25 декабря 2014 г. Президент РФ утвердил новую редакцию Военной доктрины РФ как основополагающего концептуального документа, нормализующего вопросы обеспечения военной безопасности страны. (Текст документа опубликован в Российской газете № 298 от 30 декабря 2014 г.)
НЕОБХОДИМОСТЬ В РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РФ
Необходимость создания единого документа под названием «Военная доктрина РФ» появилась в конце прошлого века. Практически во всех развитых государствах к этому времени уже были созданы комплексы нормативных документов военно-политического характера, и их существование полностью оправдывалось. Например, в США комплекс основополагающих концептуальных документов США по вопросам обеспечения национальной и военной безопасности представлен Стратегией национальной безопасности, Стратегией национальной обороны (аналог нашей Военной доктрины) и весьма актуальной Национальной военной стратегией. На основе последнего документа осуществляется оперативное планирование применения Вооруженных Сил, вырабатываются перспективные стратегические и оперативные концепции их применения, которые, будучи доведенными военной наукой до уровня теории, кладутся в основу уставов Вооруженных Сил и планов по их реформированию.
Кроме того, в США существует механизм коррекции положений документов посредством ежегодных докладов министра обороны конгрессу и «Белой книги» председателя Комитета начальников штабов видов вооруженных сил.
В России также в ноябре 1993 г. Президентом РФ был утвержден документ под названием «Основные положения Военной доктрины РФ». Появлению документа предшествовали широкая дискуссия в СМИ, а также результативная военно-научная конференция в ВАГШ, на которой были обсуждены и впоследствии опубликованы в научном сборнике академии основы теории военной доктрины.
Содержащееся в тексте действующей доктрины ее определение в целом соответствует требованиям теории: «Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации».
По сути, это официально принятые и провозглашенные в государстве взгляды военно-политического руководства на применение вооруженного насилия в интересах достижения политических целей. Именно поэтому в соответствии с требованиями теории Военная доктрина России отвечает на следующие пять основных вопросов:
- с какими противниками и как предотвратить военные конфликты;
- каков может быть характер вооруженной борьбы в конфликтах, цели и задачи, стоящие перед государством и его вооруженными силами в ходе их ведения;
- какую военную организацию необходимо создать для этого и в каких направлениях ее развивать;
- в каких формах и какими способами вести вооруженную борьбу;
- как осуществлять подготовку страны и ее военной организации к войне или применению силы в вооруженных конфликтах.
В связи с этим содержание военной доктрины РФ в первую очередь определяется долговременными экономическими интересами государства, которые необходимо защитить, а также уровнем возможностей страны по ведению вооруженной борьбы, зависящих от ее экономического развития, состояния социального и научно-технического прогресса общества.
Военная доктрина несет нормативную, организационную и информационную функции, которые и определяют ее исключительное значение в деле подготовки страны и ее военной организации к защите национальных интересов с применением военной силы.
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
В целом Военная доктрина РФ выражает весьма сдержанное отношение к роли и задачам стратегического ядерного оружия при усилении внимания к неядерным стратегическим средствам как к мощному фактору сдерживания в обозримом будущем и в этом вполне согласуется с текущей внешней политикой.
Основные понятия
В документе даже введено новое понятие «система неядерного сдерживания», которое представляет собой комплекс внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предотвращение агрессии против РФ неядерными средствами.
Согласно Военной доктрине РФ, приоритеты военной политики и военного строительства в порядке убывания можно представить следующим образом:
- ядерное сдерживание с относительно высоким уровнем сил и упором (при создании новой тяжелой ракеты) на первый или ответно-встречный удар (подавляющая часть ядерного оружия), а при возрождении боевых железнодорожных ракетных комплексов и наращивании потенциала стратегических ударных подводных лодок — и на ответный удар;
- воздушно-космическая оборона от массированных ударов высокоточных неядерных средств со стороны США и их союзников;
- крупные региональные конфликты с НАТО на северных, западных и юго-западных границах РФ и СНГ;
- региональный конфликт на Дальнем Востоке;
- территориальный конфликт с Японией;
- отражение одиночных провокационных или случайных ракетных ударов (система ПРО Московского региона);
- локальные конфликты и миротворческие операции внутри страны, по периметру границ РФ и на постсоветском пространстве;
- действия в Арктической зоне и против пиратства в Индийском океане.
Военная доктрина РФ
Классификация войн и военных конфликтов осталась неизменной. К сожалению, в документе по-прежнему отсутствует четкое определение понятия «война», что вызывает различные кривотолки.
В этой связи предлагается следующее толкование термина «война»: это высшая форма разрешения коренных противоречий между государствами, коалициями государств и социальными группами населения одного государства путем применения интенсивного вооруженного насилия, сопровождающегося другими видами противоборства (политического, экономического, информационного, психологического, сил специальных операций и т. п.) в интересах достижения определенных политических целей.
Кроме того, в изменившихся геополитических условиях представляется актуальным исключение упрощенного подхода к классификации войн на основе одного-двух критериев. Необходим системный подход с применением нескольких критериев, хотя бы из представленных ниже.
По уровню технологического развития противоборствующих сторон: войны между слаборазвитыми в технологическом отношении государствами; войны между высокоразвитыми в технологическом отношении государствами; смешанный тип — войны между высокоразвитыми и слаборазвитыми государствами.
По применяемой стратегии достижения целей: войны, использующие стратегию сокрушения противника, прежде всего в физическом смысле; войны, основой которых является применение стратегии непрямых действий (дестабилизация политической и экономической жизни государства, создание внутри страны обстановки «управляемого хаоса», косвенная или прямая военная поддержка вооруженной оппозиции с целью приведения к власти нужных политических сил); смешанный тип или «гибридные войны» — войны, сочетающие на разных этапах комплексное применение стратегии сокрушения и непрямых действий.
По масштабу применения вооруженного насилия: локальные, региональные, крупномасштабные.
По применяемым средствам вооруженной борьбы: ядерные войны; с применением всего спектра оружия массового поражения; с применением только обычных средств поражения; с массовым применением оружия на новых физических принципах.
По отношению к нормам международного права: справедливые войны — в защиту независимости, суверенитета и национальных интересов; несправедливые — попадающие под международное определение агрессии.
По составу участников вооруженного противоборства: между двумя государствами; между коалициями государств; между коалицией и одним государством; гражданские войны.
В новой Военной доктрине РФ модернизированы понятия локальной, региональной и крупномасштабной войн.
Локальная война — война, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие). При определенных условиях локальная война может перерасти в региональную или крупномасштабную войну.
Региональная война — война с участием нескольких государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.
Крупномасштабная война — война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели.
В отношении классификации вооруженных конфликтов ничего не изменилось. Доктрина предлагает их разделять на внутренние и международные.
Военные угрозы для страны согласно Военной доктрине РФ
Второй раздел документа «Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации» подвергся самым большим изменениям. Прежде всего, в нем отмечается явный рост напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия на фоне общего осложнения международной обстановки. Это связывается с усилением глобальной конкуренции и соперничества, неустойчивостью процессов развития экономики и перераспределением влияния на мировое развитие в пользу новых центров силы. Признается опасной и тенденция смещения военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу РФ. Здесь же отмечается, что на ряде направлений военные опасности для РФ усиливаются.
Новая редакция Военной доктрины РФ конкретизирует применительно к складывающимся тенденциям развития военно-политической обстановки изложенные в Стратегии национальной безопасности источники внешней военной опасности: это, прежде всего, наращивание силового потенциала и расширение блока НАТО, приближение его военной инфраструктуры к границам РФ; дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах.
Несомненную опасность представляет развертывание (наращивание) группировок войск иностранных государств (в т. ч. вооруженных международных радикальных группировок и иностранных частных военных компаний) на сопредельных с РФ территориях и сил флота в прилегающих акваториях. К этим же источникам относятся подрывающее глобальную стабильность создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, а также милитаризация космического пространства, прибавляется и новый источник — развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия в интересах реализации концепции «быстрого глобального удара».
Прямую внешнюю военную опасность для РФ также представляют территориальные претензии к ней и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела, наличие вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с РФ государств, распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием, а также распространение международного терроризма. Новые опасности заключаются и в установлении на территориях сопредельных с РФ государств с иностранной помощью враждебных ей режимов, а также подрывная деятельность спецслужб и организаций иностранных государств и их коалиций против РФ.
К основным внутренним военным опасностям Военная доктрина России по-прежнему относит:
- попытки насильственного изменения конституционного строя РФ;
- дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране;
- дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры государства.
Особые опасения вызывают действия террористических организаций, информационное воздействие на население с целью подрыва исторических, духовных и патриотических традиции в области защиты Отечества, а также провоцирование межнациональной и социальной напряженности, разжигание этнической и религиозной вражды.
При определенных условиях военные опасности приобретают адресный характер, вследствие чего могут перерасти в конкретные военные угрозы.
Главными угрозами Военная доктрина РФ признает:
- резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы, а также, что очень важно, — воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ,
- нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов.
Помимо этого, в качестве военных угроз признаются:
- создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ или на территориях ее союзников;
- демонстрация военной силы в ходе проведения учений на сопредельных территориях.
Важной угрозой считается активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.
Особенности современных военных конфликтов
В этом же разделе Военной доктрины РФ излагаются характерные черты и особенности современных военных конфликтов.
Это прежде всего:
- комплексное применение военной силы, сил и средств невоенного характера с использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций;
- массированное применение современных систем вооружения и военной техники, а также основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;
- воздействие на противника на всю глубину его территории одновременно в глобальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море;
- избирательность и высокая степень поражения объектов, быстрота маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мобильных группировок войск (сил);
- сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;
- усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;
- создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.
При этом принципиально новыми считаются:
- участие в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний;
- применение непрямых и асимметрических способов действий;
- использование финансируемых и управляемых извне политических сил и общественных движений.
Военная политика РФ
Основные задачи военной организации РФ в военное время
Третий, основной раздел Доктрины посвящен вопросам военной политики РФ. При этом под военной политикой документ предлагает понимать деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности РФ, а также интересов ее союзников.
В нем четко определена направленность военной политики РФ:
- сдерживание и предотвращение военных конфликтов;
- совершенствование военной организации страны;
- совершенствование форм и способов применения ВС, других войск и органов;
- повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также интересов ее союзников.
В Военной доктрине России однозначно подтверждается, что ядерное оружие, которым оснащены ВС РФ, рассматривается, прежде всего, как фактор сдерживания агрессии.
В этой связи Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Очевидно, что критическая ситуация, требующая применения ядерного оружия, может возникнуть только в результате агрессии и только тогда, когда ее последствия поставят вопрос: быть или не быть России?
В третьем разделе также отражены и вопросы применения военной организации. Военная доктрина РФ считает правомерным применение силы для отражения агрессии, поддержания (восстановления) мира, а также для обеспечения защиты находящихся за пределами РФ своих граждан. При этом применение ВС, других войск и органов осуществляется решительно, целенаправленно и комплексно на основе заблаговременного и постоянного анализа военно-политической и военно-стратегической обстановки с учетом всех требований международного права. Здесь же четко определены основные задачи военной организации страны в мирное время, в период нарастания угрозы агрессии и в военное время.
Примечательно, что в новой редакции Военной доктрины РФ к задачам мирного времени добавлено: обеспечение национальных интересов РФ в Арктике. К задачам в период нарастания угрозы агрессии совершенно справедливо добавлено: «стратегическое развертывание ВС». К основным задачам развития военной организации добавлено: «развитие мобилизационной базы и обеспечение мобилизационного развертывания ВС, других войск и органов, а также совершенствование методов комплектования и подготовки моб. людских резервов и ресурсов; совершенствование системы РХБЗ войск (сил) и населения».
Мобилизационная подготовка
В отличие от предыдущих вариантов текста доктрины, в новой Военной доктрине РФ особое внимание уделено вопросам мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности РФ (четвертый раздел).
Доктрина четко определяет, что целью мобилизационной подготовки является подготовка страны, ее ВС, других войск и органов к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Все это говорит о том, что военно-политическое руководство РФ учитывает возрастание вероятности втягивания нашей страны в крупномасштабную войну, что потребует тотальной мобилизации моральных, экономических и военных сил населения и государства. При этом в документе речь идет не столько о вооруженной силе, сколько о стране в целом.
Военно-экономическое обеспечение обороны страны
Пятый раздел Военной доктрины РФ полностью посвящен вопросам военно-экономического обеспечения обороны. Его главной целью является создание условий для устойчивого развития и поддержания возможностей военно-экономического и военно-технического потенциалов государства на уровне, необходимом для реализации текущей военной политики.
При этом основными задачами военно-экономического обеспечения обороны являются:
- оснащение ВС, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой;
- обеспечение ВС, других войск и органов материальными средствами: в мирное время — накопление, эшелонирование и содержание запасов; в период непосредственной угрозы агрессии — дообеспечение войск (сил) по нормам военного времени; в военное время — подача запасов материальных средств и восполнение потерь вооружения, военной техники, специальной техники и материальных средств;
- развитие оборонно-промышленного комплекса на основе его совершенствования, обеспечения технологической независимости РФ, формирования комплекса приоритетных технологий, активизации инновационно-инвестиционной деятельности и сохранения государственного контроля;
- осуществление плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми заинтересованными странами с целью обмена передовыми технологиями и получения прибыли для ОПК.
Кроме того, в Доктрине уточнены задачи развития ОПК, приоритеты и задачи военно-политического сотрудничества.
Таковы основные положения новой Военной доктрины РФ.
В заключение необходимо отметить, что Военная доктрина России дает четкие ориентиры на порядок, способы и формы применения военной силы для защиты суверенитета, территориальной целостности, конституционного строя, национальных интересов страны, выполнения союзнических обязательств, международных договоров и разрешения военных конфликтов, определяет цели, приоритеты и задачи военного строительства РФ.
Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам статьи А.Калистратова, журнала «Армейский сборник». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.
Факт
В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…
Источник: