Танк «Челленджер» с включенной системой постановки дымовых завес во время войны в зоне Персидского залива
Танк «Челленджер» являлся основным боевым танком британской армии в 1980-х – начале 1990-х гг. Однако он довольно скоро был вытеснен своим преемником – танком «Челленджер-2».
Не всем известно, что танк «Челленджер», который стал предшественником второй версии, состоящей сегодня на вооружении британской армии, появился на свет случайно, в результате сплетения различных событий, произошедших в том числе и в соседней с Ираком ближневосточной стране — Иране. Поэтому, прежде чем подробнее описать сам «Челленджер», необходимо сделать экскурс в историю развития британского танкостроения в послевоенный период.
ЭВОЛЮЦИЯ БРИТАНСКИХ ТАНКОВ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Еще на заключительном этапе Второй мировой войны, когда союзники, высадившиеся в 1944 году в Нормандии, уже подходили к Рейну, военная промышленность Великобритании добилась серьезного успеха, создав среднепушечный (такая самобытная классификация по калибру орудия применялась в то время английскими военными) танк «Центурион», который на Западе некоторые даже считают первым основным боевым танком. Его базовые конструктивные и компоновочные решения на долгие годы оставались образцом для последовавших за ним машин, которые уже с большим основанием можно определять как «основной боевом танк». В конце 40-х — начале 50-х годов английские конструкторы отметились также разработкой тяжелых («Карнарвон», «Конкэрор») и легких («Скорпион», «Шторм») машин, которые, впрочем, производились в гораздо меньших количествах.
Рассказывая о британском танкостроении, необходимо особо отметить природный консерватизм англичан, которые и в этой отрасли шли своим особым путем, отдавая приоритет защите и огневой мощи, жертвуя ради них скоростью и оперативной мобильностью танка. Ярким примером этой концепции, являлся и упомянутый выше «Центурион». Так, машина серии Mk 3, при хорошем бронировании (хотя и уступавшем советскому среднему танку Т-54) и вооружении, развивала скорость не выше 35 км/ч и имела запас хода всего в 190 км (для сравнения у Т-54: скорость — 48 км/час, запас хода — 360 км). Вероятно, отчасти благодаря национальной приверженности традициям и консерватизму, концепция «Центуриона» продолжала внедряться и на последующих британских машинах, что в известной мере сдерживало эволюцию боевой техники.
ОБТ «Центурион» со 105-мм пушкой
С другой стороны, располагая великолепной технологической базой, опирающейся на традиционно высокий уровень машиностроения, и сильными научными кадрами, британцам удавалось создавать чрезвычайно удачные разработки, получавшие признание во всем мире. Яркий пример этого — 105-мм нарезное орудие L7, которым вооружались многие танки и боевые машины в США, Германии, Израиле, Китае, Южной Корее, ЮАР и т. д., используется оно и в совсем недавних проектах — M8 AGS, Stryker MGS. О многом говорит и тот факт, что орудие L7 под маркой М68 производилось по лицензии в Соединенных Штатах.
Наследником «Центуриона» стал основной боевой танк, который относят ко второму послевоенному поколению — «Чифтен» (в переводе с английского «Вождь»). Он был спроектированный специалистами Государственного научно-исследовательского института боевых машин (FVRDE — Fighting Vehicle Research & Development Establishment), а построен на Государственном танковом заводе (Royal Ordnance Factory). Прототип вышел на испытания в 1959 году, а в мае 1963 года «Чифтен» был официально принят на вооружение. Всего для британской армии построили около 900 танков, значительная часть этих машин была направлена в Британскую Рейнскую армию, прикрывавшую Западную Германию от танковых колонн ГСВГ.
«Чифтен», а целом, соответствовал условиям европейского ТВД с его развитой дорожной сетью. Для своего времени танк имел впечатляющие характеристики: при массе 53-57 тонн (в зависимости от модификации) «Чифтен» в качестве главного вооружения нес 120-мм орудие L11 с высокой скорострельностью (7-9 выстр./мин) и защищался 150-мм лобовой броней, имевшей угол наклона 60 градусов (башня), позднее усиленной до 195 мм за счет накладной брони «Стиллбрю». Корпус и башня выполнялись литыми, с хорошим баллистическим профилем. По совокупности тактико-технических данных танк мог считаться самым мощным основным боевым танком своего времени, вплоть до появления Т-64 и «Леопарда-2». Однако, он отличался недостаточной оперативной и тактической подвижностью, а также высокой стоимостью.
В середине 60-х годов «Чифтеном» в серьез заинтересовались израильские военные, которым хотелось заменить свои хорошо себя зарекомендовавшие, но уже устаревшие «Центурионы» более современными танками. Естественно, что их выбор пал на «Чифтен». С октября 1966 года по 1968 год в Израиле проводились детальные испытания двух «Чифтенов», а результаты «Шестидневной войны» 1967 года окончательно убедили евреев в том, что для их условий главное — это орудие и мощная защита, а подвижность танка на поле боя определяется не столько мощностью двигателя и характеристиками ходовой части, сколько толщиной брони, а ведь следуя именно этой концепции англичане и проектировали свой «Чифтен».
Однако, международное эмбарго, введенное на поставки вооружения в Израиль, поставило крест на заключении сделки по закупке «Чифтенов». К счастью для англичан, неудавшуюся сделку с Израилем им удалось с лихвой компенсировать подписанием в 1971 году контракта на продажу 707 «Чифтенов» и 73 БРЭМ на его базе шахскому Ирану (в перспективе планировалась продажа еще 1200 машин). Тогдашний правитель этой страны — шах Мохаммед Реза Пехлеви любил закупать для своей армии самое современное вооружение (например, Иран был единственной страной, купившей суперсовременный и супердорогой истребитель F-14), а имея в своем распоряжении «нефтедоллары», он не особенно стеснялся в средствах. Однако иранские военные высказали ряд замечаний по существующим модификациям «Чифтена». Как известно, «кто платит, тот и заказывает музыку», поэтому англичане взялись за проектирование специального «Чифтена» для Ирана, получившего громкое имя «Шир Иран» («Лев Ирана»), а результате появились более совершенные машины «Шир-1» (FV.4030/2) и «Шир-2 » (FV.4030/3). В рамках проекта «Шир-2» для танка была разработана новая сварная башня с комбинированным многослойным бронированием, усовершенствованный (полностью сварной) корпус, установлена новая гидропневматическая подвеска, обновлена система управления огнем. В металле было изготовлено семь опытных танков «Шир-2».
Танк «Чифтен» Mk 5 ВС Ирана
В начале 1979 года Великобритания заключила соглашение с Ираном на поставку 125 танков «Шир-1» и 1225 танков «Шир-2». Для оснащения же собственной армии англичане работали над проектом совершенно нового танка, который в перспективе должен был заменить «Чифтен». Еще в 1972 году они совместно с немцами приступили к работам над проектом нового основного танка, получившего обозначение MBT-80/Kpz-80. Но разработку постигла судьба предыдущих масштабных международных проектов по созданию единого танка: франко-германского проекта единого танка 50-х годов, перспективного основного боевого танка МВТ-70 (США/ФРГ). Программа MBT-80/Kpz-80 была закрыта в 1977 году из-за разногласий между танкостроителями и военными обоих государств, К тому же многие показатели оставшейся на бумаге машины к концу 70-х перестали удовлетворять требованиям современности. Но ряд технических инноваций, предназначенных для МВТ-80, все же воплотился на более поздних танках. Одним из важнейших достижений стала разработанная фирмой «Чобхэм Армор» многослойная комбинированная броня с использованием алюмокерамики, с тех пор именуемая броней типа «чобхэм». Первой боевой машиной с этим типом брони стал опытный основной боевой танк «Чифтен-900» — близкий по характеристикам к своему предшественнику, однако с повышенной защитой. В 1978-1979 годах англичане продолжили разработку уже собственного, национального танка МВТ-80 с использованием задела, наработанного в рамках англо-германской программы. Возможно, эти усилия и завершились бы принятием на вооружение совершенно новой оригинальной машины, но в 1979 году на относительно безоблачном небе британского танкостроения грянул гром. В Иране произошла антишахская революция, и новое исламистское правительство расторгло контракт на поставку танков «Шир Иран», в результате англичане оказались в чрезвычайно сложном положении. В проект танка «Шир Иран 1/2» были вложены большие средства, потрачено время, построено семь опытных машин FV 4030/3. Отказ от всего этого и перечеркивание результатов программы «Шир Иран» могло окончиться катастрофой, так как финансовые и трудовые вложения в оба проекта были слишком велики. Если от «Шир-1» удалось избавиться без убытков (они отправились в армию Иордании под названием «Хапид»), то «Шир-2», к тому моменту существовавший только в виде семи прототипов, экспортироваться еще не мог. В результате, после длительного анализа возможных последствий и колебаний, англичане, чтобы минимизировать потери, приняли «соломоново» решение: отказаться от национального проекта танка МВТ-80 и строить новый основной боевой танк на основе эволюционного развития проекта «Шир-2». Будущему танку был присвоен индекс FV 4030/4 и новое название «Челленджер» («Бросающий вызов»). Правда, учитывая финансовые реалии, объемы его производства ограничивались только заменой «Чифтенов», состоящих на вооружении Британской Рейнской армии.
В 1980 году был подписан контракт на поставку 225 танков «Челленджер» для британской армии. Проектированием машины занимались конструкторы «Технического управления военных машин и техники» (MVEE) и специалисты Государственного танкового завода в Лидсе. С целью отработки новых узлов и ускорения их испытаний были переоборудованы семь уже имеющихся прототипов танка «Шир-2».
Как и при проектировании «Чифтена», очень остро встала проблема массы. Спецификация генерального штаба ограничивала массу перспективного танка значением в 54,8 тонн (что соответствовало массе танка «Чифтен» Мк.5), однако еще в ходе проработок проекта МВТ-80 английские специалисты пришли к выводу, что только при увеличении массы до 60-62 тонн имеется возможность усилить бронирование лобовой части корпуса и башни нового танка по сравнению с «Чифтеном».
Одной из основных причин, по которой военные настаивали на ограничении массы нового танка, была низкая грузоподъемность дорожных мостов, что существенно ограничивало маневр бронетехники. Поэтому инженерам MVEE для обоснования возможности увеличения массы нового танка пришлось провести анализ распределения на Европейском театре военных действий инженерных сооружений, ограничивающих подвижность танков; оказалось, что большинство мостов здесь рассчитано на нагрузку в 20 тонн, то есть они с одинаковым успехом провалятся и под 50-тонным танком, и под танком массой 60 тонн.
В результате удалось убедить военных поднять верхнее ограничение по массе до требуемых 62 тонн.
Испытания танков проходили в Бовингтоне, в их ходе семь опытных машин прошли в общей сложности более 100 тыс. км. Проверялась их ремонтопригодность и надежность, электромагнитная совместимость радиоаппаратуры. На заключительном этапе в октябре 1982 года имитировалось участие машин в четырехсуточкых непрерывных боевых действиях. Военные были удовлетворены, и в декабре 1982 года менеджер программы танка «Челленджер» со стороны британской армии полковник Мюррей-Браун подписал акт о завершении испытаний.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ТАНКА «ЧЕЛЛЕНДЖЕР»
Танк «Челленджер»
Танк спроектирован по классической схеме. Его корпус полностью сварной, в нем отсутствуют литые детали, имеющиеся в конструкции корпуса танка «Чифтен». В своей передней части корпус имеет сложную многогранную форму, что с точки зрения баллистической защиты не слишком выгодно — образуется множество ослабленных зон на сварных швах и в месте выреза под люк механика-водителя. Днище корпуса имеет V-образную форму для ослабления воздействия детонации противотанковых мин. Бортовые листы установлены отвесно и, как и у других современных танков, довольно восприимчивы к поражению. Кормовая плита имеет обратный угол наклона. Крыша корпуса приподнимается в районе МТО. В целом, корпус трудно назвать удачным: хотя верхние лобовые бронеплиты относительно неплохо защищают танк (по оценке западных экспертов, эквивалент защиты верхнего лобового листа «Челленджера» от бронебойно-подкалиберного снаряда БПС — 550-600 мм), то нижний лист, занимающий значительную долю фронтальной проекции, намного более тонок и имеет небольшой угол наклона. Конфигурация лобовой детали неоднозначно сказалась и на компоновке отделения управления. Из-за расположения люка механика-водителя в нише он в боевом положении располагается полулежа (что считается достаточно выгодным с точки зрения травмобезопасности, но не вполне хорошо с точки зрения эргономики); важно отметить, что его обзор недостаточен (механик-водитель располагает единственным перископическим прибором наблюдения, который размещен за люком).
Боевое отделение и башня занимают среднюю часть танка. В сварной башне установлено 120-мм нарезное орудие L11A5. По сравнению с аналогичным орудием танка «Чифтен» оно имеет более короткий ствол, что облегчает стабилизацию орудия при движении. Применение в конструкции модернизированного орудия новой стали, полученной методом электро-шлакового переплава, позволило увеличить максимальное давление в канале ствола с 6100 до 6300 кг/кв.см — и, несмотря на уменьшенную длину ствола, начальная скорость снаряда осталась прежней. Тем не менее, характеристики L11A5 отнюдь не блистали по сравнению с орудиями других основных танков третьего поколения: начальная скорость БПС равнялась 1500 м/с, — меньше, чем у 115-мм советской гладкоствольной У-5ТС конца 50-х годов, хотя характеристики бронепробиваемости английского орудия за счет совершенных боеприпасов находились на более высоком уровне. К тому же нарезные орудия вообще отличаются большими темпами износа ствола и повышенной ценой производства по сравнению с гладкоствольными, при сравнимой точности. Углы наведения орудия L11A5 в вертикальной плоскости от -10° до +20°. Электропривод наведения пушки в вертикальной плоскости обеспечивает скорость наведения в пределах от 0,01 до 6 град./с. Скорость разворота башни изменяется в пределах от 0,01 до 24 град./с. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.
Заряжание пушки L11A7
Боекомплект из 64 выстрелов раздельного заряжания размещается в отделении управления и в боевом отделении. Типовым был вариант боекомплекта, состоящий из 34 бронебойных подкалиберных снарядов, 15 бронебойно-фугасных и пяти дымовых. Выстрелы хранились в бронированных укладках-контейнерах, окруженных рубашкой со специальной жидкостью, что снижало вероятность возгорания и детонации боеприпасов. Все пороховые заряды располагались ниже погона башни.
Слева от орудия установлен 7,62-мм пулемет L8A2, спаренный с пушкой; боекомплект к пулемету — 4000 патронов. Справа от орудия находятся рабочие места командира и наводчика, слева — заряжающего.
Система управления огнем по сравнению с CУO «Шир-1» претерпела лишь незначительные изменения. В нее входят прицеп наводчика с интегрированным в него лазерным дальномером, электронный баллистический вычислитель и стабилизатор орудия. В качестве основного прицела наводчик использует перископический прицел с десятикратным увеличением «Барр энд Струд» TLS №10 Mk. 1, в который встроен лазерный дальномер. Вспомогательный прицел — телескопический, фирмы «Виккерс Инструментс», AFV №80 Mk.l с семикратным увеличением. Юстировка прицела осуществляется с помощью коллиматора и отражающего зеркала, установленного на стволе пушки вблизи дульного среза. Для ведения боевых действий ночью используется тепловизионный прицел «Барр энд Струд» TOGS (Termal Observation and Gunnery Sistem — тепловиэионная система наблюдения и стрельбы). У командира установлен перископический прицел Авимо AFV №37 Мк.5 со стабилизированной линией визирования. Прицел командира связан оптическим каналом с прицелом наводчика и видеоконтрольным устройством системы TOGS, что позволяет командиру вести огонь, используя лазерный дальномер и тепловизор. По периметру командирского люка расположены восемь перископических наблюдательных приборов Хелио Миррор AFV №40 Мк.2, обеспечивающих ему круговой обзор. На командирской башенке смонтирован дистанционно-управляемый 7,62-мм пулемет L-37A2 с углами наведения в вертикальной плоскости от -10° до +75°. Огонь из зенитного пулемета ведет командир танка. Стрельбу из пушки и спаренного с ней пулемета могут вести наводчик и командир.
В передней части башни справа и слева от пушки смонтированы пятиствольные гранатометы дли постановки дымовых завес. Вместо них могут устанавливаться блоки (по шесть на каждой стороне) бортовой дымовой гранатометной установки VIRSS (Visual and Infrared Screening Smoke), прошедшей испытания в 1985 году. Она предназначена для создания помех как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне различным средствам наблюдения и прицеливания противника. Гранаты, выстреливаемые по одной с коротким интервалом, разрываются в воздухе перед танком на расстоянии 25 м, образуя дымовую завесу. Эта установка с успехом может использоваться и на других образцах бронетанковой техники.
Система управления огнем танка «Челленджер»
Кормовую часть корпуса занимает силовое отделение. Моторно-трансмиссионная установка выполнена в виде единого блока и расположена продольно оси танка. В качестве основного двигателя используется 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель с турбонаддувом — 12V-120Q «Кондор» мощностью 1200 л.с. фирмы «Перкинс». Первоначально на серийные танки «Челленджер» предполагалось устанавливать более мощные дизели 12V-1500 (мощностью 1500 л.с), но эти планы так и не были осуществлены. Слева от основного двигателя установлен вспомогательный дизель Н30 фирмы «Ковентри Клаймекс» мощностью 37 л.с., служащий для привода электрогенератора, запуска основного дизеля, подзарядки и прогрева аккумуляторных батарей. Оба двигателя имеют общую жидкостную систему охлаждения, обеспечивающую надежную работу моторов при температуре окружающего воздуха до +52°С.
В танке «Чепленджер» впервые в английском танкостроении применена автоматическая гидромеханическая трансмиссия TN-37 с гидрообъемной передачей в приводе механизма поворота. Трансмиссия разработана фирмой «Дэвид Браун». Планетарная коробка передач обеспечивает четыре передачи переднего хода и три — заднего. Гидрообъемная передача позволяет плавно регулировать радиус поворота во всем диапазоне, что улучшило управляемость по сравнению с «Чифтеном», на котором механику-водителю приходилось периодически воздействовать на фрикционные элементы, что приводило к резкому изменению угла поворота танка и его угловой скорости.
Ходовая часть танка «Челленджер» резко отличается от ходовой танка «Чифтен». Вместо пружинно-балансирной подвески в ней используется нерегулируемая поршневая гидропневматическая подвеска, разработанная специалистами MVEE и частных фирм «Данлоп» и «Лазер Инженириен». Подвеска обеспечивает динамический ход катка 340 мм (у танка «Чифтен» — 159 мм, у танка «Шир-1» — 250 мм). С каждого борта установлено по шесть опорных и четыре поддерживающих катка. Опорные катки обрезиненные, с алюминиевыми дисками и стальными ступицами. Гусеница — с открытыми металлическими шарнирами, траки имеют съемные резиновые подушки. Ходовая часть прикрыта четырехсекционными металлическими экранами, установленными с каждого борта.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНКА «ЧЕЛЛЕНДЖЕР»
Серийное производство танка «Челленджер» началось в 1983 году, первым новые танки получил Королевский гусарский полк. До 1988 года было построено 420 танков, поступавших на вооружение только британской армии. Интересно, что кроме линейного танка, военными было заказано и оплачено производство и учебного танка «Челленджер». Первый из 17 учебных танков поступил в испытательный центр в Бовингтоне в ноябре 1989 года. Он представлял собой обычный «Челленджер», у которого вместо башни была установлена невращающаяся двухместная кабина (предназначенная для инструктора и курсанта). В 1990 году британской армии были переданы остальные 16 учебных танков.
На базе танка «Челленджер» фирма «Виккерс» также создала бронированную ремонтно-эвакуационную машину.
Танк «Челленджер» в Боснии, 1996 г.
Принятие на вооружение «Челленджера», тем не менее, не сняло вопрос о боевой машине, предназначенной для замены всех «Чифтенов» в армии Великобритании (полностью перевод парка основных боевых танков на «Челленджеры» и не предполагался, правда, основную роль в этом играли финансовые соображения). К тому же после поступления в войска на «Челленджеры» обрушился целый шквал критики. Военные жаловались на малую надежность машины, тесноту боевого отделения, неудовлетворительную точность стрельбы и низкокачественную СУО. Новый танк очень быстро приобрел репутацию худшего основного танка в НАТО. Масла в огонь подлил провал английских танкистов, выступавших на танках «Челленджер» в ежегодных танковых соревнованиях НАТО «Канадиен Трофи — 87». Скандал получился таким громким, что премьер-министр Маргарет Тэтчер потребовала, чтобы ей лично доложили о причинах неудачи. Учитывая все это, о полной замене «Чифтенов» «Челленджерами» не могло быть и речи.
В 1991 году танки «Челленджер» отметились в операции многонациональных вооруженных сил против Ирака — «Меч пустыни». Для участия в ней были переброшены танки «Челленджер» из состава 1-й бронетанковой дивизии под командованием генерал-майора Руперта Смита (в нее входили 4-я тяжелая пехотная и 7-я тяжелая бронетанковые бригады).
7-я бригада включала два полка четырехэскадронного состава, вооруженных танками «Челленджер», и батальон БМП. В 4-й бригаде имелось два батальона БМП и танковый полк трехэскадронного состава на «Челленджерах». В Саудовскую Аравию бригады были переброшены из Германии. Танкисты наносили удар на правом фланге американского 7-го корпуса вдоль кувейтско-иракской границы.
Сведения, опубликованные в западной прессе об участии английских танков в данной операции, достаточно противоречивы. По официальным данным, машины и экипажи заслужили высочайшую оценку, боеготовность материальной части достигала 95%, а танкисты взяли реванш за провальное выступление на «Канадиен Трофи — 87» и продемонстрировали снайперскую точность стрельбы. Официальные данные британского министерства обороны свидетельствуют о том, что 157 танков «Челленджер» уничтожили 300 иракских единиц бронетехники, а безвозвратные потери составили всего один танк! В то же время по другим данным (неофициальным) за пять дней блицкрига обнаружилась низкая надежность машины. Танк «Челленджер» оказался полностью непригодным к боевым действиям в условиях пустыни.
Скорее всего, в действительности эксплуатационные характеристики танков «Челленджер» оставляли желать лучшего. Иначе британские конструкторы не занялись бы уже в 1990-х гг. разработкой нового танка – «Челленджер-2». В конце 1990-х все танки «Челленджер» были сняты с вооружения британской армии и проданы «Иордании».
(С.Э. Шумилин, кандидат физ.-мат. наук, офицер запаса БТВ)
Смотрите также: Танк «Челленджер-2» (Великобритания)
Факт
К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особенности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…
Источник: