Тактико-строевые занятия — это начальная ступень тактической подготовки курсантов. На них каждый учебный вопрос отрабатывается обучаемым военнослужащим вначале по составным элементам с неоднократным их повторением до тех пор, пока не научится правильно выполнять их. Затем раздельные элементы по учебным вопросам выполняются им в комплексе. В последующем простые навыки курсанта усложняются, повторяются в различных сочетаниях и в новой обстановке.
Тактико-строевые занятия предшествуют тактическим занятиям, а при одиночной подготовке курсантов являются основной формой их обучения. Ниже представлен материал, в котором показано, как методически грамотно провести ТСЗ по теме: «Танк в обороне (на материальной части, ночью)».
Учебные цели:
1. Научить курсантов выбору и изучению ориентиров, осмотру местности и разведке противника.
2. Дать практику в управлении экипажем в оборонительном бою ночью.
Учебные вопросы:
1. Изучение ориентиров, осмотр местности и разведка противника.
2. Действия экипажа при уничтожении противника, атакующего передний край.
Время: 3 часа.
Место: тактическое учебное поле.
Схема тактико-строевого занятия «Танк в обороне»
Занятие готовится и проводится под руководством командира взвода на тактическом учебном поле. Если командир взвода ставит целью обучить курсантов оборудованию огневой позиции, то занятие проводится на необорудованном участке местности. Местность должна способствовать скрытному расположению танков, круговому обзору и организации системы огня.
Накануне дня проведения занятия командир взвода выбирает и оборудует участок местности, чтобы обеспечивать выгодные условия для обороняющегося экипажа танка и иметь отчетливо видимые в приборы ночного видения ориентиры.
В ходе проведения рекогносцировки командир взвода намечает ориентиры, световой створ, рубежи и места для обозначения действий противника и указывает оператору тактического учебного поля порядок освещения ориентиров и створа, обозначения и имитации действий противника. Командир взвода также проверяет наличие выделенной на занятие учебно-боевой техники, исправность приборов ночного видения.
Занятия руководитель запланировал начать засветло, чтобы основные вопросы по организации и подготовке танка к обороне отработать до наступления темноты.
Перед выходом в район ТСЗ командир взвода проверяет готовность личного состава и материального обеспечения. Проверив готовность взвода и устранив выявленные недостатки, он коротко напоминает курсантам меры безопасности, особенно ночью.
Выход в район ТСЗ проводится в составе взвода на материальной части или «пеший по-танковому» в тактической обстановке. Перед началом движения сержанты формируют сводные экипажи, где один из курсантов выполняет обязанности командира танка. В ходе выдвижения командир взвода и сержанты проверяют, как курсанты усвоили ранее изученные приемы, или тренируют подчиненных в выполнении приемов, которые будут необходимы при отработке данной темы.
С выходом на место командир взвода объявляет тему, учебные цели занятия, порядок его проведения, вводит в тактическую обстановку. После этого он указывает сержантам места для занятий, приказывает вывести туда отделения и приступить к отработке учебных вопросов.
1. Изучение ориентиров, осмотр местности и разведка противника. Сержант объявляет учебный вопрос и порядок его отработки по элементам, которыми могут быть: изучение ориентиров; осмотр местности и разведка противника. Затем он объясняет курсантам, что ночью в качестве ориентиров целесообразно выбирать отчетливо видимые в приборы ночного видения местные предметы и характерные складки местности (различные сооружения, отдельно стоящие деревья, контуры опушек леса и др.). Удаление ориентиров зависит от характеристик приборов ночного видения. Однако при подготовке исходных данных для ночной стрельбы в светлое время участок сосредоточенного огня может назначаться и на большую дальность.
Ориентиры выбираются справа налево и по рубежам от себя в глубину. Решением старших командиров могут назначаться световые ориентиры, которые периодически освещаются осветительными минами, снарядами или с помощью пожаров.
Закончив объяснение, сержант формирует сводные экипажи, в каждом из которых назначает одного из курсантов выполнять обязанности командира танка. Затем указывает огневые позиции танка и второго экипажа, занимающегося вне танка с использованием станка с прицелом. Одновременно напоминает экипажу танка о проверке и подготовке приборов ночного видения, а с наступлением темноты — о соблюдении светомаскировки.
После этого приказывает командирам танков занять огневые позиции. Как только это распоряжение выполнено, сержант указывает экипажу полосу наблюдения и приказывает приступить к выбору и изучению ориентиров вне танка, используя светлое время, а с наступлением темного времени продолжать изучать их в танке с использованием приборов ночного видения. Сержант поочередно обучает экипажи изучению ориентиров как из танка, так и с использованием прицельного станка с прицелом (до наступления темного времени), поочередно заменяя должностных лиц в экипаже. Затем, построив курсантов, он указывает на местности, какие ориентиры целесообразно было бы выбрать. После этого сержант указывает новую полосу наблюдения и приступает к тренировке курсантов.
Добившись твердого усвоения курсантами способов изучения ориентиров, сержант обучает их определению дальности до них как глазомерно, так и с помощью прицела и требует запомнить эти дальности. Затем проводит краткий разбор и приступает к отработке второго элемента учебного вопроса — осмотру местности и разведке противника.
Сержант производит замену курсантов в экипажах, объявляет следующий элемент учебного вопроса, объясняет способы осмотра местности и разведки противника, сопровождая рассказ практическим показом. Определив полосу местности для изучения, он поясняет, что для удобства и последовательного изучения местности ее необходимо условно разбить по глубине на зоны. Затем сержант поясняет и показывает способы изучения местности, начиная с ближней зоны справа налево по условным рубежам от себя в глубину, последовательно осматривая местность и местные предметы. Он указывает, что открытые участки местности необходимо осматривать быстрее, сосредоточивая основное внимание на тех местах, откуда следует ожидать выдвижение противника или где возможно его сосредоточение.
Закончив объяснение, сержант назначает новую полосу для изучения местности и приказывает командирам танков приступить к тренировке курсантов, а сам обучает этому поочередно экипажи.
Чтобы проверить, насколько внимательно экипажи осматривают местность, сержант подает сигнал на показ цели № 1 (схема) и требует от командиров танков доложить результаты наблюдения. Убедившись в том, что курсанты освоили способы осмотра местности и разведки противника, он проводит короткий разбор. Затем, указав в другом направлении полосу местности, сержант отрабатывает учебный вопрос в целом.
Добившись твердого усвоения курсантами способов изучения ориентиров, осмотра местности и разведки противника, сержант проводит краткий разбор и приступает к отработке следующего учебного вопроса.
2. Действия экипажа при уничтожении противника, атакующего передний край. Сержант объявляет второй учебный вопрос и порядок его отработки по элементам: действия экипажа при уничтожении разведки противника; действия экипажа при уничтожении противника, атакующего передний край.
Сержант объясняет курсантам порядок действия экипажа в обороне при переходе противника в наступление. Он напоминает им, что обороняющийся танк способен метким огнем с места уничтожать атакующие танки и пехоту противника, прочно удерживать огневую позицию и не допустить прорыва противника в глубину своей обороны. Для ведения огня ночью танки оснащены приборами ночного видения. Затем в порядке опроса повторяет их характеристики. После чего вводит в тактическую обстановку следующего содержания: «Ориентиры: первый — заводская труба, второй — группа деревьев, третий — сарай, четвертый (основной) — курган.
Противник наступает с направления Захарово. Подход его передовых подразделений к рубежу обороны возможен через 2,5—3 ч. Экипажу занять огневую позицию на северо-восточных скатах выc. 158,7 в районе кустарник. Основной сектор обстрела — ориентир первый, ориентир четвертый; дополнительный сектор влево — ориентир второй. Запасная огневая позиция — на восточных скатах вые. 176,8. Сосредоточенный огонь взвода — кустарник».
Убедившись, что курсанты задачу поняли правильно, сержант формирует сводные экипажи, назначает командиров танков, приказывает им вывести экипажи на основные огневые позиции и поставить задачу членам экипажа. Затем он приказывает подготовить исходные данные для стрельбы ночью с помощью прицела, башенного угломера, уровня и записать их. В целях тренировки в подготовке исходных данных для стрельбы ночью сержант меняет экипажи, которые занимались в танке, и проверяет правильность определения ими исходных данных. При этом обращает основное внимание на точность определения дальности до каждого ориентира, правильного определения башенного угломера и уровня, а также порядка открытия огня из пушки и пулемета.
Сержант учит курсантов, что экипаж танка должен находиться в постоянной готовности к отражению атак танков и пехоты противника. С этой целью он требует от командиров танков выделения в экипажах наблюдателей и постановки им задачи на наблюдение. Например: «Наводчик орудия рядовой Сатлейкин — наблюдатель. Наблюдать в секторе: справа — восточная окраина Захарово; слева — ориентир второй. Обо всем замеченном докладывать мне немедленно», и организует тренировку курсантов в постановке задачи наблюдателю. Сержант подает сигнал показать два-три раза цель № 1 продолжительностью по 45—50 с и проверяет, как в экипажах организовано наблюдение за противником. Одновременно он учит командиров танков оценке обстановки и принятию решения. С этой целью сержант сообщает командирам танков, что с южной окраины Захарово выдвигается разведка противника. Командиры танков должны подать команду об усилении наблюдения в экипажах: «Экипаж — К БОЮ. Всем вести наблюдение в своих секторах, обо всем замеченном докладывать мне немедленно».
Заслушав доклады командиров танков по оценке обстановки, сержант наращивает тактическую обстановку и обучает экипажи действиям по отражению атаки противника вначале на дальних, а затем на ближних подступах к обороне. Приступая к отработке этого элемента учебного вопроса, сержант производит замену курсантов в экипажах и разъясняет им, что противник в ходе огневой подготовки будет переходить в наступление, а также пытаться разведать нашу оборону. Поэтому ночью соблюдается строгая светомаскировка и определяется порядок пользования приборами ночного видения. С подходом противника на дальность действительного огня экипаж по команде командира танка уничтожает танки, бронемашины, ПТУР и живую силу противника, ведя огонь из пушек самостоятельно, а по команде командира взвода — сосредоточивая его по наиболее важным целям.
Убедившись, что курсанты усвоили порядок действий при переходе противника в наступление, сержант наращивает обстановку, имитируя огневую подготовку противника взрыв-пакетами, и подает сигнал на показ цели № 2 и имитацию огня цели № 3. В создавшейся обстановке он учит командиров танков докладывать обстановку и решение, а также управлять действиями экипажа. Например: «Ориентир первый, дальше 300, танк, 800»; «Бронебойным, ориентир первый, дальше 300, танк, 800, с места — ОГОНЬ». Сержант проверяет исходные установки для стрельбы и правильно ли наведено оружие в цель.
Если экипажи допускают ошибки — несвоевременно обнаружили цели, неточно определили дальности до них, а соответственно и неправильно установили установки прицела, сержант указывает недостатки и способы их устранения. Он может также проверить установки прицела в экипаже, который занимается в танке, а затем проконтролировать эти установки у экипажа, занимающегося на станке с прицелом. После проверки исходных установок сержант производит замену экипажей. Далее он объясняет курсантам, что по мере подхода противника к переднему краю нашей обороны огонь из всех видов оружия доводится до наивысшего напряжения.
В ходе ведения оборонительного боя сержант постоянно следит за действиями экипажей. Если те делают все правильно, он наращивает обстановку, для чего подает сигнал на показ целей № 3 и 4 и тренирует экипажи в ведении сосредоточенного огня вначале по подготовленному, а затем и по непредусмотренному участку. При этом он учит командиров танков четкому управлению огнем. Для этого сержант поочередно приказывает командирам танков подавать команды и проверяет, какие выбираются исходные установки для ведения огня. Затем сержант подает сигнал на показ целей № 5 и 6 и обучает курсантов ведению рассредоточенного огня, подаче целеуказаний и команд.
Так, наращивая обстановку, сержант учит курсантов вести непрерывное наблюдение и докладывать об обнаруженных целях, подавать команды на уничтожение атакующего противника, переносить огонь с одной цели на другую, сосредоточивать его по одной цели или рассредоточивать его по нескольким целям. При неправильных действиях курсантов он, сообщая дополнительные данные обстановки, помогает командирам танков принять наиболее целесообразное в этой обстановке решение или показывает, как это надо правильно делать, после чего продолжает тренировку.
После отработки всех учебных вопросов сержант выстраивает отделение, проводит разбор занятия, докладывает командиру взвода об окончании занятия и как достигнуты поставленные учебные цели.
(«Армейский сборник»)
Факт
В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…
Источник: