армия и оружие

Т-14 «Армата» — перспективный российский танк

Танк Т-14 «Армата»

На параде 9 мая в Москве в честь 70-летнего юби­лея Победы над нацистской Германией широкой публике впервые был представлен новейший российский танк пятого поколения Т-14 «Армата». К 2020 году имен­но эта машина должна занять место основного танка Во­оруженных Сил РФ, сменив устаревшие Т-72 и Т-90.

 

Т-95 И «АРМАТА»

Разработчиками «Арматы» было заявлено, что в новом танке творчески использовано все самое лучшее, что было в прежних россий­ских разработках, прежде всего в Т-95 («Объект 195»). Именно Т-95 долгие годы считался наиболее подходя­щим вариантом для перевооружения российских танко­вых войск. Несмотря на высокий уровень секретности, танк довольно широко обсуждался, можно даже сказать — рекламировался, разработчиками-специалис­тами Уральского конструкторского бюро транспортно­го машиностроения (ОАО «УКБТМ»), и к 2010 году его проект был буквально в шаге от завершения и переда­чи в производство.

Концепция Т-95 начала разрабатываться в середине 90-х годов в рамках программы «Совершенствование-88». Согласно пла­нам, Т-95 («Объект 195») должен был стать совершен­но оригинальной машиной, с радикально измененной компоновкой. Основная изюминка выбранной компоновки была в полном разделении и изоляции друг от друга основных отсеков боевой машины. Правда, та­кая идея возникла не на пустом месте. Еще в далеком 1971 году коллектив Харьковского завода им. Малы­шева в инициативном порядке предложил проект ма­шины, получившей обозначение ГАБТУ «Объект 450» и заводское обозначение Т-74. Машина разделялась на пять отдельных отсеков: моторно-трансмиссионное отделение, отсек с боекомплектом, отделение с члена­ми экипажа, отделение с орудием и дополнительным вооружением и топливное отделение. Но советское руководство посчитало концепцию танка слишком не­обычной, дорогой и сложной в производстве. В резуль­тате примерно через год тема была закрыта, хотя и не забыта полностью. Проект высокозащищенного танка с экипажем из двух человек и с разнесенными отсе­ками позднее был запатентован Санкт-Петербургским ОАО «Спецмаш». Аналогичный проект предлагался также и германской компанией Blohm und Foss, но раз­вития не получил.

Танк Т-95

В Т-95 экипаж предполагалось расположить в специальной бронированной герметичной капсу­ле, которая отделяла бы людей от зоны размещения боеприпасов и оружия. Такое решение позволяло су­щественно повысить уровень безопасности экипажа, что немаловажно даже с психологической точки зрения (например, французы, проведя специ­альные исследования, выяснили, что эффек­тивность действий экипажа в тяжелых машинах в три раза выше, чем в легкой бронетехнике, — в тяжелой машине экипаж чувствует себя неуяз­вимым). Экипаж из трех человек сидел линей­но, плечом к плечу (слева — механик-водитель, в центре — командир, а справа — наводчик ору­дия), с высоким уровнем комфорта. Механик-водитель управлял танком полулежа, при этом управление было «кнопочное», не требовавшее существенных физических усилий (по отзывам легче, чем у американского «Абрамса»).

Пушка устанавливалась в небольшой необи­таемой башне (так называемая «лафетная ком­поновка»), а боекомплект располагался под ней. Защищенность боеприпасов также была очень высока. Дополнительно в отсеке были преду­смотрены вышибные панели. При возможном возгорании или детонации боеприпасов такая панель выбивалась, и продукты взрыва выбра­сывались наружу, нанося минимальные повреж­дения танку.

Вооружение танка Т-95 включало перспектив­ную 152-мм гладкоствольную пушку 2А83, способ­ную вести огонь управляемыми ракетами. Вместе с ней в боевом модуле устанавливалась 30-мм автоматическая пушка 2А42 (в качестве вспомо­гательного вооружения). Кроме того, имелся еще 12,7-мм пулемет «Корд» в дистанционно управляемой турели.

Информация о цели должна была поступать по оп­тическим, тепловизионным и инфракрасным каналам в систему управления огнем (СУО). Предполагалось включить в нее лазерный дальномер и радиолокаци­онную станцию. Следует отметить, что новая компо­новка предъявляла очень жесткие требования к СУО, поскольку экипаж был лишен возможности пользо­ваться традиционными оптическими приборами. Всю информацию об обстановке на поле боя он получал от электронных датчиков. Она выводилась на экраны мониторов, туда же отправлялась и текущая опера­тивная информация о взаимодействии с другими тан­ками, а также тактические задачи командования. Т-95 планировалось оснастить даже комплексом «свой-чужой», который позволил бы экипажу более динамично действовать в сложных и быстро меняющихся усло­виях современного поля боя. Что интересно, еще сис­тема государственного опознавания «Пароль», вне­дренная в 80-х годах на советских боевых са­молетах, создавалась именно как унифициро­ванная для всех видов войск и боевой техники.

Высокая защищенность танка обеспечива­лась многослойным комбинированным бро­нированием с использованием встроенной динамической защиты нового поколения, разра­батываемой в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) «Реликт». Свою лепту в повышен­ную защищенность вносили также комплекс ак­тивной защиты (КАЗ) «Дрозд-2» или «Арена-М», а также система противодействия «Штора-2». Из-за такой мощной защиты испытатели между собой даже прозвали Т-95 «Железным капутом».

Масса танка Т-95 составляла около 55 т, но при этом благодаря мощному двигателю он был способен разгоняться до скорости 70 км/ч всего за де­сяток секунд.

Однако, несмотря на выдающиеся характеристики и высокую готовность Т-95, финансирование работ по этому проекту сначала было заморожено, а 7 апреля 2010 года заместитель министра обороны, начальник вооружения Вооруженных Сил РФ Владимир Поповкин заявил о закрытии проекта и, соответственно, полном прекращении его финансирования. По словам Поповкина, проект машины морально устарел. Надо сказать, это довольно неожиданное утверждение относитель­но активно разрабатываемого проекта перспективно­го танка, но, очевидно, такое мнение на тот момент возобладало в руководстве МО — тогдашний министр Анатолий Сердюков почему-то считал, что Т-95 — не более чем очередная модернизация Т-72. Кстати, и сегодня, спустя пять лет, большая часть информации о Т-95 остается секретной. Поэтому мотивировка отка­за от продолжения работ под предлогом «морального устаревания» выглядит совершенно неубедительной.

В качестве другой причины закрытия проекта Т-95 называлась его высокая итоговая цена. Несомненно, танк получался технически сложным и дорогим. К тому же у руководства Министерства обороны воз­никли сомнения в возможности серийного производ­ства машины и ее новых сложных комплектующих силами тогдашнего российского ВПК. По словам ге­нерал-полковника Сергея Маева (с 1996 по 2003 год он занимал должность начальника Главного автобро­нетанкового управления МО РФ и руководил разра­боткой танка Т-95): «У нас два образца Т-95 уже от­ходили 15 тысяч километров. И пушка уже произвела 287 выстрелов. Танк был готов. Надо было создать третий вариант, провести полномасштабную дора­ботку на основании первого и второго образцов, а на третьем варианте провести государственные испыта­ния, внести какие-то изменения и запустить в серию. И был бы у нас лучший в мире танк. Но мне возра­зили, что машина конструктивно слишком сложна, она не будет освоена и будет очень дорогая».

Такая причина закрытия программы Т-95 выглядит более правдоподобной.

 

РАБОТЫ ПО УНИВЕРСАЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЕ «АРМАТА»

Тем не менее, оставаться совсем без нового танка военные не собирались. Поэтому в том же 2010 году в качестве альтернативы Т-95 были начаты работы по проекту «Армата» — планировалось создать машину, которая в перспективе должна была стать основной бое­вой единицей российских Сухопутных войск.

Перед конструкторами «УКБТМ» была поставлена сложная задача — к 2015 году танк должен стать на производственную линию, а к 2020 году Вооруженные Силы РФ должны получить 2,3 тысячи таких машин. Это позволило бы модернизировать танковый парк России на 70%. А пока, в ожидании завершения работ по созданию новой боевой машины, военное ведом­ство решило поддерживать боеспособность бронетан­ковых войск путем глубокой модернизации «лучшего танка второй половины прошлого века» — Т-72, подписав с «Уралвагонзаводом» контракт на модерниза­цию 170 основных боевых танков Т-72 на сумму свыше 6 млрд рублей и фактически отказавшись от закупки более совершенных, по сравнению с Т-72, танков Т-90.

Танк Т-14 «Армата»: хорошо видны бортовые экраны с ВДЗ

В марте 2012 года Министерством обо­роны РФ был утвержден технический проект тяжелой платформы бронетехники «Армата». А осенью 2013 года предприятия российского оборонно-промышлен­ного комплекса уже собрали первые три образца бронетехники на базе единой тяжелой гусеничной плат­формы «Армата».

Хотя конкретные цифры финансирования проекта «Армата», включая ОКР и НИ ОКР, засекречены, но, со­гласно открытым источникам, только выполнение ОКР «Разработка промышленной технологии серийного изготовления сверхвысокочастотных блоков и сверх­высокочастотных плат, применяемых в изделиях «Ар­мата», «Бумеранг», «Курганец» и технологии автомати­зированного контроля основных параметров изделий», шифр «Армата» обошлись бюджету в 57 млн. рублей. А это лишь одна из десятков, а может быть, и сотен опытно-конструкторских работ, проведенных в рам­ках разработки и создания нового российского танка.

В 2011 году Владимир Путин заявлял, что на модерни­зацию «Уралвагонзавода» (закупку станков, оборудова­ния, ремонт помещений и т. д.) планируется выделить более 64 млрд. рублей. Многие вещи пришлось делать с нуля. Например, эксперты отмечали, что в России практически было утеряно производство броневой ста­ли. Этим вопросом несколько последних лет пришлось заниматься госкорпорации «Ростех», которая фактиче­ски из руин восстановила Волгоградский металлурги­ческий комбинат «Красный октябрь».

В результате,  судя по оценкам,  приводившимся в открытых источниках, сто­имость одного танка проек­та «Армата» превысит 400 млн. рублей (также озвучи­валась еще одна цифра — 8 млн. долларов). Цена, конечно, не­малая, но не запредель­ная. Для сравнения можно привести ориентировочную стоимость «соперников» перспективного российско­го танка: цена американ­ского танка М1А2 Abrams — более 6 млн. долларов (по состоянию на 2012 год), цена немецкого танка Леопард-2А6 — 6,5 млн дол­ларов, цена французского танка Леклерк-2 — 8,5 млн. долларов. Нижнетагильский танк Т-90МС стоил около 118 млн. рублей. Так что, цена на танк «Армата» представляется обоснованной.

Нуж­но четко понимать, что, в отличие от Т-95, «Армата» — это не просто новый танк, а унифицированная межвидовая тяжелая гусеничная платформа для машин с массой от 30 до 65 т. То есть целью проекта «Армата» было создание одинаковых для всех армейских гусеничных бронемашин единой хо­довой части, моторно-трансмиссионной уста­новки, органов управления шасси, интерфейса водителя, унифицированного комплекса бортового электрооборудования и систем жизне­обеспечения. К тому же эта унифицированная платформа получала как минимум два вари­анта компоновки: с передним или с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения (ПМТО или ЗМТО). Это позволяло без проблем размещать на платформе любое специальное оборудование и вооружение.

Известно, что на основе «Арматы» планиру­ется создать основной боевой танк, боевую машину пехоты, тяжелый бронетранспортер, боевую машину поддержки танков, брониро­ванную ремонтно-эвакуационную машину, шасси для самоходных артиллерийских установок и т. п. На сегод­няшний день выпущены и проходят испытания основ­ной танк на платформе «Армата», который получил ар­мейский индекс Т-14 (заводской индекс «Объект 148»), а также тяжелый бронетранспортер Т-15 (заводской индекс «Объект 149»).

Технические задания на новый танк и семейство ма­шин «Армата» до сих пор засекречены, озвучивались лишь самые общие требования:

  • максимальная защита экипажа и его выживание при повреждении машины;
  • интеграция танка в единое информационное про­странство на поле боя и обмен информацией в реаль­ном масштабе времени;
  • защита от основных средств поражения с лобо­вых углов атаки ±30 градусов;
  • круговая защита от ручных противотанковых средств;
  • защита верхней проекции от боеприпасов, пора­жающих крышу башни;
  • максимальная масса — не более 50 т;
  • максимальная скорость хода — не менее 60 км/ч;
  • защита от оружия массового поражения;
  • минимизация времени на обслуживание и восста­новительный ремонт.

Более того, до последнего момента даже внешний вид «Арматы» оставался загадкой. Со временем ин­трига только усиливалась, и эксперты сломали немало копий, дискутируя о предполагаемом облике «Арма­ты». Так, можно вспомнить жаркие споры, возникшие по поводу фото макета перспективной боевой машины, продемонстрированной в ходе визита вице-премьера Дмитрия Рогозина в Пермь в 2012 году и принятой за танк «Армата». Как оказалось, это все же был не танк, а «боевая артиллерийская машина на унифицирован­ном базовом шасси «Армата»». Боевая артиллерийская машина (БАМ) с нарезным крупнокалиберным орудием низкой баллистики, по сути, являлась штурмовой машиной, предназначен­ной для преодоления укрепленных районов, населен­ных пунктов и других сооружений, которые могли бы встретиться войскам на поле боя. Но все же кое-какую информацию модель БАМ дала. Как раз в это время многие эксперты ломали головы над вопросом: сколько опорных катков будет у унифицированного шасси, и откуда их позаимствуют — с Т-80 или Т-90? Демонстра­ция БАМ дала понять, что таких катков будет семь и они «ленинградского типа».

После парада Победы 9 мая 2015 г. и появления официальной информации от МО РФ, завеса тайны над «Арматой» слегка приподнялась, и уже можно сделать вполне обоснованные предположения об ее устрой­стве и некоторых системах и обрисовать в общих чер­тах облик нового танка.

 

ТАНК Т-14 «АРМАТА»: КОМПОНОВКА, ВООРУЖЕНИЕ, ЗАЩИТА

Компоновка

Итак, танк Т-14 «Армата» выполнен по разнесенной компоновке с необитаемой башней, при которой экипаж оказывается полностью изолированным как от боекомплекта, так и от емкостей с ГСМ. Это обеспечивает ма­шине вполне очевидные преимущества.

Разнесенная компоновка Т-14: бронекапсула с экипажем, боеприпасный отсек и моторно-трансмиссионное отделение

В первую очередь уменьшает забронированный объем (за счет необитаемой башни) и обеспечивает экипажу равнопрочную круговую защиту большей эк­вивалентной толщины. Отметим, что чем выше пока­затель соотношения масса/забронированный  (m/V) объем, тем совершеннее защита. При этом высвобо­дившийся резерв массы используется для совершен­ствования иных показателей. Долгое время показатель m/V вообще был «идолом» советского танкостроения. Компоновка советских танков развивалась путем мини­мизации объемов, занимаемых отделениями танка, его агрегатами и системами. Напротив, большинство ос­новных боевых танков Запада имеют большие внутрен­ние объемы и, как следствие, примерно в полтора раза большую массу по сравнению с советскими аналогами.

Следующее преимущество — при поражении бое­комплекта и его возгорании локальный пожар в его изолированном отделении не окажет влияния ни на моторно-трансмиссионное отделение (МТО), ни на экипаж на рабочих местах. То же самое и при поражении дви­гателя или топливных баков: локальный пожар в МТО не окажет влияния ни на боекомплект, отделенный от очага пожара бронеперегородкой, ни на экипаж. К тому же введение дополнительной перегородки придает и дополнительную жесткость днищу (при минном под­рыве оно будет меньше деформироваться под воздей­ствием ударной волны).

Использование на танке необитаемого боевого мо­дуля увеличивает модернизационный потенциал машины, позволяя заменять его более совершенным без су­щественных изменений в базовой конструкции. Сейчас модуль оснащен 125-мм пушкой, но не исключено, что в обозримой перспективе огневое могущество Т-14 мо­жет быть кардинально увеличено в результате исполь­зования 152-мм пушки (как вы помните, такая пушка уже отработана на Т-95). Какова конструкция автомата заряжания — однопоточная или двухпоточная, пока не­известно. И та и другая имеют свои преимущества.

Вооружение и боекомплект «Арматы»

Для «Арматы» на основе 125-мм гладкоствольной танковой пушки 2А82 была разработана модернизиро­ванная пушка 2А82-1М с удлиненным до 7 м стволом. По имеющейся информации, ее снаряд может пробить броню толщиной 1 м с расстояния 2 км. Сама пушка 2А82 также относительно новая — ее испытания успеш­но завершились осенью 2006 года, и сейчас ее полным ходом выпускает «Завод № 9» в Екатеринбурге.

Пушка 2А82 имеет частично хромированный канал ствола и по техническому уровню превосходит все су­ществующие танковые орудия в 1,2-1,25 раза. Дульная энергия пушки 2А82 в 1,17 раза превосходит натовское орудие — 120-мм систему танка «Леопард-2А6», при этом длина трубы российского орудия на 60 см короче.

Для новой пушки были разработаны и новые бое­припасы: бронебойный подкалиберный снаряд (БПС) «Вакуум-1» длиной 900 мм, снаряд «Тельник» с под­рывом на траектории, а также управляемый ракет­ный снаряд (УРС) ЗУБК21 «Спринтер». Они успеш­но прошли государственные испытания в 2013 году и приняты на снабжение. В том же году началось их се­рийное производство. Сообщалось, что ко времени по­становки на вооружение основного танка Т-14 «Арма­та» будут созданы нормативные запасы боеприпасов, а также обеспечена текущая потребность на боевую подготовку.

Кроме основного вооружения танк Т-14 получил пуле­мет калибра 7,62 мм, размещенный в пулеметной уста­новке, сопряженной с колпаком командирской панора­мы. По заявлению представителя завода им. Дегтярева, это модернизированный танковый пулемет Калашнико­ва (ПКТМ) с устройством дистанционной перезарядки. Смена пулеметной ленты производится не, как обычно, вручную, а простым нажатием кнопки. Характеристики ПКТМ значительно превосходят известные аналоги. На сайте завода сообщается, что пулемет обладает скоро­стрельностью 700-800 выстрелов в минуту (боевая ско­рострельность —250 выстрелов в минуту), а прицельная дальность стрельбы достигает 1,5 км.

Штатный пулемет Т-14 планируется ис­пользовать не только для борьбы с обычны­ми целями, но и с подлетающими снарядами противника. Соответствующие испытания проведут на Приволжском государствен­ном боеприпасном испытательном полигоне в 2015 году. Сведения об этом содержатся в документации по развитию испытательной базы полигона. По словам экспертов, до на­стоящего времени пулеметное вооружение танков для таких целей не использовалось.

Система управления огнем

О системе управления огнем (СУО) танка Т-14 судить пока сложно, но предполагается, что его прицельный комплекс включает:

  • многоканальный основной прицел наводчи­ка с визирным и тепловизионным каналами и лазерным дальномером, встроенным лазер­ным  каналом  управления; 
  • прицел команди­ра комбинированный панорамный с телевизионным и  тепловизионным   каналами   и  лазерным  дально­мером; 
  • прицел-дублер с зависимой линией  прице­ливания;   
  • цифровой    баллистический   вычислитель с комплектом датчиков метео- и топоусловий и датчи­ком учета изгиба ствола.

Также сообщалось, что Т-14 будет иметь инфор­мационно-управляющую систему— так называемый «цифровой борт». С ее помощью осуществляются за­пуск и управление двигателем, диагностика, регулиров­ки, защита и др. То есть в случае поломки электроника сообщит, что сломалось, и подскажет, что необходимо предпринять. Мало того, в Т-14 реализована возмож­ность дистанционного управления и имеется серьез­ный задел по модернизации для перехода к полностью роботизированному танку.

Для новой бронетехники на платформе «Армата» «Объединенная приборостроительная корпорация» создала унифицированный программно-технический комплекс. Комплекс позволяет технике решать боль­шинство задач в автоматизированном режиме при минимальном участии экипажа и интегрирует каждую боевую машину в единую систему управления так­тического звена. Новая аппаратура связи, навигации и управления позволяет экипажу видеть всю оперативно-тактическую обстановку в режиме онлайн и взаимодей­ствовать с пунктами управления, другими армейскими подразделениями в единой системе автоматизирован­ного управления боем (в реальном времени обеспечи­вает обмен разведданными и информацией об обста­новке между компонентами войскового соединения). Современные способы визуализации данных и вы­сокий уровень автоматизации значительно упрощают процедуру принятия решений в бою.

По мнению экс­перта Константина Сивкова, главное в танковом бою — наличие боевой системы, которая позволяет команди­ру оперативно выявлять цели, классифицировать их, отдавать приказ о наведении на эти цели орудия. «Есть такое понятие — время реакции. У немецких и амери­канских танков время реакции составляет 3-4 секунды. У старых российских танков — 5-6 секунд. У новых тан­ков «Армата» оно будет меньше и, скорее всего, срав­няется со временем реакции американских машин».

С учетом того, что экипаж Т-14 расположен в бронекапсуле и лишен возможности наблюдения за местностью и полем боя через оптические смотро­вые приборы, танк обильно оснащен разного рода телевизионными и тепловизионными камерами. Они позволяют экипажу наблю­дать обстановку вокруг танка. Если требуется, то включается трансфокация, и отдаленный объект можно рассмотреть в де­талях. Имеется возможность тепловизионного и инфракрас­ного видения в любых погодных условиях днем и ночью.

Силовая установка

В качестве силовой уста­новки на Т-14 используется четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый дизельный турбопоршневой двигатель А-85-ЗА (12Н360) разработки челябинского ГСКБ «Трансди­зель» (производитель — Челя­бинский тракторный завод).

Кормовая часть Т14. Здесь закреплены буксирные тросы, также видны опоры для крепления запасных топливных бочек.

Отраслевые издания утверж­дают, что к 2011 году мотор про­шел полный цикл государствен­ных испытаний и в настоящее время полностью подготовлен к серийному производству. Не­обходимо отметить, что номиналь­ная мощность двигателя 1500 л.с, но ее ограничивают 1200 л.с. с целью увеличения моторесурса, который в результате составляет не менее 2000 часов. Это от­личный показатель с учетом того, что именно ресурс советских и российских двигателей долгое время оста­вался их слабым местом.

Если все же считать мощность двигателя «Арматы» равной 1500 л.с, а массу — 55 т, то получится, что по показателю удельной мощности — 27,3 л. с/т — новей­ший российский танк превосходит «Абрамс» послед­ней модификации М1А2 (22,3 л. с/т), «Леопард-2А6М» (22,1 л. с/т), Т-90 (21,6 л. с/т) и «Челленджер-2» (19,1 л. с/т). Лишь французский «Леклерк» и новейший японский «Тип 10» 2012 года выпуска соответствуют Т-14 по этому параметру. Такая высокая энерговоору­женность обеспечивает новому российскому танку по­трясающую динамику: сообщалось, что он способен развивать скорость на шоссе до 75 км/ч.

Мощность от двигателя передается на ведущие коле­са при помощи 12-ступенчатой автоматической коробки передач с возможностью ручного переключения и диф­ференциального механизма поворота с гидрообъем­ной передачей. Органы управления танком включают штурвал, рычаг переключения передач и педали газа и тормоза.

Ходовая часть

Ходовая часть Т-14 семикатковая с лопастными амортизаторами на двух первых и последнем катках. В отличие от Т-95 и Т-90СМ на Т-14 применены катки по типу Т-80, они более легкие по сравнению с традици­онными нижнетагильскими, что позволяет сэкономить общую массу машины. Кроме того, сейчас такие кат­ки массово используются на вспомогательной технике и самоходных установках. Введение дополнительно­го катка позволяет, с одной стороны, увеличить массу верхней лобовой детали бронекорпуса, что весьма актуально при наличии современных противотанковых средств, атакующих сверху, а с другой – оптимально задать расположение центра тяжести машины.

Возможно, подвеска машины адаптивная, «интел­лектуальная». Судя по характерному свистящему звуку, сопровождавшему некоторые маневры Т-14, управление подвеской пневматическое или гидропневматическое.

Бронезащита «Арматы»

Очевидно, что конструкторы «УКБТМ» тщательно поработа­ли над повышением неуязви­мости своей бронетехники. Т-14 «Армата» получил развитую многоуров­невую систему защиты. Кроме обычного бронирования маши­на также оснащена встроенной динамической защитой (ВДЗ) и комплексом активной защиты (КАЗ), а от подрыва на минах ее должна предохранять система электромагнитной противомин­ной защиты.

Антенны и датчики активной системы защиты от мин с элек­тромагнитным взрывателем видны в передней части надгусеничных полок Т-14. Комплекс искажает магнитный «образ» машины, заставляя мины сра­батывать вне проекции танка, или блокирует их работу. Судя по внешнему виду, это или серийно производящаяся сис­тема СПМЗ-2Э, или ее дальнейшее развитие.

Броня нового российского танка — это многослой­ный «пирог» из металла, керамики и композитов. В ее основе — новая броневая сталь марки 44С-СВ-Ш, соз­данная специалистами ОАО «НИИ стали». Ее отработка и промышленное освоение были проведены Волгоград­ским металлургическим комбинатом «Красный октябрь». Сталь 44С-СВ-Ш при повышенной твердости сохра­няет пластические характеристики на уровне серийных сталей. Именно это сочетание позволяет снизить на 15 % толщину и, соответственно, вес бронеконструкций из нее без снижения защитных характеристик. Исполь­зование стали 44С-св-Ш в танке Т-14 «Армата», где она применялась не только для бронирования, но и в каче­стве конструкционного материала, позволило сэконо­мить сотни килограммов веса машины.

Кроме многослойной комбинированной брони (веро­ятно, модульной конструкции) передняя проекция кор­пуса Т-14 дополнительно защищена блоками ВДЗ. Кон­струкция блоков разработана ОАО «НИИ стали». Блоки представляют собой контейнеры с установленными элементами динамической защиты, которые разделе­ны слоями наполнителя. Блоки находятся на машине постоянно, но снаряжаются элементами динамической защиты только в преддверии боевых действий. Сооб­щается, что Т-14 выдерживает прямое попадание в ло­бовую проекцию любого из существующих на сегодня подкалиберных и кумулятивных снарядов.

Достаточно мощна и бронезащита бортов, которая в целом повторяет то, что было предложено в «комплек­те для боя в городе», разработанном для танка Т-72, который впервые был продемонстрирован два года на­зад на выставке в Нижнем Тагиле. Все объемные блоки динамической защиты аккуратно подогнаны под силуэт машины — конструкторы «УКБТМ» позаботились и об определенном дизайне Т-14. При перевозке танка по железной дороге бортовые блоки могут сниматься.

Заднюю часть бортов в районе МТО защищают ре­шетчатые экраны, подобные тем, которые установлены на Т-90СМ. Динамической защиты там не видно.

Комплексы активной защиты и радиолокации

Значительный вклад в сбережение Т-14 также вно­сит комплекс активной защиты «Афганит» — его спе­циальные заряды могут «перехватывать» снаряды и ПТУР противника при их подлете к броне (на расстоя­нии порядка 15-20 м). Фактически это индивидуальная противоракетная и противоснарядная оборона танка, которая защищает его в том числе и от ударов с воздуха. Предполагается, что в «Афганите» впервые будут использованы защитные боеприпасы с бое­вой частью типа ударное ядро. Десять пусковых установок с поражающими элементами комплекса расположены по бортам нижней части башни.

Комплекс «Афганит» разработан в коломенском КБМ. Из открытых источников известны диапазон работы его радиолокатора — 26,5-40 ГГц и макси­мальная скорость перехвата бронебойных подкалиберных снарядов — 1700 м/с.

T-14 сверху. На крыше башни виден комплекс самообороны с двумя вращающимися прямоугольными блоками пусковых установок и одним блоком для вертикального запуска специальных боеприпасов.По всей видимости, данная система предназначена для срыва атак ракет типа «Джавелин».

Согласно техзаданию Минпромторга, «Арма­та» получит радиолокатор на базе активной фа­зированной антенной решетки (АФАР), который будет сделан по технологии низкотемпературной керамики. То есть радар, выполненный по той же технологии, что и у истребителя пятого поко­ления Т-50. АФАР, будет состоять из множества сот — микроволновых передатчиков. Такая антен­на способна быстро менять направление локации (не требуется механического перемещения «та­релки» локатора) и обладает высокой надеж­ностью — выход из строя одного элемента не приводит к значительному падению мощности и искажению луча. Подобный радар в бронетехни­ке будет незаменим при решении как оборонитель­ных, так и наступательных задач. То есть возмож­ны два варианта его применения— в комплексе активной защиты или же в составе системы управ­ления огнем. В системе КАЗ такой радар позволит одновременно «вести» до 40 баллистических и до 25 аэродинамических целей — совершенно недо­сягаемый показатель для всех РЛС, состоящих на вооружении других армий.

Еще одной новинкой являются комплекс са­мообороны с двумя вращающимися пусковыми установками, а также установленная в крыше вер­тикальная система запуска специальных боепри­пасов. По всей видимости, данная система пред­назначена для срыва атак ракет типа «Джавелин», самоприцеливающихся боеприпасов и других образцов высокоточного оружия. Всего в арсенале «Арматы» около полусотни таких боеприпасов.

Танк Т-14 «Армата» должен получить также систему противодействия наведению нового поко­ления. Такие системы оптико-электронного подав­ления, используемые в современных танках рос­сийского производства, позволяют срывать захват цели лазерными прицелами и головками самонаве­дения, значительно уменьшая вероятность попада­ния. У серийного современного изделия «Штора-1» вероятность срыва захвата цели разными типами систем наведения составляет от 54% до 85%, что резко увеличивает возможности танка выжить под огнем противника. Новая система подавления, предназначенная для танка «Армата», в настоящее время проходит испытания и должна быть запуще­на в серию в ближайшие годы, к началу серийного производства самого танка.

К дополнительным мерам по повышению за­щищенности Т-14 можно отнести снижение его заметности в радиолокационном, тепловом и оптическом диапазонах (для маскировки танка может быть исполь­зован усовершенствованный маскировочный комплект «Накидка»). К тому же Т-14 «Армата» должен быть и «тише» предыдущих моделей отечественных танков.

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА «АРМАТА» (ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО)

Общие характеристики:

  • Максимальная масса, т — 55.
  • Количество опорных катков, шт. — 7
  • Экипаж — 3.

Вооружение:

  • Основное орудие, мм — 125 (2А82-1М).
  • Боекомплект пушки, шт. — 45.
  • Автомат заряжания, шт. — 32.
  • Боевая скорострельность, мин — 10-12.
  • Пулемет – 7,62-мм ПКТМ.

Система управления огнем (СУО):

  • Дальность обнаружения цели, м — свыше 5000.
  • Огонь в движении — да.
  • Панорамный прицел командира — есть.
  • Камеры кругового обзора — есть.
  • Система прицеливания и управления огнем — есть.
  • Система боевого управления и навигации — есть.
  • Тепловизор — есть.

Защита:

  • Бронированная капсула экипажа — есть.
  • Противоминная защита — активная.
  • Активная защита — «Афганит».
  • Динамическая защита — есть.
  • Стойкость брони, мм — свыше 900.

Динамические характеристики:

  • Двигатель л.с. — 1500.
  • Тип двигателя — четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха.
  • Замена двигателя, ч. — 0,5.
  • Дополнительная силовая установка — есть.
  • Максимальная скорость, км/ч — 75.
  • Запас хода, км — свыше 500.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ «АРМАТЫ»

Позиционирующийся как боевая машина нового по­коления, предназначенная для замены танков совет­ской эпохи, Т-14 «Армата» был эффектно продемон­стрирован широкой публике в ходе самого большого военного парада из когда-либо проводившихся Рос­сией в честь70-летнего юбилея Победы над нацист­ской Германией, Он, несомненно, стал самой обсужда­емой новинкой.

Вслед за историческими Т-34 и стоящими сейчас на вооружении Т-90 по брусчатке Красной площади гор­до прошли в парадной «коробке» семь Т-14. Всего же, по словам зам. гендиректора «Уралвагонзавода» Вяче­слава Халитова, в первой опытно-промышленной пар­тии было изготовлено 12 танков. Как видно, часть из изготовленных Т-14 осталась «на скамье запасных». Возможно, это связано с тем, что в ходе подготовки к параду не обошлось без досадных инцидентов.

Так, в ходе репетиций парада Победы, которые проводи­лись на подмосковном полигоне Алабино в начале апреля, новейшие Т-14 «Армата» дважды отказали. А буквально накануне парада Победы, на его генераль­ной репетиции, один из танков Т-14 «Армата» «внепла­ново» заглох прямо напротив Мавзолея. Танк простоял на площади в течение всей репетиции, его безуспешно пытались эвакуировать с помощью тягача. Чтобы сгла­дить впечатление от остановки «супертанка», в самом конце репетиции диктор заявил, что это была заплани­рованная репетиция эвакуации отказавшей техники.

По свидетельству очевидца: «Машина заглохла, потом, когда за штурвал сел водитель-испы­татель «Урагванозавода», он ее завел, и ма­шина ушла своим ходом. Это говорит о том, что сработал в худшую сторону человеческий фактор».

Танки Т-14 «Армата» во время военного парада в честь 70-летия Великой Победы.

В связи с этим можно отметить, что экипажи танков Т-14 «Армата», задействованные в параде и отобранные в одной из войсковых частей Наро-Фоминского района Московской области, прошли специальную подготовку на «Уралвагонзаводе». В течение нескольких месяцев военнослужащие изучали тактико-технические характеристики, особен­ности технического обслуживания и основные методы эксплуатации спецтехники в сбороч­ных цехах «Уралвагонзавода», а затем осваи­вали навыки вождения и эксплуатации машин на полигоне. По окончании учебы военнослужащие успешно сдали итоговый экзамен. Так что хотя квалификация заводского водителя-испытате­ля, несомненно, выше, чем у военных, дело, скорее все­го, не в человеческом факторе, а в еще не доведенном «электронном борту» — информационно-управляющей системе «Арматы». Косвенно это подтверждает и непо­ладка, произошедшая во время репетиции с Т-15 (тя­желой БМП на базе «Арматы»), у которой при исправно работающем двигателе и других системах перестали включаться передние передачи, и ее пришлось загонять на платформу эвакуатора задним ходом.

Что касается дальнейшей судьбы танков Т-14 пер­вой опытно-промышленной партии, то, по словам офи­циального представителя Центрального военного окру­га Ярослава Рощупкина, они сначала вернутся на завод в Нижний Тагил, а затем будут отправлены проходить программу испытаний в части приграничных военных округов. Но в какие конкретно части отправятся новые танки, пока неизвестно.

Ранее в СМИ сообщалось о вероятности демонстрации танка Т-14 и другой техники на новой гусеничной платформе «Армата» на выставке Russia Arms Expo-2015 (RAE-2015), но уже с демонстрацией огневых свойств и свойств подвижности. Действительно, линейка техники на платформе «Армата», в том числе и Т-14, была представлена на данной выставке, которая прошла с 9 по 12 сентября в Нижнем Тагиле, однако лишь в качестве статичных экспонатов.

Интересную информацию озвучил в своем интер­вью заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев. По его словам, в опытно-про­мышленной партии, которая сейчас отправится в войска, танки Т-14 выполнены с максимумом возможностей, реализовать которые военные потребовали от разработчика (как говорится, в максимальной комплектации). Однако в серии планируется снизить стоимость танка за счет упрощения некоторых систем, что, по его словам, не должно повлиять на боевые характеристики машины. «Мы пойдем по пути упрощения некоторых систем. Харак­теристики, которые мы обеспечили, — очень дорогое ре­шение. Упростив некоторые вещи, мы не потеряем свой­ства этой машины, но очень много сэкономим в цене». Что касается цены «Арматы», то в реальности ее пока не существует — все будет зависеть от объемов ее производства. Если отталкиваться от упоминавшей­ся экспертной оценки в 8 млн. долларов, то с учетом того, что военное ведомство планирует закупить поряд­ка 2,3 тысяч машин, танковое перевооружение обой­дется бюджету России в 18,4 млрд. долларов (более 900 млрд. рублей). Ранее сообщалось, что суммарный бюд­жет программы вооружений до 2021 года оценивается в 20 трлн. рублей. С учетом этой цифры затраты на тан­ки выглядят сравнительно небольшими, если принять во внимание прогнозируемый рост боевой эффектив­ности танковых подразделений после перевооружения. Разработку Т-14 «Армата» планируют завершить к середине 2016 года. В настоящее время еще выпол­няются ОКР, проходят определенные этапы предва­рительных испытаний, параллельно изготавливается опытная партия «Арматы» для войск. В войска  новую партию танков на платформе «Армата» пла­нируется поставить в следующем году. В ней собираются изготовить около 100 опытных машин. Официальные испытания Т-14 «Ар­мата» пройдут в 2016 году. По словам Боч­карева, «Армата» будет испытываться в раз­личных регионах: «Для работы надо испытать ее в холоде, в арктических широтах, надо и в жарком климате, там, где пески, где зыбкая почва, болото и так далее». Также было заяв­лено, что ни новый танк «Армата», ни другая перспективная военная техника в ближайшие 5-6 лет не будут подлежать экспорту.

Надо сказать, что западные эксперты весьма положительно оценивают техни­ческий уровень нового российского танка. Так, издание «Medium» (США) отмечает, что у танка отличные технические характеристи­ки и благодаря им новый российский танк, вероятно, на голову превзойдет имеющиеся на вооружении армий США и Германии бое­вые машины «Абраме» и «Леопард». «Stern» (Германия) утверждает, что танк «Армата» — это серь­езнейший рывок в вопросе переоснащения российской армии инновационной военной техникой. «Совершенно новый основной боевой танк — редкость для большин­ства армий мира. Скорее всего, «Армата» превзойдет «Leopard-2» и М1 «Abrams» no всем параметрам, так как последние были созданы еще несколько десяти­летий назад, а потом лишь улучшались и дорабатыва­лись».

Сами же разработчики Т-14 «Армата», основы­ваясь на известных им технических характеристиках своего танка, считают, что он превосходит зарубежные аналоги на 20-25 %.

Завершая рассказ о перспективном российском тан­ке «Армата», можно сказать, что его парадная презен­тация удалась. Россия продемонстрировала, что до сих пор остается одной из немногих стран мира, где актив­но развивается бронетанковая техника. Но по Красной площади пока прошли только опытные машины, и ка­кой, а главное — когда будет выпущена серийная «Ар­мата», точно пока никто не ответит. По мнению одного из экспертов Defense Express, в условиях урезания во­енного бюджета России перспективы танка в той кон­фигурации, которая была озвучена, весьма туманны, а его доводка займет еще немало времени. Но все же будем надеяться, что «Армата» не повторит печальную судьбу своего предшественника — Т-95.

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам статьи А.Машкина, журнал «Наука и техника». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.

Смотрите также: Танк будущего БМП Т-15 (Россия)

Факт

По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE