Танк «Челленджер-2» на учениях
Танк «Челленджер-2» компания «Виккерс Дефенс Системс» начала разрабатывать в инициативном порядке еще в 1986 году. Презентация проекта «Челленджер-2» состоялась в марте 1987 года. Основной упор был сделан на разработку новой башни, пушки и системы управления оружием, то есть того, что особенно критиковали военные на первом «Челленджере». В начале 1988 года руководство фирмы «Виккерс» приняло решение изготовить на собственные средства восемь опытных башен, первая из которых была готова осенью того же года, а в декабре с Министерством обороны был заключен официальный контракт на изготовление и проведение демонстрационных испытаний прототипов, стоимостью 90 миллионов фунтов. Всего было построено девять опытных танков «Челленджер-2» и две башни, «расстрелянные» на баллистических испытаниях. Испытания первого прототипа начались в 1989 году.
Однако выбор основного танка третьего поколения для британской армии решено было проводить на тендерной основе. Пикантность ситуации состояла в том, что к тому времени фирма «Виккерс» стала в Англии монополистом по производству танков, купив в 1986 году, на волне тотальной приватизации английской промышленности, Государственный танковый завод в Лидсе. Поэтому к конкурсу допустили и зарубежных производителей: американское предприятие «Дженерал Дайнемикс» предложило свой М1А1, немецкий консорциум «Краусс-Маффей-Вегманн» — «Леопард-2А4», бразильская «Энжеса» — ЕЕ-Т1. Интересно также и то, что «Челленджер-2» участвовал в тендере, даже еще не выйдя из стадии опытной машины. В июне 1991 года, после длительного сравнения с образцами других производителей, Министерство обороны решило принять танк «Челленджер-2» на вооружение. Это было вполне прогнозируемо, ибо в противном случае Британия просто лишилась бы собственной танковой промышленности в лице «Виккерс Дефенс Системе», которая в 1988 году закончила производство «Челленджеров» для вооруженных сил Великобритании, а экспортных заказов для нее не ожидалось.
ТАНК «ЧЕЛЛЕНДЖЕР-2»: ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ОТЛИЧИЯ ОТ ПЕРВОЙ МОДЕЛИ
Серийное производство танка «Челленджер-2» началось в 1993 году на обоих заводах фирмы «Виккерс Дефенс Системc»: в Ньюкасле и в Лидсе. Всего в проекте было задействовано около 250 фирм. Стоимость одной машины в ценах 1994 года равнялась приблизительно 4 млн. долларов. Общий объем заказа составил 386 танков (127 танков «Челленджер-2» в 1991 году, еще 259 в 1994 году). Первые машины начали передавать Министерству обороны в июле 1994 года, а последнюю — в 2002 году. В 1994 году «Челленджер-2» успешно прошел расширенные испытания на надежность, три машины в течение 285 дней проверялись в условиях имитации боевых действий. Каждый из этих дней включал в себя: 27 км езды по дороге, 33 км езды по пересеченной местности, 34 выстрела из орудия, 1000 выстрелов из пулемета калибра 7,62 мм, 10 часов простоя двигателя и 3,5 часа работы двигателя. В результате испытаний было продемонстрировано, что новый танк полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым военными.
Корпус «Челленджера-2» не претерпел особых изменений по сравнению с первым «Челленджером», однако его начинка подверглась модернизации, хотя и не такой кардинальной, как совершенно новая башня танка. Сам корпус, также как и его экраны, изготавливался из усовершенствованной брони «чобхэм», имеющей повышенную, по сравнению с броней «Челленджера», снарядостойкость. В передней части корпуса были предусмотрены узлы для навески бульдозерного оборудования.
Башня «Челленджера-2» была полностью спроектирована заново. Вообще, башня первого «Челленджера», спроектированная и изготовленная в «Ройял Орднэнс» с учетом опыта нескольких программ модернизации «Чифтена», являла собой едва ли не верх непродуманности. Крупногабаритная, очень сложной формы, со множеством ослабленных зон, образованных нишами и выемками под прицельные устройства, асимметричная и низкотехнологичная, она к тому же отличалась теснотой. Даже ее лобовые проекции обеспечивали ничуть не лучшую защиту, чем башни Т-72Б и Т-80Б без учета динамической защиты. В крыше башни отсутствовали вышибные панели, обеспечивающие безопасность экипажу в случае детонации боекомплекта. И недаром в Иордании, безвозмездно получившей немало «Челленджеров» (по договору 1999 года), при участии английских и немецких специалистов были созданы два варианта его модернизации: в первом варианте стандартная башня танка (переименованного в Иордании в «Аль-Хуссейн») получила более мощную фронтальную защиту, во втором — башня заменялась на боевое отделение «Фэлкон» (необитаемая узкопрофильная башня с вооружением, установленным в забронированном объеме).
При проектировании башни «Челленджера-2» специалисты фирмы «Виккерс» использовали опыт, полученный при разработке башен танков Виккерс Мк.7 и бразильского ЕЕ-Т1 (башню этой машины делали англичане). Новая башня — более простой по сравнению с башней танка «Челленджер» формы, имеет меньшую заметность в радиолокационном диапазоне (с появлением самолетов радиолокационной разведки наземных целей класса американского «ДЖИСТАРС» танкостроители стали уделять снижению заметности большее внимание) и значительно более технологична в производстве. Тем не менее, и у нее специалисты отмечают два существенных изъяна: из-за чрезмерного наклона ее фронтальных поверхностей снижается габаритный коэффициент керамических наполнителей брони «чобхэм»; кроме того, ее наклонная крыша, занимающая немалую долю лобовой проекции, имеет, по всей вероятности, гораздо меньший уровень защиты, чем основная броня. Лобовая защита башни, по российским данным, в пересчете на гомогенную катаную сталь эквивалентна приблизительно 800 мм против бронебойного снаряда и свыше 1200 — против кумулятивного. Впрочем, учитывая минимальное изменение массы танка после установки новой башни, вполне возможно, что уровень защиты по отношению к первому «Челленджеру» увеличился далеко не так значительно, как принято считать.
Изменился и способ размещения в башне орудия: на смену амбразурной установке пришла маска, обеспечивающая склонение и возвышение ствола в пределах от -10 до +20°. Видимо, маска лишена спецбронирования и по толщине меньше брони башни. Структура брони претерпела усовершенствования по сравнению с ранним «чобхэмом» (по некоторой информации, в композите применен обедненный уран, по аналогии с американским М1А2). Бортовые плиты выполнены под небольшим наклоном. Хотя крыша башни сохранила сложную форму, но положительным моментом является то, что в ее задней части все же были оборудованы вышибные панели. Теперь боевое отделение стало достаточно просторным, правда, за это пришлось заплатить ростом габаритов танка — высота «Челленджера-2» равна 2,5 метрам, что, с учетом других метрических данных, превращает его в самый крупноразмерный современный танк. В боевом отделении расположены рабочие места командира (в левой стороне боевого отделения, под командирской башенкой), наводчика (справа спереди) и заряжающего (справа позади).
Основное вооружение разрабатывалось специально под новый танк. Если на «Челленджере» стояло 120-мм нарезное орудие L11А5 (усовершенствованный вариант пушки «Чифтен»), то «Челленджер-2» оснастили 120-мм нарезным орудием L30 с длиной ствола 55 калибров. Его внешнее сходство со старым L11 обманчиво, из общего у них только боеприпасы. По баллистике новое орудие не уступает германской Rh-120. Канал ствола с целью увеличения срока службы выполнен хромированным, диаметр цапф и гнезд под них увеличен для уменьшения колебаний ствола по азимуту и углу места и, как следствие, увеличения кучности стрельбы. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости составляют от -10° до +20°. Приводы поворота башни и наведения орудия — полностью электрические. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.
В боеукладку (размещенную в бронированных контейнерах в нише башни и частично в корпусе, в сумме насчитывающую 50 выстрелов раздельного заряжания) входят бронебойно-подкалиберные, осколочно-фугасные и дымовые снаряды. Первоначально основными кинетическими боеприпасами являлись вольфрамовые БПС L23 (среднее бронепробитие на дистанции 2 км составляет 450 мм), разработанные в 1984 году для прежнего нарезного орудия, но данные о защите новых советских танков стимулировали переход на обедненный уран. С помощью введения в боекомплект танка снаряда L26 CHARM 1 удалось повысить бронепробиваемость до 580 мм, а к 1997 году появился БПС L27 CHARM 3 с бронепробитием до 700 мм. На стадии проектирования планировалась установка на танк автомата заряжания, но по ряду причин (сложность конструкции, уменьшение надежности, уязвимость в бою) от этой задумки отказались. Заряжание орудия раздельное, причем пороховые заряды хранятся не в башне, а в корпусе, вероятность попадания в который по статистике существенно ниже. Вспомогательное вооружение — спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет американского производства («МакДонелл — Дуглас»/«Боинг») и зенитный пулемет того же калибра FN MAG (Бельгия), стандартизованный в Англии как L37. Он монтируется на крыше башни у люка заряжающего.
Система управления огнем гораздо совершеннее СУО «Челленджера». Танковый баллистический вычислитель создан на основе компьютера танка М1А1 «Абрамс». Используя СУО, командир может самостоятельно наводить орудие и вести из него огонь, маркировать цели или полностью передать управление орудием наводчику, продолжая в то же время самостоятельно искать новые цели. Типовой цикл прицеливание-поражение занимает 8 секунд. Так, в ходе испытаний прототипов отдельные экипажи поражали восемь целей за 42 секунды.
«Челленджер-2» на учениях
Командир имеет в своем распоряжении полностью стабилизированный панорамный прибор наблюдения марки VS 580-10 французской фирмы SFIM с 3- или 8-кратным увеличением и интегрированным пассивным ПНВ; при помощи встроенного прицела он может дублировать функции наводчика. Прицел наводчика разработан компанией «Пилкингтон Оптроникс» в сотрудничестве с французской фирмой «Сажем», имеет ночной канал и возможность 4- или 10-кратного увеличения; лазерный дальномер позволяет измерять расстояние до цели в пределах от 0,2 до 10 км с погрешностью до 5 м. Тепловизор TOGS-II размещен в бронированном контейнере над стволом орудия.
На «Челленджере-2», впервые на английской бронированной машине, была установлена шина данных Mil Std 1553 — стандартный интерфейс НАТОвской военной техники, в частности, боевых вертолетов. Считается, что переход на единый стандарт интерфейса и оснащение им различных боевых средств позволит осуществить так называемую «диджитализацию» поля боя и резко повысить скорость обмена информацией между разнородными силами, ведущими боевые действия.
Ходовая часть танка традиционна для английской школы танкостроения. Опорные катки внешне мало изменились со времен «Центуриона»: сдвоенные, литые из алюминиевого сплава, соединенные десятью болтовыми креплениями, с наружным обрезиниванием, большого диаметра. Подвеска — нерегулируемая гидропневматическая. Гусеничную цепь образуют траки стандарта НАТО — с резино-металлическим шарниром параллельного типа и двумя съемными асфальтоходными подушками, вместо траков с одиночным открытым шарниром , «Челленджера».
В качестве двигателя используется тот же V-образный 12-цилиндровый дизель «Кондор» фирмы «Перкинс Энджино» мощностью 1200 л.с. Он весьма тяжел для силовых установок такой мощности (около 5 т), а радиаторы его системы охлаждения занимают изрядную площадь крыши силового отделения. Гидромеханическая трансмиссия TN-37 заменена новой TN-54 уже опробованной на БРЭМ и «Челленджерах» последних выпусков; коробка передач обеспечивает 6 передних и 2 задних передачи. На асфальтовом покрытии «Челленджер-2» разгоняется до 56 км/ч. Топливные баки установлены в силовом отделении, кроме того, на кормовой плите корпуса могут крепиться две сбрасываемые бочки (емкостью по 204,5 л). Запас хода по шоссе — 450 км, по пересеченной местности — около 250 км. Постановка дымовых завес возможна при помощи термодымовой аппаратуры, как на советских танках, или двух 5-ствольных гранатометов L8, приваренных к скуловым поверхностям башни.
ТТХ танка «Челленджер-2»
- Боевая масса — 62,5 т.
- Экипаж — 4 чел.
- Длина корпуса — 8,3 м, ширина — 3,5 м, высота — 2,5 м.
- Пушка: L30A1, нарезная, калибр 120 мм.
- Боекомплект пушки — 52 выстрела.
- Пулеметы: спаренный с пушкой пулемет калибром 7,62 мм, пулемет калибром 7,62 мм возле люка командира.
- Боекомплект пулеметов — 4000 выстрелов.
- Двигатель: Perkins CV-12, дизель, 1200л.с.
- Тип подвески — гидропневматическая.
- Скорость по шоссе — 59 км/ч.
- Скорость на пересеченной местности — 40 км/ч.
- Запас хода на пересеченной местности — 450 км.
- Преодолеваемый брод — 1,42 м.
СЛУЖБА И УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ
В декабре 1995 года первые танки «Челленджер-2» поступили на вооружение Королевского гвардейского шотландского драгунского полка. Эксплуатация этих машин выявила целый ряд «детских болезней» нового танка, большая часть из которых была связана с прицельными приспособлениями и системой управления оружием. Поскольку Министерство обороны заключило с фирмой «Виккерс» «фиксированный» контракт, заранее оговорив цену за все танки оптом, то недостатки предлагалось устранять фирме «Виккерс» за свой счет. Длительное время эти самые недостатки были только «зафиксированы», вследствие чего в ноябре 1997 года из 150 построенных к данному времени танков на вооружении армии находилось лишь 36 (все у шотландских драгун), использовавшихся для обучения экипажей, остальные хранились на двух заводах фирмы «Виккерс» в ожидании модернизации.
Так же, как и в случае «Челленджера», для обучения экипажей танков «Челленджер-2» было заказано 22 учебных танка. Их конструкция аналогична учебной машине на базе «Челленджер» — вместо башни устанавливалась двухместная невращающаяся кабина для инструктора и курсанта.
Танк «Челленджер-2» с дополнительным бронированием в пригороде Багдада, Ирак.
В 1995 году 18 танков «Челленджер-2» было поставлено вооруженным силам Омана (контракт на поставку был подписан в 1993 году). В 1997 году подписан контракт на поставку еще 20 танков «Челленджер-2» с поставкой в первой половине 2000 года. У танков, которые направлялись Оману, модифицирована система охлаждения и система кондиционирования, а на башне вместо пулемета калибром 7,62-мм установлен 12,7-мм пулемет М2.
В 1996 году специально для участия в конкурсе на основной боевой танк для вооруженных сил Саудовской Аравии был разработан танк «Челленджер-2Е». Модернизация коснулась в, прежде всего, моторно-трансмиссионной установки. Двигатель Перкинс 12V заменили немецким дизелем МТ-883 Ка-500 мощностью 1500 л.с, а трансмиссию TN-54 — немецкой же трансмиссией Ренк HWSL-295TM. Были доработаны система охлаждения и воздушные фильтры, установлена цифровая система управления двигательной установкой. Командир получил прицел с ночным каналом, полностью аналогичный прицелу SFIM танка «Леклерк». Вместо 7,62-мм пулемета на башне смонтировали пулемет М2 калибра 12,7 мм.
Конкурентом «Челленджера-2Е» на этом конкурсе выступал американский М1А2 «Абрамс», который по результатам сравнительных испытаний, проходивших летом 1996 года, и выбрали саудовцы.
В боевых действиях танки «Челленджер-2» принимали участие дважды. Первый раз в 1999 году в составе сил KFOR они вошли на территорию автономного края Косово. Обстановка здесь, естественно, не предполагала крупномасштабных боев с использованием танков, и задачи «Челленджеров-2» в составе миротворческих сил ограничивались патрулированием. Очень быстро основная часть танков отправилась назад в Рейнскую Армию.
Второй раз танки «Челленджер-2» прибыли на театр военных действий в ходе американо-британской агрессии против Ирака весной 2003 года. В Ираке «Челленджеры-2» воевали большей частью на южном направлении, в районе Басры и полуострова Фао. Единственный документально засвидетельствованный факт уничтожения танка этого типа — это «Челленджер-2», подбитый при вступлении союзников в Багдад, в качестве причины поражения указывается «friendly fire» («дружественный огонь», то есть поражение от огня своих же подразделений или подразделений союзников). Действительные потери (видимо, в основном не безвозвратные) могли составлять 5-10 единиц. Проанализировать опыт боевого применения «Челленджера-2» очень сложно из-за недостатка фактических данных, а также из-за того, что «Челленджеры-2» играли в этой войне отнюдь не главную роль. По неофициальным данным, вышеупомянутый не восстановленный «Челленджер-2» был полностью разрушен детонацией боекомплекта первой очереди, причем вышибные панели не сработали штатным образом (с американскими «Абрамсами» подобного не отмечалось), но, разумеется, для каких-либо выводов на основе единственного инцидента недостаточно оснований.
Информации о применении танка «Челленджер-2» в ходе последовавшей за вторжением затяжной партизанской войны в Ираке практически нет. Впрочем, вероятно какие-то выводы в ходе ее были сделаны. Примерно с 2009 года «Челленджеры-2» стали комплектоваться набором дополнительного бронирования бортов и кормы башни из разнесенных стальных и решетчатых экранов, что доказывает наличие неплохих резервов для модернизации и сопоставимую с М1А2 уязвимость бортов для ручного гранатомета РПГ-7.
Вообще же танки «Челленджер-2», участвовавшие в операции в Югославии и в войне с Ираком 2003 года, получали улучшенную по сравнению с базовой комплектацией бронезащиту: на лобовом листе крепился модуль разнесенной брони (по другим данным, противокумулятивной ДЗ), а вместо штатных бортовых экранов навешивались стальные короба дифференцированного бронирования. Кроме того, устанавливалось боевое опознавание, усовершенствованные воздушные фильтры и вентиляторы, оборудование контроля масла, а также уширялись бортовые экраны для уменьшения пылеобразования при движении.
К настоящему времени танки «Челленджер-2» заменили в британской армии все имевшиеся старые танки «Челленджер», а большая часть последних передана иорданским вооруженным силам в соответствии с межправительственным соглашением. И хотя вооруженные силы Великобритании сокращают сейчас свой парк танков «Челленджер-2» в связи с переходом к более сбалансированному составу сухопутных войск, однако танки продолжают служить основой наступательных возможностей британской армии. Ожидается, что эксплуатация танков этой модели будет продлена вплоть до 2020 года, за счет проведения различных модификаций.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ТАНКА «ЧЕЛЛЕНДЖЕР-2». ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ
В рейтинге основных боевых танков, составленном «Forecast International» в 2004 году, «Челленджеру-2» отведено 5-е место, т.е. он опередил «Леклерк», Т-90С и ряд других машин. Авторы рейтинга аргументируют свою оценку хорошей защитой танка и успешным его применением в зоне Персидского залива, что и принималось за основной критерий отбора. На самом деле, английский танк заслуживает едва ли не самых неоднозначных оценок (с серьезной долей критики) среди современных танков. Не говоря уже о том, что в боевых действиях с участием «Челленджера-2» остается очень много неясного, заметим, что на танковых состязаниях 90-х годов британская команда стабильно занимала последние места. Выступления на тендерах в Греции, Турции и Саудовской Аравии также не принесли успеха англичанам (особенно примечательны неудачи «Челленджера-2» в показательных стрельбах — во время греческого тендера из 20 зачетных целей танк поразил всего 8, что чаще всего объясняется неудачной системой управления огнем).
Бронирование танка тоже вызывает много вопросов. Хорошие характеристики пассивной защиты (главным образом башни; защита корпуса не представляет собой ничего особенного, даже по оценкам зарубежных специалистов) сталкиваются с противоположными факторами: чрезмерные габариты, неудачная по современным меркам конструкция корпуса и отчасти башни, отсутствие модульности любого рода (в т. ч. быстрой замены бронекомпозитных элементов). Специалисты (и в частности, американские) И что совсем неприемлемо в современных вооруженных конфликтах – к танку до сих пор не разработан комплект активной защиты.
Вообще, низкая скорость «Челленджера-2» (наименьшая среди современных основных танков) считается главным его недостатком. В настоящее время, когда мобильность становится едва ли не самой важной из характеристик танка, имеющиеся показатели уже неудовлетворительны. Именно низкая скорость «Челленджера-2» обусловила большинство они провальных выступлений на экспортных конкурсах и, соответственно, минимизации заказов на этот танк. Оперативная подвижность также не заслуживает высокой оценки: при массе 62,5 тонн перевозка воздушным транспортом невозможна, а железнодорожным — затруднительна (в частности требуются специальные платформы).
С вооружением также связано много проблем. Орудие L30 уступает по баллистике швейцарскому 120CTG, французскому CN-120 и германскому Rh-120/L55 (отчасти — даже российскому 2А46М-5), а английские бронебойные снаряды на фоне DM-63 или М829А2/3 смотрятся невыигрышно. Учитывая это, Министерство обороны Великобритании в 2005 году заключило с фирмой «BAE Systems» контракт (с «фиксированной» ценой) на выполнение программы «TDP», в результате которой должен быть построен демонстрационный технологический макет танка, оснащенного гладкоствольным 120-мм орудием. Германская фирма Rheinmetall должна поставить два новых серийных 120-мм гладкоствольных орудия L55 (это орудие устанавливается на последних серийных германских танках «Леопард-2А5/А6»), оптимизированных для установки в современную башню танка «Челленджер-2». Предполагается, что в будущем это орудие заменит английскую 120-мм нарезную танковую пушку L30, для которой в настоящее время не разрабатываются современные боеприпасы некинетического действия.
Кроме того, Министерство обороны Великобритании рассматривает также возможности расширения имеющейся программы «TDP» по улучшению возможностей ведения стрельбы прямой наводкой. Орган обеспечения закупок Министерства обороны объявил также о конкурсе по программе «Совершенствование возможностей 120-мм гладкоствольного демонстрационного технологического макета» (проще говоря, программе по созданию опытного образца усовершенствованного «Челленджера-2»). Предполагается, что усовершенствование танка может быть достигнуто за счет: улучшения характеристик 120-мм гладкоствольного орудия, что позволило бы вести стрельбу программируемыми боеприпасами также, как это достигается при стрельбе из 120-мм орудий других типов; создания новых боеприпасов некинетического действия; различных вариантов интеграции оптических панорамных и тепловизионных приборов; введению регенеративной системы защиты от ядерных, биологических и химических средств поражения; исследований возможности установки 120-мм гладкоствольного орудия L55 с современным оборудованием полностью электрического управления.
Определенный толчок ускоренному совершенствованию стоящих на вооружении танков дала и война в Ираке. Так, только за полтора года корпорация «ВАЕ Systems» (основной поставщик вооружения для британской армии) внесла в конструкцию бронетехники свыше 80 новшеств, в основном направленных на усиление защиты экипажа. Для дальнейшего ее усовершенствования британские инженеры намерены позаимствовать даже ряд технологий из мира автоспорта. Так, введение системы заправки топливных баков, используемой на болидах «Формулы-1», позволит защитить баки танков от попадания пыли и песка, а кроме того, ускорить сам процесс заправки. Также планируется устанавливать на бронетехнику новейшие литийионные аккумуляторы, позволяющие долгое время поддерживать работу мощных электрических приборов без работы основного или вспомогательного двигателя.
В заключение можно отметить, что, хорошо сознавая все недостатки «Челленджера-2» — своего «случайного» основного танка, англичане уже начали работы над проектом машины следующего поколения. Эта программа, получившая шифр MODIFIER, предполагает создание танка массой менее 40 тонн, вооруженного 140-мм гладкоствольным орудием или электромагнитной пушкой меньшего калибра.
(С.Э. Шумилин, кандидат физ.-мат. наук, офицер запаса БТВ)
Смотрите также: Танк «Челленджер» (Великобритания)
Факт
К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особенности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…
Источник: