Судостроительный завод компании «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» (г. Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния)
Cудостроительная промышленность США обладает широкими возможностями по разработке и производству всех классов подводных лодок (ПЛ), надводных кораблей (НК), катеров и вспомогательных судов военного назначения, а также гражданских судов. По данным, опубликованным в зарубежных СМИ, в состав судостроительной отрасли входят 325 предприятий, где работают 137 тыс. человек.
Судостроением и судоремонтом боевых кораблей и вспомогательных судов разного типа заняты 62 предприятия (19% всех судостроительных предприятий), а гражданских судов — 263 (81%). Однако по численности персонала, задействованного в производстве, лидируют предприятия военной судостроительной промышленности — более 109 тыс. человек (около 80% всех работающих в отрасли).
Характерной особенностью гражданской судостроительной промышленности США является то, что предприятия данной отрасли специализируются на строительстве судов средних и малых размеров, а суда большой и сложной конструкции, обеспечивающие современные виды перевозок (сухогрузы, контейнеровозы, суда типа «ро-ро», лайнеры) производятся, как правило, на предприятиях военной промышленности, обладающих соответствующими технологическими возможностями.
Крупнейшими предприятиями гражданской судостроительной промышленности США (с числом занятых от 700 до 1200 человек) являются судостроительные заводы компаний «Акер Филадельфия» (г. Филадельфия, штат Пенсильвания), «Кеппел оффшор энд марин» (г. Браунсвилл, штат Техас), «Сигнал интернэшнл» (г. Орандж, Техас) и «Джефбоут» (г. Джефферсонвилл, Индиана). На них строятся транспортные, служебно-вспомогательные и суда технического флота. Ведущие предприятия данной отрасли, как правило, также ремонтируют и переоборудуют гражданские суда.
Наибольшее количество предприятий (115) занято строительством судов малых размеров (число работающих около 10 тыс. человек).
Ведущие предприятия судостроительной промышленности США и численность их персонала
№
Название и расположение предприятия
Численность персонала, чел.
1
Завод компании «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг», г.Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния
22000
2
Завод компании «Инголлз шипбилдинг», г.Паскагула, Миссисипи
10000
3
Завод компании «Электрик боутдивижн», г.Гротон, Коннектикут
7200
4
Завод компании «Бат айрон уоркс», г.Бат, Мэн
5000
5
Завод компании «Остал Ю-Эс-Эй», г.Мобил, Алабама
3100
6
Завод компании «Эвондейл шипъярдз», г.Новый Орлеан, Луизиана
2000
7
Завод компании «Маринетт марин», г.Маринетт, Висконсин
700
Итого ведущих предприятий
50000
8
Завод компании «Нэшнл стил энд шипбилдинг», г.Сан-Диего, Калифорния
4500
Другие 23 судостроительных предприятия
54800
Всего
109300
На постройке яхт специализируется 24 предприятия (около 4 тыс. человек). Это, в частности, верфи компаний «Тринити марин яхте» (г. Галфпорт, штат Миссисипи; численность занятых 500 человек), «Дельта марин индастриз» (г. Сиэтл, Вашингтон; 320 человек) и «Бургер боут» (г. Манитовок, Висконсин; 320 человек), где выпускаются яхты класса «люкс». На верфи компании «Кристенсен шипъярдз» (г. Ванкувер, штат Вашингтон; 360 человек) строятся океанские яхты длиной более 50 м.
Судостроение страны ориентировано в основном на продукцию военного назначения в интересах фактически одного покупателя (заказчика) — министерства ВМС США. Доля береговой охраны (БОХР) и иностранных заказчиков крайне мала.
На предприятиях военной судостроительной промышленности, помимо строительства осуществляется ремонт и модернизация уже состоящих на вооружении кораблей всех классов, катеров и вспомогательных судов военного назначения, что обеспечивает их боеготовое состояние до конца установленных сроков эксплуатации и при необходимости продление этих сроков.
Предприятиями, занятыми строительством и ремонтом военных кораблей и катеров, владеют 10 частных корпораций-холдингов, а 24 отдельные частные компании и пять судоремонтных заводов принадлежат государственному сектору. Всего у корпораций-холдингов 33 предприятия (57% всех предприятий частного сектора заняты военным производством).
Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru
Главная особенность организационной структуры военной судостроительной промышленности США с точки зрения формы собственности – принадлежность всех судостроительных предприятий частным компаниям.
Среди крупных судостроительных предприятий выделяется так называемая большая шестерка заводов, находящаяся в собственности двух корпораций – «Хантингтон Инголлз индастриз» и «Дженерал дайнэмикс», являющихся ведущими подрядчиками министерства обороны. Их можно условно отнести к крупнейшим предприятиям первого уровня. Проектирование и строительство подавляющего большинства ПЛ, НК основных классов и вспомогательных судов осуществляются предприятиями «большой шестерки».
Ко второму уровню можно отнести два судостроительных завода на территории США, принадлежащих итальянской корпорации «Финкантьери» (верфь «Маринетт Марин») и австралийской «Остал» (верфь «Остал Ю-Эс-Эй»»), на которых строятся корветы, катера и вспомогательные суда средних и малых размеров для американских ВМС.
На остальных верфях компаний ведется строительство катеров для национальных ВМС, БОХР США и на экспорт, а также осуществляется ремонт и модернизация боевых кораблей.
По числу занятых на предприятиях военной судостроительной промышленности лидирует корпорация «Хантингтон Инголлз индастриз» — 34,5 тыс. человек в 2012 году, или 40,1%, всех работающих в частном секторе данной отрасли. Второе место занимает «Дженерал дайнэмикс» — 18,7 тыс. человек (21,8%). Всего на предприятиях данного профиля, принадлежащих корпорациям-холдингам, работает около 79 тыс. человек (91,4% всех занятых в частном секторе отрасли).
Организационная структура судостроительной промышленности США на уровне компаний и корпораций-холдингов в последнее время претерпевает изменения. Так, в 2011 году была создана крупнейшая судостроительная корпорация страны – «Хантингтон Инголлз индастриз» путем выделения из многопрофильной транснациональной корпорации «Нортроп-Грумман» ее судостроительного подразделения «Нортроп-Грумман шипбилдинг». Последнее возникло в 2008 году в результате объединения двух других подразделений этой корпорации: «Нортроп-Грумман шип системз» и «Нортроп-Грумман Ньюпорт-ньюс». На их основе в рамках «Хантингтон Инголлз индастриз» было образовано два подразделения: «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» и «Инголлз шипбилдинг». В состав корпорации входит также дочерняя компания «Эвондейл шипбилдинг».
Компании «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» принадлежит судостроительный завод и три дочерние компании: «Ньюпорт-Ньюс индастриал», «Ньюпорт-Ньюс нуклеар» и «Ньюпорт-Ньюс энерджи», которые не имеют своих предприятий, но участвуют в строительстве кораблей, оказывая различные технологические услуги.
Судостроительный завод компании (г. Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния), находящийся в прямом подчинении подразделения, является крупнейшим предприятием отрасли с числом работающих 22 тыс. человек. Более 100 лет он разрабатывает, строит, переоборудует и ремонтирует корабли и суда всех классов как по заказам ВМС, так и по коммерческим контрактам. Со дня основания завода здесь построено более 800 кораблей и гражданских судов. В настоящее время это единственное профильное предприятие, выполняющее заказы национальных ВМС на проектирование, строительство и обслуживание атомных авианосцев, и один из двух заводов (второй принадлежит корпорации «Дженерал дайнэмикс»), способных проектировать и строить атомные ПЛ.
В 2009 году завершилось строительство атомных многоцелевых авианосцев типа «Нимитц» (10 единиц) и началось строительство кораблей последнего поколения типа «Джеральд Форд» (CVN-78). При сохранении конструкции корпуса «Нимитц», он будет обладать более широкими техническими возможностями благодаря наличию новой системы боевого управления, перепроектированной надстройки, электромагнитных катапульт, взлетно-посадочной палубы большей длины, новой атомной силовой установки и усовершенствованной электроэнергетической системы. Применение современных технологий позволит снизить нагрузку на экипаж и сократить его численность, что снизит общую стоимость эксплуатации корабля.
В настоящее время основу программы строительства подводных лодок для американских ВМС составляет производство многоцелевой ПЛА типа «Виргиния». Ее разработка велась при участии специалистов судостроительного завода компании «Электрик боут дивижн» (корпорация «Дженерал дайнэмикс»). Заказы распределены между предприятиями поровну: на принадлежащем компании «Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг» строятся подводные лодки с четными номерами, а на «Электрик боут дивижн» — с нечетными.
Компания «Инголлз шипбилдинг» также располагает судостроительным заводом прямого подчинения (г. Паскагула, штат Миссисипи), где занято 10 тыс. чел. Он занимает лидирующее положение в области проектирования и строительства, ремонта и модернизации многих классов НК, в частности фрегатов и десантных кораблей-доков, а также гражданских судов больших размеров. Предприятие специализируется на модульном строительстве. По этой технологии обеспечивается выполнение до 70 % монтажных работ на берегу. Собранный из модулей корабль с помощью специального устройства (слипа) выкатывается из сборочного цеха на плавучий док, в котором и достраивается.
Там же строились десантные корабли типов «Иводзима», «Остин», «Анко-ридж», «Тарава» и «Уосп», эскадренные миноносцы УРО типов «Спрюэнс», «Кидд» и «Бёрк», а также крейсера УРО типа «Тикондерога». Всего со стапелей предприятия сошло 28 эсминцев типа «Бёрк».
Судостроительный завод компании «Эвондейл шипбилдинг» (г. Новый Орлеан, штат Луизиана).
В настоящее время выполняется основной заказ национальных ВМС на строительство десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Сан-Антонио» (до 2017-го) и универсальных десантных кораблей типа «Америка» (до 2018 года). На заводе ведется также строительство сторожевых кораблей типа «Легенд» (до 2018 года). Всего с 1975 года здесь было выпущено более 80 НК. Кроме того, проводятся ремонт и модернизация надводных кораблей всех классов.
В состав подразделения «Инголлз шипбилдинг» кроме судостроительного завода входят три дочерние компании. К компаниям военного сектора относится только «Континентал маритайм», которой принадлежит судоремонтный завод в г. Сан-Диего (штат Калифорния). На нем ведется ремонт и переоборудование крупных надводных кораблей, в том числе авианосцев, крейсеров, фрегатов, десантных кораблей.
Остальные компании («Галфпорт композит энд компонентс» и «АМСЕК») не имеют собственных предприятий, однако оказывают различные виды услуг в данной области.
Дочерняя компания «Эвондейл шипбилдинг», входящая в корпорацию «Хантингтон Инголлз индастриз», была основана в 1938 году. Ей принадлежит судостроительный завод в г. Новый Орлеан (штат Луизиана) с числом работников 2 тыс. человек. Здесь было построено около 300 кораблей и судов.
Транснациональная корпорация «Дженерал дайнэмикс» является одним из крупнейших мировых производителей вооружения и военной техники. Она занимается разработкой и производством широкого спектра продукции военного назначения. Предприятия судостроительной промышленности относятся к подразделению «Марин системз». Корпорации принадлежат три судостроительных и два судоремонтных завода, входящих в состав военной судостроительной промышленности.
Судостроительный завод компании «Электрик боут дивижн» (г. Тротон, штат Коннектикут)
Судостроительный завод компании «Электрик боут дивижн» в г. Гротон (штат Коннектикут) специализируется на строительстве только атомных подводных лодок. Компания, основанная в 1899 году, строила первую ПЛ типа «Голландия» для ВМС США. Всего со стапелей ее завода сошло более половины всех подводных лодок для национальных военно-морских сил. В настоящее время здесь ведется строительство многоцелевых ПЛА типа «Виргиния» (в 2003-2013 годах построено пять единиц). Специалисты компании также принимают участие в ремонте ПЛА в пунктах постоянного базирования.
Судостроительный завод компании «Бат айрон уоркс», действующий с конца 1880-х годов, расположен в г0 Бат (штат Мэн). Всего здесь было построено более 240 НК и свыше 160 гражданских судов, включая танкеры, контейнеровозы, суда типа «ро-ро», яхты и рыболовецкие суда. С 1984 года предприятие выполняет только заказы ВМС.
В 1973 году судостроительный завод стал основным звеном в создании фрегатов УРО типа «О.Х. Перри», поставив ВМС 24 таких корабля. В 1982-1993 годах было построено восемь крейсеров УРО типа «Тикондерога», а с 1985-го ведется строительство эсминцев УРО типа «Бёрк» (головной корабль передан ВМС в 1991-м). К 2012 году со стапелей сошли 34 эсминца данного типа. Начато строительство ЭМ УРО типа «Замволт», которое будет завершено в 2018 году.
Компания «Нэшнл стил энд шипбилдинг» является холдинговой. Ей принадлежат три дочерние компании, а также судостроительный завод в г. Сан-Диего (штат Калифорния) — крупнейшее предприятие по производству вспомогательных судов для ВМС США. За период с 1960 года построено более 60 таких судов и свыше 50 гражданских. С 2001 года завод строит транспорты снабжения типа «Льюис энд Кларк» (всего 15 судов).
Судостроительный завод компании «Нэшнл стил энд шипбилдинг» (г. Сан-Диего, штат Калифорния)
В 2011 году был заключен контракт на постройку десантных мобильных морских платформ MLP. На предприятии также ведется ремонт и модернизация десантных кораблей и вспомогательных судов.
Дочерние компании «Эрл индастриз» и «Нэшнл стил энд шипбилдинг-Нор-фолк» имеют по одному судоремонтному заводу. «Нэшнл стил энд шипбил-динг-Мэйпорт» не располагает собственным производством, однако осуществляет инженерное сопровождение работ и оказывает другие услуги технологического характера.
В итальянской транснациональной корпорации «Финкантъери» предприятия судостроительной промышленности США входят в состав подразделения «Финкантьери марин групп», которому принадлежат три дочерние компании в Соединенных Штатах. Завод компании «Маринетт марин» относится к военной судостроительной промышленности, а заводы двух других компаний – к гражданскому сектору отрасли.
Строительство эсминца DDG-1000 «Замволт» на верфи компании «Бат айрон уоркс»
Компания «Маринетт марин» имеет судостроительный завод в г. Маринетт (штат Висконсин) с числом занятых 700 человек. Он основан в 1942 году. С того момента здесь было построено более 1000 судов. В настоящее время предприятие ориентировано на выпуск многоцелевых кораблей прибрежной морской зоны типа «Фридом» (LCS-1). Строительство головного корвета этого типа было начато в 2006 году и завершилось передачей его американскому флоту в 2008-м. На заводе строятся также патрульные катера и вспомогательные суда (суда снабжения и ледоколы) для национальных ВМС.
Австралийская транснациональная корпорация «Остал» имеет в США дочернюю компанию «Остал Ю-Эс-Эй». Ей принадлежит судостроительный завод в г. Мобил (штат Алабама), относящийся к военной судостроительной промышленности США, где работает около 3 тыс. человек. Здесь строятся корветы, сторожевые катера и вспомогательные суда, а также гражданские суда средних размеров.
Судостроительный завод компании «Остал Ю-Эс-Эй» занят строительством многоцелевых кораблей прибрежной морской зоны типа «Индепенденс» (LCS-2). В отличие от корветов типа «Фридом», которые являются однокорпусными, «Индепенденс» представляет собой тримаран. «Остал Ю-Эс-Эй» получила также контракт на производство быстроходных вспомогательных судов обеспечения десантных операций типа JHSV.
Таким образом, в военной судостроительной промышленности США насчитывается 31 сборочное предприятие. К ведущим относятся семь из них, которые занимаются строительством подводных лодок и надводных кораблей основных классов, и один крупный завод, выпускающий вспомогательные суда (суда тылового обеспечения). Остальные 23 предприятия производят катера и вспомогательные суда. Перспективы развития судостроительной промышленности США напрямую зависят от наличия и объемов заказов для национальных ВМС, что позволит отрасли сохранить лидирующие позиции в мировом военном судостроении.
(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru по статье Н.Железняк, «ЗВО». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).
Факт
Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо «смазывает» картинку. Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40…
Источник: