армия и оружие

Танк Великой Победы Т-34-85

В середине ВОВ танковые подразделения вермахта обладали боевыми машинами, которые не уступали танкам Красной Армии, а по некоторым техническим характеристикам и особенностям конструкции даже превосходили их. Появление новых Panzer kampfwagen VI Tiger и Panzer kampfwagen Panther окончательно утвердили преимущество панцерваффе.

СССР чтобы исправить ситуация и вернуть паритет, было необходимо кардинально изменить, находящийся на вооружении средний танк Т-34. Модификации прошли успешно, поэтому новый танк Т-34-85 мог дать отпор любому противнику.

Содержание

  • История создания Т-34-85
  • Конструкция танка
  • Технические характеристики Т-34-85
  • Модификации
  • Боевое применение Т-34-85
  • Память о танке
  • Танк в культуре
  • Фильмы
  • Игры
  • Другое
  • Заключение
  • Источники
  • История создания Т-34-85

    К разработке более мощной арт. системы приступили в январе 1943 г. Через пять месяцев чертежи новой пушки были готовы, а в июне орудия Д-5Т калибром 85 мм были выпущены в металле. Одновременно в других КБ велись разработки новых артиллерийских систем: С-53, С-50, ЛБ-85.

    Для того, чтобы установить новое орудие в Т-34, необходимо было изготовить новую башню. Проектированием башни с установкой 85 мм арт. системы занялось КБ завода «Красное Сормово», а также конструктора завода №183. В результате было выпущено два проекта литой башни.

    Данному заводу и был дан заказ на изготовление «тридцатьчетверок» с 85-мм артиллерийской системой.

    В декабре 1943 года на вооружение РККА был принят танк Т-34 с 85-мм артиллерийской системой под индексом Т-34-85. Основным изменением модифицированной машины явилась установка башни новой формы, с расширением погона башни.

    С появлением башни увеличенного размера была устранена основная проблема Т-34-76, а именно теснота и невозможность добавления пятого члена экипажа. В башню монтировалась артиллерийская система Д-5Т калибром 85 мм, разработанная в конструкторском бюро №9.

    Конструкция танка

    На каждый борт приходилось по 5 катков (сдвоенного типа с внешней амортизацией диаметром 830 мм). Подвеска на машине была индивидуальная, пружинного типа. Ведущими являлись задние колеса, зацепление гребней на гусеницах производили установленные на них ролики. Направляющие колеса были литыми и имели кривошипный механизм для настройки натяжения гусениц. Масса каждой гусеницы составляла 1150 кг, ширина звена 550 мм. Количество стальных траков составляло 72шт (36 гребневых и 36 безгребневых).

    Силовой установкой машины являлся 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2-34, выдающий максимальную мощность в 500 л.с.

    Топливные баки вмещали 545 литров дизтоплива марки ДТ, дополнительно устанавливались два внешних топливных бака, объем которых составлял 90 литров каждый, при этом к системе питания двигателя данные баки подключены не были. Два установленных под наклоном радиатора трубчатого типа обеспечивали охлаждение двигателя.

    Очистку воздуху выполняли воздухоочистители «Циклон» в количестве 2 единиц. Запуск мотора производился сжатым воздухом, хранившимся в 2 баллонах (размещены в отделении управления) или при помощи электростартера.

    Трансмиссия включала в себя главныйи бортовые фрикционы, коробку переключения передач (с 5 передачами), бортовые передачи и тормоза. Электропроводка изготовлена по однопроводной схеме (с напряжением 12 и 24В). На танке применено следующее электрическое оборудование: стартер, мотор привода механизмаповорота башни, системы вентиляции, освещение, контрольно-измерительные приборы и т.д. Радиосвязь обеспечивалась с помощью радиостанции 9-РС (прием и передача), внутри для связи экипажа использовались устройства ТПУ-3бисФ.

    Изначально производился монтаж артиллерийской системы Д-5Т с калибром 85 мм со спаренным пулеметом ДТ с боекомплектом в 56 выстрелов для основного орудия и 1953 пулеметных патронов. Для наведения использовалась панорама ПТК-5 и телескопический шарнирный прицел.

    В башне была размещена новая командирская башенка с двумя открывающимися створками люка и оборудованная прибором кругового обзора перископического вида МК-4.

    Бронезащита корпуса не изменилась и составляла: бронирование лба корпуса 45 мм (угол наклона листов: верхних 60о, нижних 53о), бронезащита кормы машины 45 мм (верх 48 о, низ 45 о), боковое бронирование составляло 45 мм под углом 40о, а бронезащита крыши составила 20 мм. Сам корпус был сварным, изготовлен из листов катанной брони.

    В 1943 году предпринимались попытки увеличить бронирование Т-34 до 75 мм (версия Т-43). Перед КБ встал вопрос: насколько можно увеличить массу танка, чтобы не пострадала его маневренность. Установка нового орудия на проект Т-43 намного увеличивала вес танка, поэтому от идеи усиления бронезащиты пришлось отказаться.

    Новая башня танка Т-34-85 обладала достаточно хорошим бронированием: лоб башни имел бронирование в 90 мм, боковая броня составляла 75 мм, а бронезащита кормы башни составляла 52 мм. Боевая масса машины увеличилась и составила 32 тонны.

    Экипаж танка Т-34-85 состоял из 5 танкистов. Расположение экипажа в танке было следующим: наводчик (командир орудия), командир и заряжающий находились в башне, механик-водитель и радист в корпусе машины.

    Технические характеристики Т-34-85

    Общая информация

    • Классификация – средний танк;
    • Боевая масса – 32,2 т;
    • Компоновочная схема – классическая;
    • Экипаж – 5 человек;
    • Годы производства – 1943-1958;
    • Годы эксплуатации – 1944 по 1993 (официально в СССР и РФ);
    • Количество выпущенных – более 35 000 штук.

    Размеры

    • Длина корпуса – 6100 мм;
    • Длина с пушкой вперед – 8100 мм;
    • Ширина корпуса – 3000 мм;
    • Высота – 2700 мм;
    • Клиренс – 400 м.

    Бронирование

    • Тип брони – стальная катаная гомогенная;
    • Лоб корпуса (верх и низ) – 45 / 60° мм/град;
    • Борт корпуса (верх) – 45 / 40° мм/град;
    • Борт корпуса (низ) – 45 / 0° мм/град;
    • Корма корпуса (верх) – 45 / 48° мм/град;
    • Корма корпуса (низ) – 45 / 45° мм/град;
    • Днище – 20 мм;
    • Крыша корпуса – 20 мм;
    • Лоб башни – 90 мм;
    • Маска орудия – 40 мм;
    • Борт башни – 75 / 20° мм/град;
    • Корма башни – 52 / 10° мм/град;
    • Крыша башни – 15-20 мм.

    Вооружение

    • Калибр и марка пушки – 85-мм ЗИС-С-53;
    • Тип пушки – нарезная;
    • Длина ствола – 54,6 калибров;
    • Боекомплект пушки – 56-60;
    • Углы ВН- 5…+22 град;
    • Углы ГН – 360 град. (ручной механизм поворота или электромеханический привод);
    • Прицелы – телескопический шарнирный ТШ-16, перископический ПТК-5, боковой уровень;
    • Пулеметы – 2 × 7,62-мм ДТ-29.

    Подвижность

    • Тип двигателя – V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском;
    • Мощность двигателя – 500 л.с.;
    • Скорость по шоссе – 55 км/ч;
    • Скорость по пересеченной местности – 25 км/ч;
    • Запас хода по шоссе – 250 км;
    • Запас хода по пересеченной местности – 220 км;
    • Удельная мощность – 15,6 л.с./т;
    • Тип подвески – подвеска Кристи;
    • Удельное давление на грунт – 0,83 кг/см²;
    • Преодолеваемый подъем – 30°;
    • Преодолеваемая стенка – 0,75 м;
    • Преодолеваемый ров – 3,4 м;
    • Преодолеваемый брод – 1,3 м.

    Модификации

    • Т-34-85 1943 года. Малосерийная модификация с новой трехместной башней и 85-мм пушкой Д-5-Т85. Выпускалась с января по март из-за неудовлетворительного размещения пушки С-53 в первоначальной башне;
    • Т-34-85. Главная серийная модификация с 85-мм пушкой ЗИС-С-53;
    • ОТ-34-85. Вместо курсового пулемета имел поршневой огнемет АТО-42;
    • Т-34-85 1947 года с новым двигателем В-2-34М, новой радиостанцией и оптическими приборами;
    • Т-34-85 1960 года с двигателем В-54 или В-55 на 520 л.с., измененным внутренним дизайном, новым электронным оборудованием, новой радиостанцией, увеличенным боекомплектом и ходовой частью от Т-55;
    • ПТ-34 – созданный на базе Т-34 1943 года танк-трал.

    Боевое применение Т-34-85

    Новая «тридцатьчетверка» впервые выкатилась из сборочного цеха горьковского завода «Красное Сормово» в последний день 1943 года. Объем выпуска был небольшим, всего 80-100 машин в месяц. Только с марта месяца 1944 года новая машина стала поступать на фронт в необходимых количествах. Основным поставщиком новеньких «тридцатьчетверок» стало предприятие «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. Именно этот завод давал фронту основную массу новых советских танков. В отдельные периоды 1944-45 года с конвейера Нижнетагильского завода сходило до 700 машин в месяц.

    Горьковский завод «Красное Сормово» немного уступал по объемам производства новой машины. Горьковские танкостроители давали стране по 250-300 машин в месяц. Летом на необходимые объемы производства вышел и третий танкостроительный завод в Омске.

    Интересный факт, учитывая объемы производства новых танков, следует обратить внимание на стоимость готовой продукции. За счет массового производства нижнетагильские тридцатьчетверки выходили самыми дешевыми – 136 тыс. рублей. В Горьком новый танк обходился казне уже в 173 тыс. рублей.

    Официально производство нового танка осуществлялось до 1946 года. Однако объемы выпущенных деталей и комплектующих к Т 34 85 был настолько большими, что советские заводы вынуждены были продолжать выпуск машин и в следующем 1947 году. Это никоим образом не отразилось на боеспособности Советской Армии, которая вынуждена была иметь в Восточной Европе крупные бронетанковые соединения.

    В дальнейшем для оснащения вооруженных сил своих союзников, СССР передал на лицензионных условиях техническую документацию Польше и Чехословакии. В этих странах «тридцатьчетверки» выпускались в 50-е годы.

    Несмотря на то, что новый танк сумел принять участие в боевых действиях только на завещающем этапе войны, вклад этой машины в разгром гитлеровской Германии, а после и Квантунской армии императорской Японии, трудно переоценить. Новые советские средние танки Т 34 85 массово применялись в ходе Балатонской оборонительной операции, в Восточно-Прусской операции и при штурме Берлина.

    В компании с самоходными артиллерийскими установками СУ 76, СУ 85 и СУ 100, с тяжелыми танками ИС-1 и ИС-2, советский танк Т-34 с 85 мм пушкой чувствовал себяна поле боя более уверенно. Проблема прямого столкновения с тяжелыми немецкими танками была устранена посредством применения других огневых средств поражения. Главным врагом советских танков на завершающем этапе войны стали немецкая 88-мм пушка и панцефауст. Ни один боевой танк того времени не мог похвастаться эффективной броневой защитой от воздействия этих противотанковых средств.

    Советский танк Т 34 85, историю его применения и эксплуатацию с полным правом можно назвать легендарными. Несмотря на то, что машина была создана в далеком 1943 году, танк прошел славный боевой путь. Танку пришлось принимать активное участие во многих военных компаниях и конфликтах послевоенного времени. На советских «тридцатьчетверках» воевали в Корейской войне 1950-53 гг., успешно сражался танк в составе армии ЦАХАЛ во время войны за независимость Израиля.

    Помимо Советского Союза, Польши и Чехословакии, Т-34 с 85-мм пушкой составляли основу танкового парка армий стран-участниц Варшавского Договора. Советские машины стояли на вооружении танковых подразделений Народно-Освободительной Армии Китая. Советский средний танк поставлялся в страны социалистического лагеря и режимов с просоветской ориентацией. Для Кубы, Судана, Эфиопии, Вьетнама и Анголы эти танки стали символами борьбы за независимость. В армиях Египта, Сирии, Ливии, Сомали и Судана Т-34 являлись основным боевым танком.

    Последний факт боевого применения Т-34-85 был отмечен во время гражданской войны в Югославии, разразившейся в 90-е годы XX века. Официально «тридцатьчетверка» была снята с вооружения вооруженных сил Российской Федерации только в 1997 году, спустя более полувека с момента принятия в строй.

    Память о танке

    Т-34-85 – это один из самых популярных танков Великой Отечественной войны. Хотя большинство людей слышали только о танке Т-34, во многих музеях стоят экземпляры именно Т-34-85. Также именно этот танк чаще всего стоит на постаментах во множестве городов России: в Новокузнецке, Воронеже, Харькове, Нижнем Новгороде и ряде других.

    Танк в культуре

    Танк Т-34-85 нашел широкое отражение в культуре, причем им нередко заменяли более ранние Т-34, так как найти оригиналы не представлялось возможным.

    Фильмы

    Фильмов с участием Т-34-85 довольно много. Наиболее известные из них:

    • Главный конструктор. Фильм о создании Т-34, в котором вместо этого танка как раз снимали Т-34-85;
    • Падение Берлина;
    • На войне как на войне;
    • Киноэпопея «Освобождение»;
    • Горячий снег;
    • Вечный зов;
    • Четыре танкиста и собака (при том, что по ходу сериала экипаж воюет сначала на Т-34, а потом на Т-34-85, в фильме с небольшими переделками все время снимался Т-35-85);
    • Белый тигр;
    • Спасти рядового Райана. Здесь упоминаний о Т-34-85 нет, однако именно эти танки были закамуфлированы под фигурирующие в сюжете PzKpfw VI «Tигр».

    Игры

    Т-34-85 фигурирует во множестве игр про Вторую мировую войну, например, в «Red Orchestra: Ostfront 41-45», «Вторая мировая», «Sudden Strike 3: Arms for Victory» и «Sudden Strike: The Last Stand», «Сall of Duty», , «Блицкриг» а также в играх «World of Tanks» и «War Thunder».

    Другое

    Т-34-85 благодаря своей популярности выпускался множеством различных компаний в виде моделек. Также в советское время этот танк попал на почтовые марки.

    Заключение

    Именно Т-34-85 можно назвать настоящим оружием победы. Эти машины создавались для противодействия немецким «Тиграм» и «пантерам», и справились с поставленными задачами на 100%.

    При этом конструкция танка получилась настолько удачной, что эта модификация продолжала участвовать в военных конфликтах вплоть до середины 90-х годов прошлого столетия. Несмотря на то, что на вооружении всех стран имелись более эффективные образцы бронетанковой техники.

    Источники

    • https://warbook.club/voennaya-tehnika/tanki/tank-t-34-85/
    • https://tanki-tut.ru/ussr-russia/t-34-85/
    • https://warways.ru/boevye-mashiny/tanki/t-34-85.html
    • https://gun-35.ru/aksessuary/tank-t-34-85-skolko-vesit-tehnicheskie-harakteristiki-tth-razmery-ekipazh-bashnya-orudie-primenenie.html
    • https://militaryexp.com/tank-t-34-85-tth-tridtsatchetverki-ves-i-razmery/

    Танки Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482

    Источник: army-today.ru

    LEAVE A RESPONSE