армия и оружие

Танк «Челленджер» (Великобритания)

Танк «Челленджер» с включенной системой постановки дымовых завес во время войны в зоне Персидского залива

Танк «Челленджер» являлся основным боевым танком британской армии в 1980-х – начале 1990-х гг. Однако он довольно скоро был вытеснен своим преемником – танком «Челленджер-2».

Не всем известно, что танк «Челленджер», который стал предшественником  второй версии, состоящей сегодня на вооружении британской армии, появился на свет случайно, в ре­зультате сплетения различных событий, произошедших в том числе и в соседней с Ираком ближневосточной стране — Иране. Поэтому, прежде чем подробнее описать сам «Челленджер», необходимо сделать экскурс в историю развития британского танкостроения в послевоенный период.

 

ЭВОЛЮЦИЯ БРИТАНСКИХ ТАНКОВ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Еще на заключительном этапе Второй мировой войны, когда союзники, высадившиеся в 1944 году в Нормандии, уже подходили к Рейну, военная промышленность Великобритании добилась серьезного успеха, создав среднепушечный (такая самобытная классификация по калибру орудия применялась в то время английскими военными) танк «Центурион», который на Западе некоторые даже считают первым основным боевым тан­ком. Его базовые конструктивные и компоновочные решения на долгие годы оставались образцом для последовавших за ним машин, которые уже с большим основанием можно определять как «основной боевом танк». В конце 40-х — начале 50-х годов английские конструкторы отметились также разработкой тяже­лых («Карнарвон», «Конкэрор») и легких («Скорпион», «Шторм») машин, которые, впрочем, производились в гораздо меньших количествах.

Рассказывая о британском танкостроении, необходимо особо отметить природный консерватизм англичан, которые и в этой отрасли шли своим особым путем, отдавая приоритет защите и огневой мощи, жертвуя ради них скоростью и опера­тивной мобильностью танка. Ярким примером этой концепции, являлся и упомянутый выше «Центурион». Так, машина серии Mk 3, при хорошем бронировании (хотя и уступавшем советско­му среднему танку Т-54) и вооружении, развивала скорость не выше 35 км/ч и имела запас хода всего в 190 км (для сравнения у Т-54: скорость — 48 км/час, запас хода — 360 км). Вероятно, отчасти благодаря национальной приверженности традициям и консерватизму, концепция «Центуриона» продолжала внедрять­ся и на последующих британских машинах, что в известной мере сдерживало эволюцию боевой техники.

ОБТ «Центурион» со 105-мм пушкой

С другой стороны, располагая великолепной технологической базой, опирающейся на традиционно высокий уровень машино­строения, и сильными научными кадрами, британцам удавалось создавать чрезвычайно удачные разработки, получавшие при­знание во всем мире. Яркий пример этого — 105-мм нарезное орудие L7, которым вооружались многие танки и боевые машины в США, Германии, Израиле, Китае, Южной Корее, ЮАР и т. д., ис­пользуется оно и в совсем недавних проектах — M8 AGS, Stryker MGS. О многом говорит и тот факт, что орудие L7 под маркой М68 производилось по лицензии в Соединенных Штатах.

Наследником «Центуриона» стал основной боевой танк, кото­рый относят ко второму послевоенному поколению — «Чифтен» (в переводе с английского «Вождь»). Он был спроектированный специалистами Государственного научно-исследовательского института боевых машин (FVRDE — Fighting Vehicle Research & Development Establishment), а построен на Государственном тан­ковом заводе (Royal Ordnance Factory). Прототип вышел на испы­тания в 1959 году, а в мае 1963 года «Чифтен» был официально принят на вооружение. Всего для британской армии построили около 900 танков, значительная часть этих ма­шин была направлена в Британскую Рейнскую армию, прикрывавшую Западную Германию от танковых колонн ГСВГ.

«Чифтен», а целом, соответствовал условиям европейского ТВД с его развитой дорожной сетью. Для своего времени танк имел впечатляющие характеристики: при массе 53-57 тонн (в зависимости от модифика­ции) «Чифтен» в качестве главного вооружения нес 120-мм орудие L11 с высокой скорострель­ностью (7-9 выстр./мин) и защищался 150-мм лобовой броней, имевшей угол наклона 60 гра­дусов (башня), позднее усиленной до 195 мм за счет накладной брони «Стиллбрю». Корпус и башня выполнялись литыми, с хорошим балли­стическим профилем. По совокупности тактико-технических данных танк мог считаться самым мощным основным боевым танком своего вре­мени, вплоть до появления Т-64 и «Леопарда-2». Однако, он отличался недостаточной оператив­ной и тактической подвижностью, а также высо­кой стоимостью.

В середине 60-х годов «Чифтеном» в се­рьез заинтересовались израильские воен­ные, которым хотелось заменить свои хорошо себя зарекомендовавшие, но уже устаревшие «Центурионы» более современными танками. Естественно, что их выбор пал на «Чифтен». С октября 1966 года по 1968 год в Израиле прово­дились детальные испытания двух «Чифтенов», а результаты «Шестидневной войны» 1967 года окончательно убедили евреев в том, что для их условий главное — это орудие и мощная защи­та, а подвижность танка на поле боя определя­ется не столько мощностью двигателя и харак­теристиками ходовой части, сколько толщиной брони, а ведь следуя именно этой концепции англичане и проектировали свой «Чифтен».

Од­нако, международное эмбарго, введенное на по­ставки вооружения в Израиль, поставило крест на заключении сделки по закупке «Чифтенов». К счастью для англичан, неудавшуюся сделку с Израилем им удалось с лихвой компенсировать подписанием в 1971 году контракта на продажу 707 «Чифтенов» и 73 БРЭМ на его базе шахско­му Ирану (в перспективе планировалась прода­жа еще 1200 машин). Тогдашний правитель этой страны — шах Мохаммед Реза Пехлеви любил закупать для своей армии самое современное вооружение (например, Иран был единственной страной, купившей суперсовременный и супердорогой истребитель F-14), а имея в своем рас­поряжении «нефтедоллары», он не особенно стеснялся в средствах. Однако иранские воен­ные высказали ряд замечаний по существую­щим модификациям «Чифтена». Как известно, «кто платит, тот и заказывает музыку», поэтому англичане взялись за проектирование специаль­ного «Чифтена» для Ирана, получившего гром­кое имя «Шир Иран» («Лев Ирана»), а результате появились более совершенные машины «Шир-1» (FV.4030/2) и «Шир-2 » (FV.4030/3). В рамках про­екта «Шир-2» для танка была разработана новая сварная башня с комбинированным многослой­ным бронированием, усовершенствованный (полностью сварной) корпус, установлена новая гидропневматическая подвеска, обновлена система управле­ния огнем. В металле было изготовлено семь опытных танков «Шир-2».

Танк «Чифтен» Mk 5 ВС Ирана

В начале 1979 года Великобритания заключила соглашение с Ираном на поставку 125 танков «Шир-1» и 1225 танков «Шир-2». Для оснащения же собственной армии англичане работали над проектом совершенно нового танка, который в перспективе должен был заменить «Чифтен». Еще в 1972 году они совместно с немцами приступили к работам над проектом нового основного танка, получившего обозначение MBT-80/Kpz-80. Но разработку постигла судьба предыдущих масштабных международных про­ектов по созданию единого танка: франко-германского проекта единого танка 50-х годов, перспективного основного боевого танка МВТ-70 (США/ФРГ). Программа MBT-80/Kpz-80 была за­крыта в 1977 году из-за разногласий между танкостроителями и военными обоих государств, К тому же многие показатели оставшейся на бумаге машины к концу 70-х перестали удо­влетворять требованиям современности. Но ряд технических инноваций, предназначенных для МВТ-80, все же воплотился на более поздних танках. Одним из важнейших достижений стала разработанная фирмой «Чобхэм Армор» многослойная комбинированная броня с использованием алюмокерамики, с тех пор именуемая броней типа «чобхэм». Первой боевой ма­шиной с этим типом брони стал опытный основной боевой танк «Чифтен-900» — близкий по характеристикам к своему предше­ственнику, однако с повышенной защитой. В 1978-1979 годах ан­гличане продолжили разработку уже собственного, националь­ного танка МВТ-80 с использованием задела, наработанного в рамках англо-германской программы. Возможно, эти усилия и завершились бы принятием на вооружение совершенно новой оригинальной машины, но в 1979 году на относительно безоб­лачном небе британского танкостроения грянул гром. В Иране произошла антишахская революция, и новое исламистское правительство расторгло контракт на поставку танков «Шир Иран», в результате англичане оказались в чрезвычайно сложном поло­жении. В проект танка «Шир Иран 1/2» были вложены большие средства, потрачено время, построено семь опытных машин FV 4030/3. Отказ от всего этого и перечеркивание результатов программы «Шир Иран» могло окончиться катастрофой, так как финансовые и трудовые вложения в оба проекта были слишком велики. Если от «Шир-1» удалось избавиться без убытков (они отправились в армию Иордании под названием «Хапид»), то «Шир-2», к тому моменту существовавший только в виде семи прототипов, экспортироваться еще не мог. В результате, после длительного анализа возможных последствий и колебаний, ан­гличане, чтобы минимизировать потери, приняли «соломоново» решение: отказаться от национального проекта танка МВТ-80 и строить новый основной боевой танк на основе эволюционного развития проекта «Шир-2». Будущему танку был присвоен ин­декс FV 4030/4 и новое название «Челленджер» («Бросающий вызов»). Правда, учитывая финансовые реалии, объемы его производства ограничивались только заменой «Чифтенов», со­стоящих на вооружении Британской Рейнской армии.

В 1980 году был подписан контракт на поставку 225 танков «Челленджер» для британской армии. Проектированием маши­ны занимались конструкторы «Технического управления воен­ных машин и техники» (MVEE) и специалисты Государственного танкового завода в Лидсе. С целью отработки новых узлов и ускорения их испытаний были переоборудованы семь уже име­ющихся прототипов танка «Шир-2».

Как и при проектировании «Чифтена», очень остро встала проблема массы. Спецификация генерального штаба ограничи­вала массу перспективного танка значением в 54,8 тонн (что со­ответствовало массе танка «Чифтен» Мк.5), однако еще в ходе проработок проекта МВТ-80 английские специалисты пришли к выводу, что только при увеличении массы до 60-62 тонн имеет­ся возможность усилить бронирование лобовой части корпуса и башни нового танка по сравнению с «Чифтеном».

Одной из основных причин, по которой военные настаивали на ограничении массы нового танка, была низкая грузоподъем­ность дорожных мостов, что существенно ограничивало маневр бронетехники. Поэтому инженерам MVEE для обоснования воз­можности увеличения массы нового танка пришлось провести анализ распределения на Европейском театре военных дей­ствий инженерных сооружений, ограничивающих подвижность танков; оказалось, что большинство мостов здесь рассчитано на нагрузку в 20 тонн, то есть они с одинаковым успехом про­валятся и под 50-тонным танком, и под танком массой 60 тонн.

В результате удалось убедить военных поднять верхнее огра­ничение по массе до требуемых 62 тонн.

Испытания танков проходили в Бовингтоне, в их ходе семь опытных машин прошли в общей сложности более 100 тыс. км. Проверялась их ремонтопригодность и надежность, электро­магнитная совместимость радиоаппаратуры. На заключитель­ном этапе в октябре 1982 года имитировалось участие машин в четырехсуточкых непрерывных боевых действиях. Военные были удовлетворены, и в декабре 1982 года менеджер програм­мы танка «Челленджер» со стороны британской армии полков­ник Мюррей-Браун подписал акт о завершении испытаний.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ТАНКА «ЧЕЛЛЕНДЖЕР»

Танк «Челленджер»

Танк спроектирован по классической схеме. Его корпус пол­ностью сварной, в нем отсутствуют литые детали, имеющиеся в конструкции корпуса танка «Чифтен». В своей передней части корпус имеет сложную многогранную форму, что с точки зрения баллистической защиты не слишком выгодно — образуется множество ослабленных зон на сварных швах и в месте выреза под люк механика-водителя. Днище корпуса имеет V-образную форму для ослабления воздействия детонации противотан­ковых мин. Бортовые листы установлены отвесно и, как и у других современных танков, довольно восприимчивы к пора­жению. Кормовая плита имеет обратный угол наклона. Крыша корпуса приподнимается в районе МТО. В целом, корпус трудно назвать удачным: хотя верхние лобовые бронеплиты относи­тельно неплохо защищают танк (по оценке западных экспертов, эквивалент защиты верхнего лобового листа «Челленджера» от бронебойно-подкалиберного снаряда БПС — 550-600 мм), то нижний лист, занимающий значительную долю фронтальной проекции, намного более тонок и имеет небольшой угол на­клона. Конфигурация лобовой детали неоднозначно сказалась и на компоновке отделения управления. Из-за расположения люка механика-водителя в нише он в боевом положении рас­полагается полулежа (что считается достаточно выгодным с точки зрения травмобезопасности, но не вполне хорошо с точки зрения эргономики); важно отметить, что его обзор недостато­чен (механик-водитель располагает единственным перископическим прибором наблюдения, который размещен за люком).

Боевое отделение и башня занимают среднюю часть тан­ка. В сварной башне установлено 120-мм нарезное орудие L11A5. По сравнению с аналогичным орудием танка «Чифтен» оно имеет более короткий ствол, что облегчает стабилизацию орудия при движении. Применение в конструкции модернизи­рованного орудия новой стали, полученной методом электро-шлакового переплава, позволило увеличить максимальное давление в канале ствола с 6100 до 6300 кг/кв.см — и, несмотря на уменьшенную длину ствола, начальная скорость снаряда осталась прежней. Тем не менее, характеристики L11A5 от­нюдь не блистали по сравнению с орудиями других основных танков третьего поколения: начальная скорость БПС равнялась 1500 м/с, — меньше, чем у 115-мм советской гладкоствольной У-5ТС конца 50-х годов, хотя характеристики бронепробиваемости английского орудия за счет совершенных боеприпасов находились на более высоком уровне. К тому же нарезные орудия вообще отличаются большими темпами износа ствола и повышенной ценой производства по сравнению с гладкоствольными, при сравнимой точности. Углы наведения орудия L11A5 в вертикальной плоскости от -10° до +20°. Электропри­вод наведения пушки в вертикальной плоскости обеспечивает скорость наведения в пределах от 0,01 до 6 град./с. Скорость разворота башни изменяется в пределах от 0,01 до 24 град./с. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.

Заряжание пушки L11A7

Боекомплект из 64 выстрелов раздельного заряжания раз­мещается в отделении управления и в боевом отделении. Ти­повым был вариант боекомплекта, состоящий из 34 бронебой­ных подкалиберных снарядов, 15 бронебойно-фугасных и пяти дымовых. Выстрелы хранились в бронированных укладках-контейнерах, окруженных рубашкой со специальной жидкостью, что снижало вероятность возгорания и детонации боеприпасов. Все пороховые заряды располагались ниже погона башни.

Слева от орудия установлен 7,62-мм пулемет L8A2, спарен­ный с пушкой; боекомплект к пулемету — 4000 патронов. Спра­ва от орудия находятся рабочие места командира и наводчика, слева — заряжающего.

Система управления огнем по сравнению с CУO «Шир-1» претерпела лишь незначительные изменения. В нее входят при­цеп наводчика с интегрированным в него лазерным дальноме­ром, электронный баллистический вычислитель и стабилизатор орудия. В качестве основного прицела наводчик использует пе­рископический прицел с десятикратным увеличением «Барр энд Струд» TLS №10 Mk. 1, в который встроен лазерный дальномер. Вспомогательный прицел — телескопический, фирмы «Виккерс Инструментс», AFV №80 Mk.l с семикратным увеличением. Юстировка прицела осуществляется с помощью коллиматора и отражающего зеркала, установленного на стволе пушки вблизи дульного среза. Для ведения боевых действий ночью используется тепловизионный прицел «Барр энд Струд» TOGS (Termal Observation and Gunnery Sistem — тепловиэионная система на­блюдения и стрельбы). У командира установлен перископиче­ский прицел Авимо AFV №37 Мк.5 со стабилизированной лини­ей визирования. Прицел командира связан оптическим каналом с прицелом наводчика и видеоконтрольным устройством систе­мы TOGS, что позволяет командиру вести огонь, используя ла­зерный дальномер и тепловизор. По периметру командирского люка расположены восемь перископических наблюдательных приборов Хелио Миррор AFV №40 Мк.2, обеспечивающих ему круговой обзор. На командирской башенке смонтирован дистанционно-управляемый 7,62-мм пулемет L-37A2 с углами наведения в вертикальной плоскости от -10° до +75°. Огонь из зенитного пулемета ведет командир танка. Стрельбу из пушки и спаренного с ней пулемета могут вести наводчик и командир.

В передней части башни справа и слева от пушки смонти­рованы пятиствольные гранатометы дли постановки дымовых завес. Вместо них могут устанавливаться блоки (по шесть на каждой стороне) бортовой дымовой гранатометной установки VIRSS (Visual and Infrared Screening Smoke), прошедшей испы­тания в 1985 году. Она предназначена для создания помех как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне различным сред­ствам наблюдения и прицеливания противника. Гранаты, вы­стреливаемые по одной с коротким интервалом, разрываются в воздухе перед танком на расстоянии 25 м, образуя дымовую завесу. Эта установка с успехом может использоваться и на дру­гих образцах бронетанковой техники.

Система управления огнем танка «Челленджер»

Кормовую часть корпуса занимает силовое отделение. Моторно-трансмиссионная установка выполнена в виде еди­ного блока и расположена продольно оси танка. В качестве основного двигателя используется 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель с турбонаддувом — 12V-120Q «Кондор» мощностью 1200 л.с. фирмы «Перкинс». Первоначально на се­рийные танки «Челленджер» предполагалось устанавливать более мощные дизели 12V-1500 (мощностью 1500 л.с), но эти планы так и не были осуществлены. Слева от основного двигате­ля установлен вспомогательный дизель Н30 фирмы «Ковентри Клаймекс» мощностью 37 л.с., служащий для привода электрогенератора, запуска основного дизеля, подзарядки и прогрева аккумуляторных батарей. Оба двигателя имеют общую жидкост­ную систему охлаждения, обеспечивающую надежную работу моторов при температуре окружающего воздуха до +52°С.

В танке «Чепленджер» впервые в английском танкостроении применена автоматическая гидромеханическая трансмиссия TN-37 с гидрообъемной передачей в приводе механизма пово­рота. Трансмиссия разработана фирмой «Дэвид Браун». Планетарная коробка передач обеспечивает четыре передачи перед­него хода и три — заднего. Гидрообъемная передача позволяет плавно регулировать радиус поворота во всем диапазоне, что улучшило управляемость по сравнению с «Чифтеном», на ко­тором механику-водителю приходилось периодически воздей­ствовать на фрикционные элементы, что приводило к резкому изменению угла поворота танка и его угловой скорости.

Ходовая часть танка «Челленджер» резко отличается от ходовой танка «Чифтен». Вместо пружинно-балансирной подве­ски в ней используется нерегулируемая поршневая гидропнев­матическая подвеска, разработанная специалистами MVEE и частных фирм «Данлоп» и «Лазер Инженириен». Подвеска обе­спечивает динамический ход катка 340 мм (у танка «Чифтен» — 159 мм, у танка «Шир-1» — 250 мм). С каждого борта установле­но по шесть опорных и четыре поддерживающих катка. Опорные катки обрезиненные, с алюминиевыми дисками и стальными ступицами. Гусеница — с открытыми металлическими шарнира­ми, траки имеют съемные резиновые подушки. Ходовая часть прикрыта четырехсекционными металлическими экранами, установленными с каждого борта.

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНКА «ЧЕЛЛЕНДЖЕР»

Серийное производство танка «Челленджер» началось в 1983 году, первым новые танки получил Королевский гусарский полк. До 1988 года было построено 420 танков, поступавших на воору­жение только британской армии. Интересно, что кроме линей­ного танка, военными было заказано и оплачено производство и учебного танка «Челленджер». Первый из 17 учебных танков поступил в испытательный центр в Бовингтоне в ноябре 1989 года. Он представлял собой обычный «Челленджер», у которого вместо башни была установлена невращающаяся двухместная кабина (предназначенная для инструктора и курсанта). В 1990 году британской армии были переданы остальные 16 учебных танков.

На базе танка «Челленджер» фирма «Виккерс» также созда­ла бронированную ремонтно-эвакуационную машину.

Танк «Челленджер» в Боснии, 1996 г.

Принятие на вооружение «Челленджера», тем не менее, не сняло вопрос о боевой машине, предназначенной для за­мены всех «Чифтенов» в армии Великобритании (полностью перевод парка основных боевых танков на «Челленджеры» и не предполагался, правда, основную роль в этом играли фи­нансовые соображения). К тому же после поступления в войска на «Челленджеры» обрушился целый шквал критики. Военные жаловались на малую надежность машины, тесноту боевого от­деления, неудовлетворительную точность стрельбы и низкокачественную СУО. Новый танк очень быстро приобрел репутацию худшего основного танка в НАТО. Масла в огонь подлил провал английских танкистов, выступавших на танках «Челленджер» в ежегодных танковых соревнованиях НАТО «Канадиен Трофи — 87». Скандал получился таким громким, что премьер-министр Маргарет Тэтчер потребовала, чтобы ей лично доложили о при­чинах неудачи. Учитывая все это, о полной замене «Чифтенов» «Челленджерами» не могло быть и речи.

В 1991 году танки «Челленджер» отметились в операции много­национальных вооруженных сил против Ирака — «Меч пусты­ни». Для участия в ней были переброшены танки «Челленджер» из состава 1-й бронетанковой дивизии под командованием генерал-майора Руперта Смита (в нее входили 4-я тяжелая пехотная и 7-я тяжелая бронетанковые бригады).

7-я бригада включала два полка четырехэскадронного состава, вооружен­ных танками «Челленджер», и батальон БМП. В 4-й бригаде имелось два батальона БМП и танковый полк трехэскадронного состава на «Челленджерах». В Саудовскую Аравию бригады были переброшены из Германии. Танкисты наносили удар на правом фланге американского 7-го корпуса вдоль кувейтско-иракской границы.

Сведения, опубликованные в западной прессе об участии английских танков в данной операции, достаточно противоречи­вы. По официальным данным, машины и экипажи заслужили высочайшую оценку, боеготовность материальной части дости­гала 95%, а танкисты взяли реванш за провальное выступление на «Канадиен Трофи — 87» и продемонстрировали снайперскую точность стрельбы. Официальные данные британского мини­стерства обороны свидетельствуют о том, что 157 танков «Челленджер» уничтожили 300 иракских единиц бронетехники, а без­возвратные потери составили всего один танк! В то же время по другим данным (неофициальным) за пять дней блицкрига обна­ружилась низкая надежность машины. Танк «Челленджер» оказался полно­стью непригодным к боевым действиям в условиях пустыни.

Скорее всего, в действительности эксплуатационные характеристики танков «Челленджер» оставляли желать лучшего. Иначе британские конструкторы не занялись бы уже в 1990-х гг. разработкой нового танка – «Челленджер-2». В конце 1990-х все танки «Челленджер» были сняты с вооружения британской армии и проданы «Иордании».

(С.Э. Шумилин, кандидат физ.-мат. наук, офицер запаса БТВ)

Смотрите также: Танк «Челленджер-2» (Великобритания)

Факт

К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особен­ности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE