До конца текущего года министерство ВВС США намерено оснастить все состоящие на вооружении тактические истребители F-22A «Раптор» автоматическими резервными кислородными системами. В этих целях с американской компанией «Локхид-Мартин» заключено несколько контрактов общей стоимостью более 30 млн. долларов. Это позволит предотвратить проявление гипоксии и ателектаза (схлопывания легких) у летчиков при отказе основной системы генерации кислорода OBOGS.
Установленные в настоящее время на боевые самолеты резервные системы пилотам необходимо активировать вручную при получении соответствующего сигнала от бортовой автоматики или при появлении симптомов гипоксии.
Размещение автоматических резервных систем на этих истребителях потребовалось после потери одного такого самолета и его пилота в ноябре 2010 года на Аляске. По данным следственной комиссии, которую возглавлял генерал в отставке Грегори Мартин, причиной катастрофы стал сбой в работе основной бортовой системы OBOGS, из-за чего летчик начал испытывать удушье, потерял сознание и не смог активировать резервную систему.
Установка автоматических резервных систем на F-22A началась в апреле 2013 года и по плану должна была завершиться в июле 2014-го, однако сроки сдвинулись из-за пересмотра военного бюджета.
Ранее тактические истребители F-22A оснащались системами оповещения о недомогании пилота (основной элемент системы — пульсоксиметр, который закрепляется на указательном пальце пилота и замеряет насыщенность крови кислородом). В случае активации системы наземные службы управления воздушным движением могут оказать пилоту помощь входе выполнения аварийной посадки.
(А. Ребров, «ЗВО»)
Источник: