армия и оружие

Танк «Челленджер-2» (Великобритания)

Танк «Челленджер-2» на учениях

Танк «Челленджер-2» компа­ния «Виккерс Дефенс Системс» начала разрабатывать в инициатив­ном порядке еще в 1986 году. Презентация проекта «Челленджер-2» состоялась в марте 1987 года. Основной упор был сделан на разработку новой башни, пушки и системы управ­ления оружием, то есть того, что особенно критиковали воен­ные на первом «Челленджере». В начале 1988 года руководство фирмы «Виккерс» приняло решение изготовить на собственные средства восемь опытных башен, первая из которых была готова осенью того же года, а в декабре с Министерством обороны был заключен официальный контракт на изготовление и прове­дение демонстрационных испытаний прототипов, стоимостью 90 миллионов фунтов. Всего было построено девять опытных танков «Челленджер-2» и две башни, «расстрелянные» на бал­листических испытаниях. Испытания первого прототипа нача­лись в 1989 году.

Однако выбор основного танка третьего поколения для британской армии решено было проводить на тендерной осно­ве. Пикантность ситуации состояла в том, что к тому времени фирма «Виккерс» стала в Англии монополистом по производ­ству танков, купив в 1986 году, на волне тотальной приватиза­ции английской промышленности, Государственный танковый завод в Лидсе. Поэтому к конкурсу допустили и зарубежных производителей: американское предприятие «Дженерал Дайнемикс» предложило свой М1А1, немецкий консорциум «Краусс-Маффей-Вегманн» — «Леопард-2А4», бразильская «Энжеса» — ЕЕ-Т1. Интересно также и то, что «Челленджер-2» участвовал в тендере, даже еще не выйдя из стадии опытной машины. В июне 1991 года, после длительного сравнения с образцами дру­гих производителей, Министерство обороны решило принять танк «Челленджер-2» на вооружение. Это было вполне прогно­зируемо, ибо в противном случае Британия просто лишилась бы собственной танковой промышленности в лице «Виккерс Дефенс Системе», которая в 1988 году закончила производство «Челленджеров» для вооруженных сил Великобритании, а экс­портных заказов для нее не ожидалось.

 

ТАНК «ЧЕЛЛЕНДЖЕР-2»: ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ОТЛИЧИЯ ОТ ПЕРВОЙ МОДЕЛИ

Серийное производство танка «Челленджер-2» началось в 1993 году на обоих заводах фирмы «Виккерс Дефенс Системc»: в Ньюкасле и в Лидсе. Всего в проекте было задействовано око­ло 250 фирм. Стоимость одной машины в ценах 1994 года рав­нялась приблизительно 4 млн. долларов. Общий объем заказа составил 386 танков (127 танков «Челленджер-2» в 1991 году, еще 259 в 1994 году). Первые машины начали передавать Ми­нистерству обороны в июле 1994 года, а последнюю — в 2002 году. В 1994 году «Челленджер-2» успешно прошел расширен­ные испытания на надежность, три машины в течение 285 дней проверялись в условиях имитации боевых действий. Каждый из этих дней включал в себя: 27 км езды по дороге, 33 км езды по пересеченной местности, 34 выстрела из орудия, 1000 выстре­лов из пулемета калибра 7,62 мм, 10 часов простоя двигателя и 3,5 часа работы двигателя. В результате испытаний было продемонстрировано, что новый танк полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым военными.

Корпус «Челленджера-2» не претерпел особых изменений по сравнению с первым «Челленджером», однако его начинка под­верглась модернизации, хотя и не такой кардинальной, как со­вершенно новая башня танка. Сам корпус, также как и его экра­ны, изготавливался из усовершенствованной брони «чобхэм», имеющей повышенную, по сравнению с броней «Челленджера», снарядостойкость. В передней части корпуса были предусмо­трены узлы для навески бульдозерного оборудования.

Башня «Челленджера-2» была полностью спроектирована заново. Вообще, башня первого «Челленджера», спроектиро­ванная и изготовленная в «Ройял Орднэнс» с учетом опыта не­скольких программ модернизации «Чифтена», являла собой едва ли не верх непродуманности. Крупногабаритная, очень сложной формы, со множеством ослабленных зон, образованных ниша­ми и выемками под прицельные устройства, асимметричная и низкотехнологичная, она к тому же отличалась теснотой. Даже ее лобовые проекции обеспечивали ничуть не лучшую защи­ту, чем башни Т-72Б и Т-80Б без учета динамической защиты. В крыше башни отсутствовали вышибные панели, обеспечивающие безопасность экипажу в случае детонации боекомплек­та. И недаром в Иордании, безвозмездно получившей немало «Челленджеров» (по договору 1999 года), при участии английских и немецких спе­циалистов были созданы два варианта его модернизации: в первом варианте стан­дартная башня танка (переименованного в Иордании в «Аль-Хуссейн») получила более мощную фронтальную защиту, во втором — башня заменялась на боевое от­деление «Фэлкон» (необитаемая узкопро­фильная башня с вооружением, установ­ленным в забронированном объеме).

При проектировании башни «Челленджера-2» специалисты фирмы «Виккерс» использовали опыт, получен­ный при разработке башен танков Вик­керс Мк.7 и бразильского ЕЕ-Т1 (башню этой машины делали англичане). Новая башня — более простой по сравнению с башней танка «Челленджер» формы, име­ет меньшую заметность в радиолокацион­ном диапазоне (с появлением самолетов радиолокационной разведки наземных це­лей класса американского «ДЖИСТАРС» танкостроители стали уделять снижению заметности большее внимание) и значи­тельно более технологична в производстве. Тем не менее, и у нее специалисты отмечают два существенных изъяна: из-за чрезмерного наклона ее фронтальных поверхностей снижается габаритный коэффициент керамических наполнителей брони «чобхэм»; кроме того, ее наклонная крыша, занимающая немалую долю лобовой проекции, имеет, по всей вероятности, гораздо меньший уровень защиты, чем основная броня. Лобовая защита башни, по российским данным, в пересчете на гомогенную катаную сталь эквивалентна приблизитель­но 800 мм против бронебойного снаряда и свыше 1200 — про­тив кумулятивного. Впрочем, учитывая минимальное изменение массы танка после установки новой башни, вполне возможно, что уровень защиты по отношению к первому «Челленджеру» увеличился далеко не так значительно, как принято считать.

Изменился и способ размещения в башне орудия: на смену амбразурной установке пришла маска, обеспечивающая скло­нение и возвышение ствола в пределах от -10 до +20°. Видимо, маска лишена спецбронирования и по толщине меньше брони башни. Структура брони претерпела усовершенствования по сравнению с ранним «чобхэмом» (по некоторой информации, в композите применен обедненный уран, по аналогии с американским М1А2). Бортовые плиты выполнены под небольшим наклоном. Хотя крыша башни сохранила сложную форму, но по­ложительным моментом является то, что в ее задней части все же были оборудованы вышибные панели. Теперь боевое отделе­ние стало достаточно просторным, правда, за это пришлось заплатить ростом габари­тов танка — высота «Челленджера-2» рав­на 2,5 метрам, что, с учетом других метри­ческих данных, превращает его в самый крупноразмерный современный танк. В боевом отделении расположены рабочие места командира (в левой стороне боевого отделения, под командирской башенкой), наводчика (справа спереди) и заряжающе­го (справа позади).

Основное вооружение разрабатыва­лось специально под новый танк. Если на «Челленджере» стояло 120-мм нарезное орудие L11А5 (усовершенствованный вари­ант пушки «Чифтен»), то «Челленджер-2» оснастили 120-мм нарезным орудием L30 с длиной ствола 55 калибров. Его внешнее сходство со старым L11 обманчиво, из об­щего у них только боеприпасы. По баллистике новое орудие не уступает германской Rh-120. Канал ствола с целью увеличения срока службы выполнен хромированным, диаметр цапф и гнезд под них увеличен для уменьшения колебаний ствола по азимуту и углу места и, как следствие, увеличения кучности стрельбы. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости составляют от -10° до +20°. Приводы поворота башни и наведения орудия — полностью электрические. Орудие стабилизировано в двух пло­скостях.

В боеукладку (размещенную в бронированных контейнерах в нише башни и частично в корпусе, в сумме насчитывающую 50 выстрелов раздельного заряжания) входят бронебойно-подкалиберные, осколочно-фугасные и дымовые снаряды. Пер­воначально основными кинетическими боеприпасами являлись вольфрамовые БПС L23 (среднее бронепробитие на дистанции 2 км составляет 450 мм), разработанные в 1984 году для прежнего нарезного орудия, но данные о защите новых советских танков стимулировали переход на обедненный уран. С помощью вве­дения в боекомплект танка снаряда L26 CHARM 1 удалось по­высить бронепробиваемость до 580 мм, а к 1997 году появился БПС L27 CHARM 3 с бронепробитием до 700 мм. На стадии про­ектирования планировалась установка на танк автомата заря­жания, но по ряду причин (сложность конструкции, уменьшение надежности, уязвимость в бою) от этой задумки отказались. Заряжание орудия раздельное, причем пороховые заряды хранят­ся не в башне, а в корпусе, вероятность попадания в который по статистике существенно ниже. Вспомогательное вооружение — спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет американского производ­ства («МакДонелл — Дуглас»/«Боинг») и зенитный пулемет того же калибра FN MAG (Бельгия), стандартизованный в Англии как L37. Он монтируется на крыше башни у люка заряжающего.

Система управления огнем гораздо совершеннее СУО «Челленджера». Танковый баллистический вычислитель создан на основе компьютера танка М1А1 «Абрамс». Используя СУО, командир может самостоятельно наводить орудие и вести из него огонь, маркировать цели или полностью передать управление орудием наводчику, продолжая в то же время самостоятельно искать новые цели. Типовой цикл прицеливание-поражение за­нимает 8 секунд. Так, в ходе испытаний прототипов отдельные экипажи поражали восемь целей за 42 секунды.

«Челленджер-2» на учениях

Командир имеет в своем распоряжении полностью стаби­лизированный панорамный прибор наблюдения марки VS 580-10 французской фирмы SFIM с 3- или 8-кратным увеличением и интегрированным пассивным ПНВ; при помощи встроенного прицела он может дублировать функции наводчика. Прицел на­водчика разработан компанией «Пилкингтон Оптроникс» в со­трудничестве с французской фирмой «Сажем», имеет ночной канал и возможность 4- или 10-кратного увеличения; лазерный дальномер позволяет измерять расстояние до цели в пределах от 0,2 до 10 км с погрешностью до 5 м. Тепловизор TOGS-II раз­мещен в бронированном контейнере над стволом орудия.

На «Челленджере-2», впервые на английской бронирован­ной машине, была установлена шина данных Mil Std 1553 — стандартный интерфейс НАТОвской военной техники, в част­ности, боевых вертолетов. Считается, что переход на единый стандарт интерфейса и оснащение им различных боевых средств позволит осуществить так называемую «диджитализацию» поля боя и резко повысить скорость обмена информацией между разнородными силами, ведущими боевые действия.

Ходовая часть танка традиционна для английской школы танкостроения. Опорные катки внешне мало изменились со времен «Центуриона»: сдвоенные, литые из алюминиевого сплава, соединенные десятью болтовыми креплениями, с на­ружным обрезиниванием, большого диаметра. Подвеска — не­регулируемая гидропневматическая. Гусеничную цепь образуют траки стандарта НАТО — с резино-металлическим шарниром параллельного типа и двумя съемными асфальтоходными подушками, вместо траков с одиночным открытым шарниром , «Челленджера».

В качестве двигателя используется тот же V-образный 12-цилиндровый дизель «Кондор» фирмы «Перкинс Энджино» мощностью 1200 л.с. Он весьма тяжел для силовых установок такой мощности (около 5 т), а радиаторы его системы охлажде­ния занимают изрядную площадь крыши силового отделения. Гидромеханическая трансмиссия TN-37 заменена новой TN-54 уже опробованной на БРЭМ и «Челленджерах» последних выпусков; коробка передач обеспечивает 6 передних и 2 задних передачи. На асфальтовом покрытии «Челленджер-2» разгоня­ется до 56 км/ч. Топливные баки установлены в силовом отде­лении, кроме того, на кормовой плите корпуса могут крепиться две сбрасываемые бочки (емкостью по 204,5 л). Запас хода по шоссе — 450 км, по пересеченной местности — около 250 км. Постановка дымовых завес возможна при помощи термодымовой аппаратуры, как на со­ветских танках, или двух 5-ствольных гранатометов L8, приваренных к скуловым поверхностям башни.

ТТХ танка «Челленджер-2»

  • Боевая масса — 62,5 т.
  • Экипаж — 4 чел.
  • Длина корпуса — 8,3 м, ширина — 3,5 м, высота — 2,5 м.
  • Пушка: L30A1, нарезная, калибр 120 мм.
  • Боекомплект пушки — 52 выстрела.
  • Пулеметы: спаренный с пушкой пулемет калибром 7,62 мм, пулемет калибром 7,62 мм возле люка командира.
  • Боекомплект пулеметов — 4000 выстрелов.
  • Двигатель: Perkins CV-12, дизель, 1200л.с.
  • Тип подвески — гидропневматическая.
  • Скорость по шоссе — 59 км/ч.
  • Скорость на пересеченной местности — 40 км/ч.
  • Запас хода на пересеченной местности — 450 км.
  • Преодолеваемый брод — 1,42 м.

 

СЛУЖБА И УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ

В декабре 1995 года первые танки «Челленджер-2» посту­пили на вооружение Королевского гвардейского шотландского драгунского полка. Эксплуатация этих машин выявила целый ряд «детских болезней» нового танка, большая часть из кото­рых была связана с прицельными приспособлениями и систе­мой управления оружием. Поскольку Министерство обороны заключило с фирмой «Виккерс» «фиксированный» контракт, заранее оговорив цену за все танки оптом, то недостатки пред­лагалось устранять фирме «Виккерс» за свой счет. Длительное время эти самые недостатки были только «зафиксированы», вследствие чего в ноябре 1997 года из 150 построенных к данному времени танков на вооружении армии находилось лишь 36 (все у шотландских драгун), использовавшихся для обучения экипажей, остальные хранились на двух заводах фирмы «Виккерс» в ожидании модернизации.

Так же, как и в случае «Челленджера», для обучения экипажей танков «Челленджер-2» было заказано 22 учеб­ных танка. Их конструкция аналогична учебной машине на базе «Челленджер» — вместо башни устанавливалась двухмест­ная невращающаяся кабина для инструк­тора и курсанта.

Танк «Челленджер-2» с дополнительным бронированием в пригороде Багдада, Ирак.

В 1995 году 18 танков «Челленджер-2» было поставлено вооруженным силам Омана (контракт на поставку был под­писан в 1993 году). В 1997 году подписан контракт на поставку еще 20 танков «Челленджер-2» с по­ставкой в первой половине 2000 года. У танков, которые направлялись Оману, модифицирована система охлаж­дения и система кондиционирования, а на башне вместо пулемета калибром 7,62-мм установлен 12,7-мм пулемет М2.

В 1996 году специально для участия в конкурсе на основной боевой танк для вооруженных сил Саудовской Аравии был разработан танк «Челленджер-2Е». Модернизация коснулась в, прежде всего, моторно-трансмиссионной установки. Двигатель Перкинс 12V заменили немец­ким дизелем МТ-883 Ка-500 мощностью 1500 л.с, а трансмиссию TN-54 — немец­кой же трансмиссией Ренк HWSL-295TM. Были доработаны система охлаждения и воздушные фильтры, установлена циф­ровая система управления двигательной установкой. Командир получил прицел с ночным каналом, полностью аналогичный прицелу SFIM танка «Леклерк». Вместо 7,62-мм пулемета на башне смонтировали пулемет М2 калибра 12,7 мм.

Конкурентом «Челленджера-2Е» на этом конкурсе выступал американский М1А2 «Абрамс», который по результатам сравнительных испытаний, проходивших летом 1996 года, и выбрали саудовцы.

В боевых действиях танки «Челленджер-2» принимали участие дважды. Первый раз в 1999 году в составе сил KFOR они вошли на территорию автономного края Косово. Обстановка здесь, естественно, не предполагала крупномасштабных боев с использованием танков, и задачи «Челленджеров-2» в составе миротворческих сил ограничивались патрулированием. Очень быстро основная часть танков отправилась назад в Рейнскую Армию.

Второй раз танки «Челленджер-2» прибыли на театр военных действий в ходе американо-британской агрессии против Ирака весной 2003 года. В Ираке «Челленджеры-2» воевали большей частью на южном направлении, в районе Басры и полуострова Фао. Единственный документально за­свидетельствованный факт уничтожения танка этого типа — это «Челленджер-2», подбитый при вступлении союзников в Багдад, в качестве причины поражения указывается «friendly fire» («дру­жественный огонь», то есть поражение от огня своих же под­разделений или подразделений союзников). Действительные потери (видимо, в основном не безвозвратные) могли состав­лять 5-10 единиц. Проанализировать опыт боевого применения «Челленджера-2» очень сложно из-за недостатка факти­ческих данных, а также из-за того, что «Челленджеры-2» играли в этой войне отнюдь не главную роль. По неофициальным дан­ным, вышеупомянутый не восстановленный «Челленджер-2» был полностью разрушен детонацией боекомплекта первой очереди, причем вышибные панели не сработали штатным образом (с американскими «Абрамсами» подобного не отмечалось), но, разумеется, для каких-либо выводов на основе единствен­ного инцидента недостаточно оснований.

Информации о приме­нении танка «Челленджер-2» в ходе последовавшей за вторжением затяжной партизанской войны в Ираке практически нет. Впрочем, вероятно какие-то выводы в ходе ее были сделаны. Примерно с 2009 года «Челленджеры-2» стали комплектоваться набором дополнительного бронирования бортов и кормы башни из разнесенных стальных и решетчатых экранов, что доказывает наличие неплохих резервов для модернизации и сопоставимую с М1А2 уязвимость бортов для ручного гранато­мета РПГ-7.

Вообще же танки «Челленджер-2», участвовавшие в операции в Югославии и в войне с Ираком 2003 года, получали улучшенную по сравнению с базовой комплектацией бронезащиту: на лобовом листе крепился модуль разнесенной брони (по другим данным, противокумулятивной ДЗ), а вместо штатных бортовых экранов навешивались стальные короба дифферен­цированного бронирования. Кроме того, устанавливалось бое­вое опознавание, усовершенствованные воздушные фильтры и вентиляторы, оборудование контроля масла, а также уширялись бортовые экраны для уменьшения пылеобразования при дви­жении.

К настоящему времени танки «Челленджер-2» заменили в британской армии все имевшиеся старые танки «Челленджер», а большая часть последних передана иорданским вооруженным силам в соответствии с межправительственным соглашением. И хотя вооруженные силы Великобритании сокращают сейчас свой парк танков «Челленджер-2» в связи с переходом к более сба­лансированному составу сухопутных войск, однако танки продолжа­ют служить основой наступательных возможностей британской армии. Ожидается, что эксплуатация танков этой мо­дели будет продлена вплоть до 2020 года, за счет проведения различных модификаций.

 

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ТАНКА «ЧЕЛЛЕНДЖЕР-2». ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ

В рейтинге основных боевых танков, составленном «Forecast International» в 2004 году, «Челленджеру-2» отведено 5-е место, т.е. он опередил «Леклерк», Т-90С и ряд других машин. Авторы рейтинга аргументируют свою оценку хорошей защитой танка и успешным его применением в зоне Персидского залива, что и принималось за основной критерий отбора. На самом деле, английский танк заслуживает едва ли не самых неоднозначных оценок (с серьезной долей критики) среди современных тан­ков. Не говоря уже о том, что в боевых действиях с участием «Челленджера-2» остается очень много неясного, заметим, что на танковых состязаниях 90-х годов британская команда стабильно занимала последние места. Выступления на тен­дерах в Греции, Турции и Саудовской Аравии также не при­несли успеха англичанам (особенно примечательны неудачи «Челленджера-2» в показательных стрельбах — во время гре­ческого тендера из 20 зачетных целей танк поразил всего 8, что чаще всего объясняется неудачной системой управления огнем).

Бронирование танка тоже вызывает много вопросов. Хо­рошие характеристики пассивной защиты (главным образом башни; защита корпуса не представляет собой ничего особенного, даже по оценкам зарубежных специалистов) стал­киваются с противоположными факторами: чрезмерные габа­риты, неудачная по современным меркам конструкция корпуса и отчасти башни, отсутствие модульности любого рода (в т. ч. быстрой замены бронекомпозитных элементов). Специалисты (и в частности, американские) И что совсем неприемлемо в современных вооруженных конфликтах – к танку до сих пор не разработан комплект активной защиты.

Вообще, низкая скорость «Челленджера-2» (наименьшая среди современных основных танков) считается главным его недостатком. В настоящее время, когда мобильность становится едва ли не самой важной из характеристик танка, имеющиеся показатели уже неудовлетворительны. Именно низкая скорость «Челленджера-2» обусловила большинство они провальных выступлений на экспортных конкурсах и, соответственно, минимизации заказов на этот танк. Оперативная подвижность также не заслуживает высокой оцен­ки: при массе 62,5 тонн перевозка воздушным транспортом невозможна, а железнодорожным — затруднительна (в частности требуются специальные платформы).

С вооружением также связано много проблем. Орудие L30 уступает по баллистике швейцарскому 120CTG, французско­му CN-120 и германскому Rh-120/L55 (отчасти — даже россий­скому 2А46М-5), а английские бронебойные снаряды на фоне DM-63 или М829А2/3 смотрятся невыигрышно. Учитывая это, Министерство обороны Великобритании в 2005 году заключило с фирмой «BAE Systems» контракт (с «фиксированной» ценой) на выполнение программы «TDP», в результате которой должен быть построен демонстрационный технологический макет тан­ка, оснащенного гладкоствольным 120-мм орудием. Германская фирма Rheinmetall должна поставить два новых серийных 120-мм гладкоствольных орудия L55 (это орудие устанавливается на последних серийных германских танках «Леопард-2А5/А6»), оптимизированных для установки в современную башню танка «Челленджер-2». Предполагается, что в будущем это орудие заменит английскую 120-мм нарезную танковую пушку L30, для которой в настоящее время не разрабатываются современные боеприпасы некинетического действия.

Кроме того, Министерство обороны Великобритании рассма­тривает также возможности расширения имеющейся программы «TDP» по улучшению возможностей ведения стрельбы прямой наводкой. Орган обеспечения закупок Министерства обороны объявил также о конкурсе по программе «Совершенствование возможностей 120-мм гладкоствольного демонстрационного технологического макета» (проще говоря, программе по созда­нию опытного образца усовершенствован­ного «Челленджера-2»). Предполагается, что усовершенствование танка может быть достигнуто за счет: улучшения ха­рактеристик 120-мм гладкоствольного орудия, что позволило бы вести стрельбу программируемыми боеприпасами также, как это достигается при стрельбе из 120-мм орудий других типов; создания новых боеприпасов некинетического действия; различных вариантов интеграции оптиче­ских панорамных и тепловизионных при­боров; введению регенеративной системы защиты от ядерных, биологических и хи­мических средств поражения; исследова­ний возможности установки 120-мм глад­коствольного орудия L55 с современным оборудованием полностью электрическо­го управления.

Определенный толчок ускоренному совершенствованию стоящих на воору­жении танков дала и война в Ираке. Так, только за полтора года корпорация «ВАЕ Systems» (основной поставщик вооружения для британской ар­мии) внесла в конструкцию бронетехники свыше 80 новшеств, в основном направленных на усиление защиты экипажа. Для дальнейшего ее усовершенствования британские инженеры на­мерены позаимствовать даже ряд технологий из мира автоспор­та. Так, введение системы заправки топливных баков, использу­емой на болидах «Формулы-1», позволит защитить баки танков от попадания пыли и песка, а кроме того, ускорить сам процесс заправки. Также планируется устанавливать на бронетехнику новейшие литийионные аккумуляторы, позволяющие долгое вре­мя поддерживать работу мощных электрических приборов без работы основного или вспомогательного двигателя.

В заключение можно отметить, что, хорошо сознавая все не­достатки «Челленджера-2» — своего «случайного» основного тан­ка, англичане уже начали работы над проектом машины следую­щего поколения. Эта программа, получившая шифр MODIFIER, предполагает создание танка массой менее 40 тонн, вооружен­ного 140-мм гладкоствольным орудием или электромагнитной пушкой меньшего калибра.

(С.Э. Шумилин, кандидат физ.-мат. наук, офицер запаса БТВ)

Смотрите также: Танк «Челленджер» (Великобритания)

Факт

К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особен­ности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE