армия и оружие

Танк в обороне: тактико-строевое занятие в ночное время

Тактико-строевые занятия — это начальная ступень тактической подготовки курсантов. На них каждый учебный вопрос отрабатывает­ся обучаемым военнослужащим вначале по со­ставным элементам с неоднократным их повто­рением до тех пор, пока не научится правиль­но выполнять их. Затем раздельные элементы по учебным вопросам выполняются им в ком­плексе. В последующем простые навыки курсан­та усложняются, повторяются в различных соче­таниях и в новой обстановке.

Тактико-строевые занятия предшествуют тактическим за­нятиям, а при одиночной подготовке курсантов являются основной формой их обучения. Ниже представлен матери­ал, в котором показано, как методически грамотно провести ТСЗ по теме: «Танк в обороне (на материальной части, но­чью)».

Учебные цели:

1. Научить курсантов выбору и изучению ориентиров, осмотру местности и разведке противника.

2. Дать практику в управлении экипажем в оборонитель­ном бою ночью.

Учебные вопросы:

1. Изучение ориентиров, осмотр местности и разведка противника.

2. Действия экипажа при уничтожении противника, атаку­ющего передний край.

Время: 3 часа.

Место: тактическое учебное поле.

Схема тактико-строевого занятия «Танк в обороне»

Занятие готовится и проводится под руководством ко­мандира взвода на тактическом учебном поле. Если коман­дир взвода ставит целью обучить курсантов оборудованию огневой позиции, то занятие проводится на необорудованном участке местности. Местность должна способствовать скрыт­ному расположению танков, круговому обзору и организации системы огня.

Накануне дня проведения занятия командир взвода выби­рает и оборудует участок местности, чтобы обеспечивать вы­годные условия для обороняющегося экипажа танка и иметь отчетливо видимые в приборы ночного видения ориентиры.

В ходе проведения рекогносциров­ки командир взвода намечает ориен­тиры, световой створ, рубежи и места для обозначения действий противни­ка и указывает оператору тактического учебного поля порядок освещения ори­ентиров и створа, обозначения и ими­тации действий противника. Командир взвода также проверяет наличие выде­ленной на занятие учебно-боевой тех­ники, исправность приборов ночного видения.

Занятия  руководитель запланиро­вал начать засветло, чтобы основные вопросы по организации и подготовке танка к обороне отработать до насту­пления темноты.

Перед выходом в район ТСЗ командир взвода проверя­ет готовность личного состава и материального обеспечения. Проверив готовность взвода и устранив выявленные недостатки, он коротко напоминает курсантам меры безопасности, особенно ночью.

Выход в район ТСЗ проводится в составе взвода на матери­альной части или «пеший по-танковому» в тактической обста­новке. Перед началом движения сержанты формируют свод­ные экипажи, где один из курсантов выполняет обязанности командира танка. В ходе выдвижения командир взвода и сер­жанты проверяют, как курсанты усвоили ранее изученные при­емы, или тренируют подчиненных в выполнении приемов, ко­торые будут необходимы при отработке данной темы.

С выходом на место командир взвода объявляет тему, учебные цели занятия, порядок его проведения, вводит в так­тическую обстановку. После этого он указывает сержантам ме­ста для занятий, приказывает вывести туда отделения и при­ступить к отработке учебных вопросов.

1. Изучение ориентиров, осмотр местности и развед­ка противника. Сержант объявляет учебный вопрос и поря­док его отработки по элементам, которыми могут быть: изу­чение ориентиров; осмотр местности и разведка противника. Затем он объясняет курсантам, что ночью в качестве ориен­тиров целесообразно выбирать отчетливо видимые в прибо­ры ночного видения местные предметы и характерные склад­ки местности (различные сооружения, отдельно стоящие де­ревья, контуры опушек леса и др.). Удаление ориентиров зави­сит от характеристик приборов ночного видения. Однако при подготовке исходных данных для ночной стрельбы в светлое время участок сосредоточенного огня может назначаться и на большую даль­ность.

Ориентиры выбираются справа на­лево и по рубежам от себя в глубину. Ре­шением старших командиров могут на­значаться световые ориентиры, которые периодически освещаются осветитель­ными минами, снарядами или с помо­щью пожаров.

Закончив объяснение, сержант фор­мирует сводные экипажи, в каждом из которых назначает одного из курсан­тов выполнять обязанности командира танка. Затем указывает огневые позиции танка и второго экипажа, занимающего­ся вне танка с использованием станка с прицелом. Одновременно напомина­ет экипажу танка о проверке и подготов­ке приборов ночного видения, а с насту­плением темноты — о соблюдении све­томаскировки.

После этого приказывает команди­рам танков занять огневые позиции. Как только это распоряжение выпол­нено, сержант указывает экипажу полосу наблюдения и приказывает приступить к выбору и изучению ориентиров вне танка, используя светлое время, а с наступлением темного времени продол­жать изучать их в танке с использовани­ем приборов ночного видения. Сержант поочередно обучает экипажи изучению ориентиров как из танка, так и с исполь­зованием прицельного станка с прице­лом (до наступления темного времени), поочередно заменяя должностных лиц в экипаже. Затем, построив курсантов, он указывает на местности, какие ори­ентиры целесообразно было бы выбрать. После этого сержант указывает новую полосу наблюдения и приступает к трени­ровке курсантов.

Добившись твердого усвоения курсантами способов изу­чения ориентиров, сержант обучает их определению дально­сти до них как глазомерно, так и с помощью прицела и требу­ет запомнить эти дальности. Затем проводит краткий разбор и приступает к отработке второго элемента учебного вопро­са — осмотру местности и разведке противника.

Сержант производит замену курсантов в экипажах, объяв­ляет следующий элемент учебного вопроса, объясняет спосо­бы осмотра местности и разведки противника, сопровождая рассказ практическим показом. Определив полосу местно­сти для изучения, он поясняет, что для удобства и последова­тельного изучения местности ее необходимо условно разбить по глубине на зоны. Затем сержант поясняет и показывает спо­собы изучения местности, начиная с ближней зоны справа на­лево по условным рубежам от себя в глубину, последователь­но осматривая местность и местные предметы. Он указывает, что открытые участки местности необходимо осматривать быстрее, сосредоточивая основное внимание на тех местах, от­куда следует ожидать выдвижение противника или где воз­можно его сосредоточение.

Закончив объяснение, сержант назначает новую полосу для изучения местности и приказывает командирам танков приступить к тренировке курсантов, а сам обучает этому по­очередно экипажи.

Чтобы проверить, насколько внимательно экипажи осма­тривают местность, сержант подает сигнал на показ цели № 1 (схема) и требует от командиров танков доложить результа­ты наблюдения. Убедившись в том, что курсанты освоили спо­собы осмотра местности и разведки противника, он проводит короткий разбор. Затем, указав в другом направлении поло­су местности, сержант отрабатывает учебный вопрос в целом.

Добившись твердого усвоения курсантами способов изу­чения ориентиров, осмотра местности и разведки противни­ка, сержант проводит краткий разбор и приступает к отработ­ке следующего учебного вопроса.

2. Действия экипажа при уничтожении противни­ка, атакующего передний край. Сержант объявляет второй учебный вопрос и порядок его отработки по элементам: дей­ствия экипажа при уничтожении разведки противника; дей­ствия экипажа при уничтожении противника, атакующего пе­редний край.

Сержант объясняет курсантам порядок действия экипа­жа в обороне при переходе противника в наступление. Он на­поминает им, что обороняющийся танк способен метким ог­нем с места уничтожать атакующие танки и пехоту противника, прочно удерживать огневую позицию и не допустить проры­ва противника в глубину своей обороны. Для ведения огня но­чью танки оснащены приборами ночного видения. Затем в по­рядке опроса повторяет их характеристики. После чего вво­дит в тактическую обстановку следующего содержания: «Ори­ентиры: первый — заводская труба, второй — группа деревьев, третий — сарай, четвертый (основной) — курган.

Противник наступает с направления Захарово. Подход его передовых подразделений к рубежу обороны возможен через 2,5—3 ч. Экипажу занять огневую позицию на северо-восточных скатах выc. 158,7 в районе кустарник. Основной сектор об­стрела — ориентир первый, ориентир четвертый; дополни­тельный сектор влево — ориентир второй. Запасная огневая позиция — на восточных скатах вые. 176,8. Сосредоточенный огонь взвода — кустарник».

Убедившись, что курсанты задачу поняли правильно, сер­жант формирует сводные экипажи, назначает командиров танков, приказывает им вывести экипажи на основные огне­вые позиции и поставить задачу членам экипажа. Затем он приказывает подготовить исходные данные для стрельбы но­чью с помощью прицела, башенного угломера, уровня и за­писать их. В целях тренировки в подготовке исходных дан­ных для стрельбы ночью сержант меняет экипажи, которые занимались в танке, и проверяет правильность определения ими исходных данных. При этом обращает основное внима­ние на точность определения дальности до каждого ориенти­ра, правильного определения башенного угломера и уровня, а также порядка открытия огня из пушки и пулемета.

Сержант учит курсантов, что экипаж танка должен на­ходиться в постоянной готовности к отражению атак танков и пехоты противника. С этой целью он требует от командиров танков выделения в экипажах наблюдателей и постановки им задачи на наблюдение. Например: «Наводчик орудия рядовой Сатлейкин — наблюдатель. Наблюдать в секторе: справа — восточная окраина Захарово; слева — ориентир второй. Обо всем замеченном докладывать мне немедленно», и организует тренировку курсантов в постановке задачи наблюдателю. Сер­жант подает сигнал показать два-три раза цель № 1 продолжи­тельностью по 45—50 с и проверяет, как в экипажах органи­зовано наблюдение за противником. Одновременно он учит командиров танков оценке обстановки и принятию решения. С этой целью сержант сообщает командирам танков, что с юж­ной окраины Захарово выдвигается разведка противника. Ко­мандиры танков должны подать команду об усилении наблю­дения в экипажах: «Экипаж — К БОЮ. Всем вести наблюдение в своих секторах, обо всем замеченном докладывать мне немед­ленно».

Заслушав доклады командиров танков по оценке обста­новки, сержант наращивает тактическую обстановку и обуча­ет экипажи действиям по отражению атаки противника внача­ле на дальних, а затем на ближних подступах к обороне. Приступая к отработке этого элемента учебного вопроса, сержант производит замену курсантов в экипажах и разъясняет им, что противник в ходе огневой подготовки будет переходить в на­ступление, а также пытаться разведать нашу оборону. Поэтому ночью соблюдается строгая светомаскировка и определяется порядок пользования приборами ночного видения. С подхо­дом противника на дальность действительного огня экипаж по команде командира танка уничтожает танки, бронемашины, ПТУР и живую силу противника, ведя огонь из пушек самостоя­тельно, а по команде командира взвода — сосредоточивая его по наиболее важным целям.

Убедившись, что курсанты усвоили порядок действий при переходе противника в наступление, сержант наращи­вает обстановку, имитируя огневую подготовку противни­ка взрыв-пакетами, и подает сигнал на показ цели № 2 и ими­тацию огня цели № 3. В создавшейся обстановке он учит ко­мандиров танков докладывать обстановку и решение, а также управлять действиями экипажа. Например: «Ориентир первый, дальше 300, танк, 800»; «Бронебойным, ориентир первый, даль­ше 300, танк, 800, с места — ОГОНЬ». Сержант проверяет исхо­дные установки для стрельбы и правильно ли наведено ору­жие в цель.

Если экипажи допускают ошибки — несвоевременно об­наружили цели, неточно определили дальности до них, а со­ответственно и неправильно установили установки прицела, сержант указывает недостатки и способы их устранения. Он может также проверить установки прицела в экипаже, кото­рый занимается в танке, а затем проконтролировать эти уста­новки у экипажа, занимающегося на станке с прицелом. По­сле проверки исходных установок сержант производит заме­ну экипажей. Далее он объясняет курсантам, что по мере под­хода противника к переднему краю нашей обороны огонь из всех видов оружия доводится до наивысшего напряжения.

В ходе ведения оборонительного боя сержант постоянно следит за действиями экипажей. Если те делают все правильно, он наращивает обстановку, для чего подает сигнал на показ целей № 3 и 4 и тренирует экипажи в ведении сосредоточен­ного огня вначале по подготовленному, а затем и по непред­усмотренному участку. При этом он учит командиров танков четкому управлению огнем. Для этого сержант поочередно приказывает командирам танков подавать команды и прове­ряет, какие выбираются исходные установки для ведения огня. Затем сержант подает сигнал на показ целей № 5 и 6 и обуча­ет курсантов ведению рассредоточенного огня, подаче целе­указаний и команд.

Так, наращивая обстановку, сержант учит курсантов вести непрерывное наблюдение и докладывать об обнаруженных целях, подавать команды на уничтожение атакующего против­ника, переносить огонь с одной цели на другую, сосредоточи­вать его по одной цели или рассредоточивать его по несколь­ким целям. При неправильных действиях курсантов он, сооб­щая дополнительные данные обстановки, помогает команди­рам танков принять наиболее целесообразное в этой обста­новке решение или показывает, как это надо правильно де­лать, после чего продолжает тренировку.

После отработки всех учебных вопросов сержант выстра­ивает отделение, проводит разбор занятия, докладывает ко­мандиру взвода об окончании занятия и как достигнуты по­ставленные учебные цели.

(«Армейский сборник»)

Факт

В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE