонт и модернизация надводных кораблей всех классов.

В состав подразделения «Инголлз шипбилдинг» кро­ме судостроительного завода входят три дочерние компа­нии. К компаниям военного сектора относится только «Континентал маритайм», которой принадлежит судо­ремонтный завод в г. Сан-Ди­его (штат Калифорния). На нем ведется ремонт и перео­борудование крупных надво­дных кораблей, в том числе авианосцев, крейсеров, фре­гатов, десантных кораблей.

Остальные компании («Галфпорт композит энд компонентс» и «АМСЕК») не имеют собственных предприятий, однако оказывают различные виды услуг в данной области.

Дочерняя компания «Эвондейл шипбилдинг», входящая в корпорацию «Хан­тингтон Инголлз индастриз», была основана в 1938 году. Ей принадлежит су­достроительный завод в г. Новый Орлеан (штат Луизиана) с числом работников 2 тыс. человек. Здесь было построено около 300 кораблей и судов.

Транснациональная корпорация «Дженерал дайнэмикс» является одним из крупнейших мировых производителей вооружения и военной техники. Она занимается разработкой и производством широкого спектра продукции воен­ного назначения. Предприятия судостроительной промышленности относятся к подразделению «Марин системз». Корпорации принадлежат три судострои­тельных и два судоремонтных завода, входящих в состав военной судострои­тельной промышленности.

Судостроительный завод компании «Электрик боут дивижн» (г. Тротон, штат Коннектикут)

Судостроительный завод компании «Электрик боут дивижн» в г. Гротон (штат Коннектикут) специализируется на строительстве только атомных под­водных лодок. Компания, основанная в 1899 году, строила первую ПЛ типа «Голландия» для ВМС США. Всего со стапелей ее завода сошло более поло­вины всех подводных лодок для национальных военно-морских сил. В настоя­щее время здесь ведется строительство многоцелевых ПЛА типа «Виргиния» (в 2003-2013 годах построено пять единиц). Специалисты компании также принимают участие в ремонте ПЛА в пунктах постоянного базирования.

Судостроительный за­вод компании «Бат айрон уоркс», действующий с конца 1880-х годов, рас­положен в г0 Бат (штат Мэн). Всего здесь было построено более 240 НК и свыше 160 гражданских судов, включая танкеры, контейнеровозы, суда типа «ро-ро», яхты и ры­боловецкие суда. С 1984 года предприятие выпол­няет только заказы ВМС.

В 1973 году судостро­ительный завод стал ос­новным звеном в создании фрегатов УРО типа «О.Х. Перри», поставив ВМС 24 таких корабля. В 1982-1993 годах было построено восемь крейсеров УРО типа «Тикондерога», а с 1985-го ведется строительство эсминцев УРО типа «Бёрк» (головной корабль передан ВМС в 1991-м). К 2012 году со стапелей сошли 34 эсминца данного типа. Начато строительство ЭМ УРО типа «Замволт», которое будет завершено в 2018 году.

Компания «Нэшнл стил энд шипбилдинг» является холдинговой. Ей принад­лежат три дочерние компании, а также судостроительный завод в г. Сан-Диего (штат Калифорния) — крупнейшее предприятие по производству вспомогатель­ных судов для ВМС США. За период с 1960 года построено более 60 таких су­дов и свыше 50 гражданских. С 2001 года завод строит транспорты снабжения типа «Льюис энд Кларк» (всего 15 судов).

Судостроительный завод компании «Нэшнл стил энд шипбилдинг» (г. Сан-Диего, штат Калифорния)

В 2011 году был заключен контракт на постройку десантных мобильных мор­ских платформ MLP. На предприятии также ведется ремонт и модернизация десантных кораблей и вспомогательных судов.

Дочерние компании «Эрл индастриз» и «Нэшнл стил энд шипбилдинг-Нор-фолк» имеют по одному судоремонтному заводу. «Нэшнл стил энд шипбил-динг-Мэйпорт» не располагает собственным производством, однако осущест­вляет инженерное сопровождение работ и оказывает другие услуги технологи­ческого характера.

В итальянской транснациональной корпорации «Финкантъери» пред­приятия судостроительной промышленности США входят в состав подразделения «Финкантьери марин групп», которому принадлежат три дочер­ние компании в Соеди­ненных Штатах. Завод компании «Маринетт ма­рин» относится к военной судостроительной промышленности, а заводы двух других компаний – к гражданскому сектору от­расли.

Строительство эсминца DDG-1000 «Замволт» на верфи компании «Бат айрон уоркс»

Компания «Маринетт марин» имеет судостро­ительный завод в г. Ма­ринетт (штат Висконсин) с числом занятых 700 человек. Он основан в 1942 году. С того момен­та здесь было построено более 1000 судов. В на­стоящее время предпри­ятие ориентировано на выпуск многоцелевых ко­раблей прибрежной мор­ской зоны типа «Фридом» (LCS-1). Строительство головного корвета этого типа было начато в 2006 году и завершилось пере­дачей его американскому флоту в 2008-м. На заводе строятся также патруль­ные катера и вспомога­тельные суда (суда снаб­жения и ледоколы) для национальных ВМС.

Австралийская транснациональная корпорация «Остал» имеет в США дочернюю компанию «Остал Ю-Эс-Эй». Ей принадлежит судостроительный завод в г. Мобил (штат Алабама), относящийся к военной судостроительной промышленности США, где работает около 3 тыс. человек. Здесь строятся корветы, сторожевые катера и вспомогательные суда, а также гражданские суда средних размеров.

Судостроительный завод компании «Остал Ю-Эс-Эй» занят строитель­ством многоцелевых кораблей прибрежной морской зоны типа «Индепенденс» (LCS-2). В отличие от корветов типа «Фридом», которые являются однокорпусными, «Индепенденс» представляет собой тримаран. «Остал Ю-Эс-Эй» полу­чила также контракт на производство быстроходных вспомогательных судов обеспечения десантных операций типа JHSV.

Таким образом, в военной судостроительной промышленности США насчитывается 31 сборочное предприятие. К ведущим относятся семь из них, которые занимаются строительством подводных лодок и надводных кораблей основных классов, и один крупный завод, выпускающий вспомо­гательные суда (суда тылового обеспечения). Остальные 23 предприятия производят катера и вспомогательные суда. Перспективы развития судостроительной промышленности США напрямую зависят от наличия и объемов заказов для национальных ВМС, что позволит отрасли сохра­нить лидирующие позиции в мировом военном судостроении.

(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru  по статье Н.Железняк, «ЗВО». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Факт

Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо «смазывает» картинку.  Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE