Одной из наиболее приоритетных задач для военно-морского флота является поиск и уничтожение подводных лодок противника. Технические средства, с помощью которых достигаются эти цели, были изобретены еще до Второй мировой войны, однако, применение их непосредственно с кораблей зачастую оказывалось неэффективным. Создание атомных субмарин усугубило эту ситуацию: они могли с легкостью разорвать гидроакустический контакт, и на большой скорости скрыться в океане. Чтобы догнать их, требовалась специализированная авиация. Одним из её наиболее заметных образцов стал советский противолодочный корабельный вертолёт Ка 27. Эта машина с успехом применяется и сегодня.
История создания
Первым советским полноценным противолодочным вертолетом был созданный в конструкторском бюро Н.И. Камова Ка-25. Эта машина с самого момента своего появления во многом не устраивала военных моряков. Вертолет не мог осуществлять дальний поиск: его возможности сводились к полёту на протяжении примерно одного часа, на удалении до 50 километров от своего базового корабля. Кроме того, Ка-25 был опасен для собственного экипажа – не менее двадцати этих машин погибли в результате катастроф.
В 1970 году были проведены крупномасштабные военно-морские учения «Океан», которые еще раз наглядно показали, что Ка-25 морально устарели, и не могут более рассматриваться как современное средство борьбы с подводными лодками. После того как маневры были закончены, Николай Ильич Камов счёл необходимым сообщить главнокомандующему ВМФ адмиралу Горшкову о проекте вертолета корабельного базирования Ка-252, возможности которого позволяли рассчитывать на значительное повышение эффективности поиска и уничтожения субмарин.
Вертолет Ка-25, непосредственный предшественник Ка-27
Предложение конструктора было одобрено, и уже в октябре следующего, 1971 года, командование военно-воздушных сил и военно-морского флота утвердило перечень тактико-технических требований к новой винтокрылой машине.
На уровне правительства решение о создании Ка-252 было принято 3 апреля 1972. Летом следующего года на заседании макетной комиссии представители ОКБ Камова сделали детальный доклад, подробно рассказав о характеристиках нового вертолета и его бортового оборудования.
Наибольший интерес вызывали двигатели ТВЗ-117, намного более мощные и надёжные чем те, что устанавливались на Ка-25, а также поисково-прицельная станция «Осьминог» и автоматизированная система «Привод-СВ-борт». Новое оборудование позволяло вертолету действовать в режиме самостоятельно одиночного поиска или же координировать свой полёт с другими машинами, объединенными в общую группу. При этом большинство всех необходимых действий должно было выполняться автоматически, при минимальном вмешательстве со стороны пилота. Боевой радиус увеличивался практически в два раза.
К сожалению, даже столь совершенное оборудование по своим характеристикам всё же уступало существовавшим на тот момент западным аналогам. С этим пришлось смириться, поскольку разработчики вертолёта выправить ситуацию попросту не могли, а закупки иностранной электроники для военных нужд в СССР не практиковались.
Современная модель прототипа Ка-252. От серийных машин отличался убирающимся шасси
Всего через месяц после заседания макетной комиссии состоялся первый полет Ка-252. Впрочем, это был скорее «подскок»: кроме висений, ничего не отрабатывалось. Лишь в декабре 1973 года, уже после смерти Н.И. Камова, был совершен полет по кругу.
Испытания вертолёта шли долго и трудно. Доводки потребовала автоматизированная система «Привод-СВ», не удовлетворяла требованиям военных и созданная для Ка-252 поисковая гидроакустическая станция. Кроме того, пришлось отлаживать редуктор и двигатели. Большое количество замечаний сделали вертолётчики, участвовавшие в лётно-морском этапе испытаний. Им, в частности, не понравилось расположение кресел в кабине машины, компоновка основных органов управления и сложный алгоритм запуска силовой установки, состоявший из 20 различных манипуляций.
Наиболее неприятным недостатком стали частые отказы пилотажно-навигационного комплекса. Кроме того, экипаж в полете замерзал из-за недостаточной герметичности кабины, а в режиме висения вертолет был недостаточно стабилен.
В итоге вертолёт был принят на вооружение лишь в 1981 году, получив при этом официальное обозначение Ка-27. Его серийное производство началось несколько раньше, в 1977 году. Несмотря на то, что некоторые выявленные в ходе испытаний недочеты так и не были устранены, создатели вертолета получили Ленинскую премию. Если учесть, что машина используется во флоте и сегодня, причем не только в российском, следует признать, что награда была вполне заслуженной.
Освоение Ка-27 в ВМФ происходило в основном в 80-е годы прошлого века. К сожалению, довольно быстро обнаружилось, что оборудование, используемое на борту базового корабля, далеко не всегда позволяет полностью раскрыть потенциал вертолета.
Групповой полет на Ка-27 с выпущенными гидроакустическими станциями
Наибольшие вопросы вызывали действия тактических групп Ка-27. Выяснилось, что оператор на авианесущем крейсере может контролировать полет лишь трёх таких машин, остальные противолодочные вертолеты отследить не удается. В то же время Ка-27 доказали свою способность обнаруживать иностранные субмарины и составлять их «портреты» по полученным данным.
В 90-е годы КБ Камова приступило к работам по модернизации Ка-27. Обновленная машина получила возможность применять противокорабельные крылатые ракеты, на борту установили радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой. Практически полностью было заменено электронное оборудование. Работы шли очень медленно, и лишь в конце 2016 года первые экземпляры Ка-27М поступили в ВМФ.
Боевое предназначение
Основной задачей корабельного вертолета Ка-27 является поиск и уничтожение ПЛ (подводных лодок) противника на удалении до 200 километров от точки взлёта, при любых метеорологических условиях, в дневное и ночное время.
Кроме того, производились дополнительные модификации вертолёта, используемые в следующих целях:
Гражданская версия вертолета может использоваться для тушения пожаров, доставки грузов и выполнения крановых работ.
Вертолет Ка-27ПС поднимает на борт аквалангиста
Особенности конструкции
Как и многие другие машины, созданные «камовцами», Ка 27 — вертолет соосной схемы. Подъемная сила создаётся двумя трёхлопастными несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях. Эта схема позволяет создавать более компактные вертолёты, чем более традиционная продольная с рулевым винтом или пером-стабилизатором. Именно по этой причине советский ВМФ всегда предпочитал машины Камова, а не Миля. Лопасти несущих винтов можно складывать, что дополнительно уменьшает габариты корабельного вертолета.
Электропитание и оборудование
На борту Ка-27 устанавливаются четыре различные системы электроснабжения.
Они обеспечивают подачу тока со следующими параметрами:
Источниками переменного тока напряжением в 36 вольт являются понижающие трансформаторы. Постоянный ток формируется выпрямителями или же, в аварийных ситуациях, резервными батареями. Генераторы подключены не к силовой установке, а к главному редуктору.
Главными элементами бортового оборудования вертолета являются навигационный и пилотажный комплексы – НКВ-252 и ПКВ-252-1. Работают они совместно и в координации. Координаты и высота машины определяются и уточняются навигационным комплексом, который затем вычисляет траекторию полёта, необходимую для того, чтобы достичь следующего пункта на заранее определенном маршруте.
Кабина Ка-27ПС: рабочие места командира экипажа и штурмана
Пилотажный комплекс выполняет все манипуляции органами управления вертолета, необходимыми как при перемещении между различными точками на маршруте полета, так и при непосредственном осуществлении поиска подводных лодок. ПКВ-252-1 поддерживает неподвижное «висение» над морем в месте выпуска гидроакустической станции на постоянной высоте и с заданным углом наклона троса.
Вместе оба комплекса позволяют выполнять почти полностью автоматические поисковые полёты с минимальным вмешательством пилота, участие которого в управлении сводится к смене режима полёта (если этого требует тактическая обстановка). Точность спуска гидроакустической станции доведена до возможного максимума. Эту способность бортового оборудования Ка-27 использовали во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, когда вертолет установил точно в центре реактора специальное контрольно-измерительное устройство.
Шасси
Палубный вертолет Ка 27 оборудован двумя передними и двумя задними стойками шасси. Для обеспечения мягкой посадки, в том числе при вертикальных колебаниях полетной палубы, каждая из опор сделана как гидравлический агрегат. На задних колесах, несущих на себе основной вес, устанавливаются двухкамерные амортизаторы, а на передних – однокамерные.
Поскольку клиренс у этого вертолета невелик, стойки шасси дополнительно снабжены специальным механизмом, позволяющим приподнять машину. Это намного облегчает выполнение технического обслуживания и упрощает доступ к отсеку вооружения.
Вертолет Ка-27 на обычном аэродроме
Руление выполняется при помощи передних стоек шасси, которые сделаны поворотными. Все колеса снабжены колодочными тормозами.
Фюзеляж
Корпус вертолета собран на стрингерах и балках. Несущей является и сама обшивка фюзеляжа, состоящего из двух частей (носовой и задней), и включающего в себя мотогондолу и оперение. Внутри размещены две кабины: первая для командира экипажа и штурмана, вторая – для штурмана-оператора. В нижней части фюзеляжа находятся емкости для горючего и отсек вооружения.
Следует отметить, что вторая кабина может быть использована для перевозки груза или пассажиров, а также десанта (в соответствующей модификации).
В задней части фюзеляжа имеется технический отсек — небольшое внутреннее пространство, заполненное разнообразной аппаратурой и закрытое специальной створкой, которую можно откинуть при выполнении наземного обслуживания. Внешняя сторона хвостовой балки используется для крепления оперения вертолёта.
Гидроакустическая станция размещается в особом отсеке, который снабжен подвижными створками.
В состав оперения входят два вертикальных киля с рулями направления и горизонтального стабилизатора, который может быть зафиксирован под углом в диапазоне от -15 до +15 градусов.
Силовая установка
Полет Ка 27 обеспечивают два двигателя ТВЗ-117КМ. Каждый из них при номинальной мощности в 1700 лошадиных сил, на взлёте способен развить до 2225 л.с. Используется два крейсерских режима полета: один при мощности в полторы тысячи лошадиных сил, другой – при 1200 л.с.
Турбовальный двигатель ТВЗ-117
Запуск двигателей выполняется воздушным стартёром. Необходимое для его работы давление (2,4 кгс на кубический сантиметр) обеспечивается вспомогательной силовой установкой АИ-9.
Еще одной важной частью основной силовой установки Ка-27 является планетарный редуктор. Именно это изделие обеспечивает передачу крутящего момента от двигателей к несущим винтам. Кроме того, редуктор обеспечивает работу гидравлического оборудования, воздушного компрессора и электрогенераторов.
Двигатели вертолета размещаются в мотогондоле, установленной над фюзеляжем и разделенной на две части противопожарной перегородкой. Там же находятся и остальные элементы силовой установки – редуктор и ВСУ АИ-9. При наземном обслуживании доступ ко всему этому оборудованию осуществляется через откидные крышки и съемные панели.
Поисковая система
Палубный вертолет Ка-27 способен обнаруживать субмарины как в надводном, так и в подводном положении. Решение первой из этих задач обеспечивается при помощи бортовой радиолокационной станции «Инициатива-2КМ». Поиск ПЛ под водой осуществляется с использованием гидроакустической станции ВГС-3. Это устройство опускается непосредственно в воду на специальном тросе.
Совместно с вычислительными системами и приборами для индикации тактической обстановки, всё это оборудование образует единый бортовой поисково-прицельный комплекс «Осьминог», способный обнаруживать надводные цели на дистанции до 25 километров, а подводные – до 8 км.
Кабина Ка-27ПЛ: на рабочем месте штурмана – индикатор РЛС, часть поисковой системы
Необходимо учитывать, что на Ка-27М устанавливается значительно более мощная РЛС «Копье-А» с АФАР, возможности которой позволяют обеспечивать обнаружение и сопровождение до 10 надводных целей, находящихся на удалении до 250 километров.
Гидроакустическая станция
Главной частью ПС (поисковой системы) «Осьминог» является, безусловно, гидроакустическая станция ВГС-3. Она способна находить и сопровождать субмарины противника, определяя пеленг на них, скорость их перемещения и дистанцию. Все эти данные отображаются на дисплее штурмана-оператора. Кроме того, даётся прогноз об изменении дистанции до цели.
Вся собранная информация записывается, что дает возможность в дальнейшем проанализировать данные и составить «портрет» каждой из подводных лодок противника, что в дальнейшем намного упростит их обнаружение и идентификацию (речь, конечно, идет об использовании ВГС-3 в мирное время).
Станцию можно опускать на глубину до 175 метров. Точность определения пеленга на цель составляет 2 градуса, допустимое отклонение по дальности – не более 2%. ВГС-3 способна контролировать пространство в секторе по вертикали до 30 градусов, а по горизонтали обеспечивается полный круговой обзор.
Вооружение
Ка-27 несет до 800 килограммов нагрузки, которая может состоять из следующих элементов:
На внешней подвеске размещаются ориентирные морские авиабомбы ОМАБ. Кроме того, используются сбрасываемые гидроакустические буи.
Противолодочные авиабомбы из комплекта вооружения Ка-27
Ка-27М может дополнительно вооружаться противокорабельными крылатыми ракетами Х-35 для борьбы с надводными целями.
Технические характеристики
Модификации
Основным вариантом вертолета считается противолодочный Ка-27ПЛ или просто Ка-27.
Наряду с этой машиной, были созданы следующие модификации:
Вертолет Ка-32 во время перевозки груза на тросе
Кроме того, несколько вариантов Ка-27 являлись экспериментальными. Среди них можно отметить:
Существовали нереализованные проекты еще нескольких вариантов машины. Наиболее примечательным из них мог стать противоминный Ка-27ПС. В военно-морском флоте ждали подобный вертолет, но создать его так и не удалось.
Наиболее же совершенной модификацией вертолета стал Ка-27М, который начал поступать в ВМФ примерно с 2014 года.
Достоинства и недостатки
Вертолет Ка-27 обладает многими положительными качествами, за которые его ценят как военные моряки, так и гражданские заказчики.
Примерный перечень преимуществ этой машины таков:
Недостатками машины некоторые пилоты считают избыточную, по их мнению, сложность бортового оборудования, которая порой приводит к сбоям и отказам. Сама эта аппаратура на основных модификациях вертолета давно устарела и нуждается в замене, особенно ГАС и ПС (гидроакустическая станция и поисковая система).
Вертолет Ка-27М с подвешенной противокорабельной ракетой Х-35
Кроме того, аварийность Ка-27 и Ка-32 довольно большая – не менее 20 таких машин было потеряно в результате катастроф, повлекших гибель людей.
Модернизация до уровня Ка-27М позволит в значительной степени улучшить характеристики вертолета. В военно-морском флоте эту машину заменить пока просто невозможно, так что ей гарантирована еще довольно долгая жизнь.
Источник: militaryarms.ru