армия и оружие

Военная полиция США

Знак военной полиции сухопутных войск США

Военная полиция (ВП) — один из основ­ных инструментов обеспечения в вооруженных силах законности и пра­вопорядка, а также эффективное средство борьбы с преступностью и правонаруше­ниями среди военнослужащих во многих иностранных армиях. В настоящее время институт военной полиции существует более чем в 40 армиях мира, в том числе в США, Великобритании, Германии, Фран­ции и Китае. Он введен также в армиях Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана и прибалтийских государств.

В США создание подразделений военной полиции (military police) началось более чем 200 лет назад. Однако в качестве само­стоятельного подразделения американский корпус ВП приступил к выполнению задач только в сентябре 1941 года. Практические задачи, решаемые его формированиями, уточнялись и корректировались с учетом опыта, полученного в холе многочислен­ных вооруженных конфликтов современ­ности, в которых участвовали американ­ские военнослужащие.

В то же время военные полицейские решали и другие важные задачи, например обеспечения безопасности маршрутов передвижения войск, патрулирования в демилитаризованных зонах и обмена военно­пленными. Известно, что на момент начала войны на Корейском полуострове (1950-1953) там дислоцировалась 55-я рота военной полиции сухопутных войск США. Туда же уже в первые месяцы ведения боевых действий из Японии были переброшены дополнительные силы американской ВП, входившие в состав оккупационных сил на японской территории после окончания Второй мировой войны. Во время войны в Корее одним из основных направлений работы этих подразделений стала борьба с незаконной продажей аме­риканскими военнослужа­щими военной экипировки, топлива, продуктов пита­ния и прочих материальных средств.

Во время вьетнамской вой­ны диапазон задач, выпол­няемых военной полицией США, расширился. На ее формирования стали возла­гаться боевые задачи, свя­занные с поддержкой и обеспечением действий войск: контроль за перемещением беженцев, охрана колонн и транспортных магистралей, ликвидация подземных ходов сообщений противника, а также участие в оборонительных боях.

В современных условиях роль военной полиции стала более значимой. Как указывают амери­канские источники, во время операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» (1991) военные полицейские обеспечивали безо­пасность в районах боевых действий, а также занимались охраной иракских воен­нопленных. Кроме того, ее формирования принимали активное участие в операциях американского воинского контингента в Сомали, на Гаити, в Боснии и Герцеговине.

Им пришлось также выполнять миротвор­ческие задачи в Косово, заниматься наведением порядка и обеспечением меропри­ятий по поддержанию мира на территории Афганистана.

После вторжения в Ирак (2003) подразде­ления военной полиции США охраняли военнопленных, удерживаемых силами коалиции, оказы­вали помощь войскам при совершении рейдов, обеспечивали проводку конвоев, осуществляли патрульные функции. В настоящее время они занимаются восста­новлением в этой стране органов местной полиции и обучают ее личный состав прак­тике работы с населением и заключенными исправительных учреждений.

Одной из самых главных задач данных формирований в ходе военных конфликтов является работа по содержанию и обеспе­чению военнопленных. Между тем в этой сфере деятельности не обошлось без гром­ких скандалов. Так, в Ираке достоянием общественности стали факты грубейшего нарушения американскими военнослу­жащими законности и международных норм. Широкую огласку получили издева­тельства, которым военнослужащие 800-й бригады ВП США подвергали иракских заключенных в тюрьме «Абу-Грейб». Про­тивоправные действия ряда сотрудников способствовали росту антиамериканской пропаганды и отрицательно повлияли не только на имидж военной полиции, но и на репутацию ВС Соединенных Штатов в целом.

Таким образом, функции данных фор­мирований во многом определялись и кор­ректировались исходя из задач, решаемых военно-политическим руководством США в ходе войн и вооруженных конфликтов за пределами страны.

 

ЗАДАЧИ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

В мирное время на формирования военной полиции возлагается комплекс задач, связанных с поддержанием дисциплины и правопорядка в войсках, обеспечением внутренней безопасности, а также с ликвидацией послед­ствий стихийных бедствий.

В юрисдикцию ВП входит также расследование престу­плений, совершенных военнослужащими, не связанных с их профессиональной дея­тельностью.

Подразделения военной полиции играют немаловаж­ную роль в борьбе с оборотом наркотиков в США. При содействии армейских поли­цейских проводится подго­товка как военных специалистов, так и гражданских следователей и сотрудников охранных организаций.

Кроме того, в функциональные обязанно­сти этих формирований входит ликвидация волнений среди гражданского населения стран, где дислоцированы американские войска. Рекламная кампания в поддержку военной полиции акцентирует внимание на том, что ее роль сводится к «поддержанию порядка там, где он есть, и установлению там, где его нет, а также восстановлению там, где он был нарушен силовыми ме­тодами». «Из войск и для войск» (Of the Troops, for the Troops) — гласит девиз аме­риканской ВП.

В военное время военная полиция США осуществляет охрану и оборону командных пунктов дивизий и корпусов, регулирует дорожное движение, контролирует потоки беженцев и задерживает дезертиров.

Согласно руководящим документам в боевой обстановке на формирования военной полиции армии США возлагаются следующие ос­новные задачи:

  • обеспечение передвижения войск при проведении военных операций;
  • поддержание законности и правопоряд­ка в ходе военных операций;
  • обеспечение охраны территорий и объектов;
  • оказание помощи беженцам и интер­нированным лицам;
  • осуществление оперативно-разведыва­тельной деятельности.

Западные эксперты отмечают, что в последнее время роль военной полиции в качестве эффективного компонента миро­творческих контингентов возросла.

Таким образом, за весь период существо­вания этой силовой структуры ей приходилось решать самые сложные задачи и она остается одним из самых востребованных родов войск армии США. Вот почему в обозримом будущем работа военных по­лицейских сохранит свою актуальность и востребованность.

 

СОСТАВ И СТРУКТУРА ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ США

Каждый вид американских ВС формирует свои силы военной полиции. Кроме того, соб­ственная правоохранительная структура создана в составе береговой охраны. К ох­ране портов и побережья привлекаются военизированные патрули, а к проведению оперативных мероприятий — специальный резерв следователей.

Общая численность военной полиции США с учетом резервистов составляет порядка 30 тыс. человек. Набор в нее осу­ществляется из числа офицеров и солдат, окончивших военную академию или курсы вневойсковой подготовки офицеров резер­ва при вузах.

Одной из задач военной полиции является поддержание законности и правопорядка в ходе военных операций

К основным категориям военнослужа­щих в структурах военной полиции от­носятся: офицер, уорент-офицер, а также рядовой состав — военный полицейский, спецагент, специалист по работе с насе­лением. Кроме того, штат ВП с 2003 года начали укомплектовывать инструкторами по служебному собаководству.

Базовый курс обучения перед занятием первичных должностей в военной поли­ции, рассчитанный на 20 недель, вклю­чает аудиторные и полевые занятия. Во время учебы кандидаты (лица не моложе 18 лет) интенсивно занимаются военной подготовкой и изучают ряд юридических дисциплин. Так, будущие полицейские изучают гражданское право, приобретают навыки следственных действий, сбора до­казательной базы, учатся контролировать толпу, а также производить задержание подозреваемых лиц.

Поддержанием правопорядка в армии и на флоте и расследованием различных нарушений занимаются следователи военной полиции. К этой работе привлекаются также специалисты командования уголовных расследований сухопутных войск США (United States Army Criminal Investigation Command), подчиняющиеся начальни­ку военной полиции (Provost Marshal General).

В американских сухопутных войсках военная полиция состоит из бригад и батальонов, находящихся в составе армейских корпусов, а также из рот в составе бригад. В ВВС ВП представляет собой эскадрильи, дислоцирующиеся на авиабазах. В ВМС и морской пехоте США также имеются специальные подразделения, выполняю­щие функции военной полиции.

Формирования военной полиции армии США вклю­чают части (подразделения) из состава регулярных войск, национальной гвардии (НГ) и резерва.

К регулярным войскам относятся семь бригад военной полиции и три отдельных батальона ВП. В состав сухопутных войск Национальной гвардии входят два командования и три бригады военной полиции, а также пять отдельных батальонов ВП. Резерв представлен командованием и пятью бригадами ВП.

В целом военные полицейские име­ют расширенные права и полномочия в области поддержания правопорядка и соблюдения воинской дисциплины воен­нослужащими различных видов и родов войск. В этом контексте нельзя не заметить очевидный факт – военная полиция в США выполняет в основном правоохранитель­ные, а не воспитательные функции.

 

О ЖЕНЩИНАХ-ПОЛИЦЕЙСКИХ

В 2010 г. бригадный генерал Колин Л. Макгуайр стала первой женщиной, занявшей пост начальника военной полиции СВ США

Военнос­лужащие из состава женского вспомога­тельного корпуса стали служить в фор­мированиях ВП с 1941 года. К 1943 году представители «слабого пола» прошли основной этап соответствующей подготов­ки, получив прочные профессиональные навыки работы с женщинами-военнослу­жащими, обладая при этом юрисдикцией и над мужчинами, носящими военную форму.

Женщины-полицейские принимали участие в различных войнах и военных конфликтах. Так, в 1983 году во время боевых действий в Гренаде в составе 118-й роты военной полиции находились четыре женщины. Между тем среди пред­ставителей командования высказывались противоречивые мнения относительно присутствия женщин на войне. В итоге они были возвращены в США, однако всего через несколько дней были направлены обратно в Гренаду.

В современной истории американской армии известны героические подвиги представителей прекрасного пола в по­лицейской форме. Так, в 1989 году при вторжении на территорию Панамы во вре­мя боевых действий капитан Линда Брэй возглавила 988-ю роту военной полиции, став первой женщиной, руководившей под­разделением американских войск в боевой обстановке. Впоследствии она была пред­ставлена к высокой государственной награ­де. В марте 2005 года за участие в боевых действиях в Ираке сержант ВП Ли Энн Хестер получила «Серебряную звезду» (впервые после Второй мировой войны). А в 2010 году бригадный генерал Кол и и Л. Макгуайр стала первой женщиной, за­нявшей пост начальника военной полиции США. В настоящее время 25% личного состава корпуса военной полиции — женщины. Особую миссию они по-прежнему выполняют в Ираке и Афганистане, где местные обычаи не позволяют мужчинам-военнослужащим контактировать с местными женщинами.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ США

В американской армии имеется значи­тельное количество уставов, директив и иных руководящих документов, наличие которых в определенной степени упрощает выполнение обязанностей американскими военнослужащими, в том числе военными полицейскими. Деятельность этих форми­рований регламентируется специализированными полевыми уставами, в каждом из которых подробно изложены положения, касающиеся повседневной деятельности личного состава ВП в различных ситуа­циях.

В частности, устав FM 3-19.4 разъясняет задачи военной полиции при организа­ции контроля в зонах боевых действий и безопасности, а также определяет по­рядок проведения операций при работе с военнопленными. Например, одна из рекомендаций гласит: военные полицей­ские должны выбирать и применять такие формы, методы и способы работы, которые соизмеряются с конкретной оперативной обстановкой и обеспечивают выполнение поставленной задачи.

Нашивка военнослужащего военной полиции СВ США

В полевом уставе FM 3-19.5 «Действия в условиях гражданских беспорядков» даются рекомендации о том, как лучше организовать помощь местным властям при нарушениях гражданским населени­ем общественного порядка. В документе перечислены принципы работы, а также приводятся юридические положения, по­зволяющие регулировать действия военной полиции, заниматься планированием и обу­чать ее личный состав тактике применения сил и средств для обеспечения контроля в ходе гражданских беспорядков с целью предотвращения возможной угрозы.

Кроме того, приняты другие руководя­щие документы: FM 3-19.1 «Обеспечение поддержки силами военной полиции при наземных и воздушных операциях», FM 3-19.25 «Проведение расследова­ния правоохранительными органами», FM 3-19.25 «Действия дорожной военной полиции» и т. д. Имеется также полевой устав FM 3-19.35, разъясняющий порядок содержания и использования военной по­лицией служебных собак.

Серьезное внимание уделяется инфор­мационной составляющей. По мнению руководства Пентагона, наличие объектив­ной информации способствует качествен­ному выполнению командирами задач по управлению частями и подразделениями в мирное время и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Специфика информационного обеспече­ния при работе военной полиции отмечает­ся, например, в полевом уставе FM 3-19.10. В документе подчеркивается, что успех правоохранительной деятельности в вой­сках во многом зависит от сбора, обработки и практического применения полученных данных. Американские военные эксперты считают, что наличие необходимой инфор­мации помотает командованию заниматься профилактикой правонарушений и объек­тивно проводить уголовные расследования. Примечательно, что в армии США инфор­мация из источников в военной полиции является элементом разведывательного обеспечения деятельности войск.

Информационная база в формирова­ниях военной полиции включает подборку отчетов и донесений, полученных в ходе уголовных расследований, анализа транспортных и иных происшествий, а также содержит сведения о состоянии и функционировании реабилитационных центров и исправитель­ных учреждений, об условиях содержания задержанных и т. д. Значительный объем сведений добывается посредством еже­дневного контакта с личным составом, другими правоохранительными органами, силами безопасности и даже с частными охранными агентствами, говорится в гла­ве 4 устава FM 19-10.

Сбор данных военной полицией значительно облегчается благодаря автоматизированной системе сбора информации — MPMIS (Military Police Management Information Systems), дополняемой другими системами, в том числе CRS (Correctional Reporting System), которая содержит сведения и отчетность о деятельности уголовно-исполнительной системы. Для упрощения работы военных полицейских, занимающихся транспортом и дорожным движением, широко применятся база VRS (Vehicle Registration System), то есть система регистрации транспортных средств. Ча­сто возникает необходимость в оператив­ном поиске автомобилей, и эффективность этой работы достигается именно благодаря использованию данной базы.

В то же время во всех рекомендациях указывается, что наличие автоматизированных систем не отменяет требований по сбору и хранению бумажных документов в соответствии с принятыми формами от­четности. При этом обращается внимание на следующий правовой аспект: сбор и разглашение информации, относящейся к гражданам США, регулируются законом, который в ряде случаев ограничивает получение сведений, запрашиваемых пра­вительственными органами.

Немаловажное место в деятельности военной полиции США занимает взаимодействие со СМИ. В доку­ментах СВ США говорится, что военные полицейские могут периодически контак­тировать с представителями масс-медиа, поскольку установление доверительных отношений со СМИ позволяет устранять возникающие недоразумения между военными и общественностью.

В то же время здесь также существует определенный регламент. Как отмечает­ся в документах, командование военной полиции имеет право отказывать СМИ в предоставлении напрямую запрашивае­мое информации. При этом сообщается, где и у кого могут быть востребованы интересующие СМИ сведения. Каналы получения и содержание информации уточняются через офицера по связям с общественностью (СО), который является штатным сотрудником ВП и подчиняется соответствующему командиру. Как прави­ло, офицер СО информирует о проводимых военной полицией мероприятиях и развитии обстановки, в первую очередь исходя из интересов командования. Одновременно это же лицо предоставляет командиру всю необходимую информацию о настроении населения и возможной реакции общества в отношении мероприятий. В интересах поддержки действий военной полиции офицер по СО может готовить пресс-релизы с ин­формацией открытого характера. Для ее распространения используются различные медийные каналы, включая ТВ, радио, прессу, а также рекламную продукцию, такую как плакаты и листовки.

С помощью СМИ ведется широкая разъ­яснительная работа, а также устанавлива­ются контакты между военной полицией, местными властями и общественностью. Кроме того, масс-медиа нередко использу­ются для обращения к населению с прось­бой оказать содействие военной полиции при решении ряда задач, в том числе по профилактике правонарушений. Активный информационный обмен служит надежным индикатором взаимоотношений СМИ и военного ведомства в целом, полагают американские эксперты.

В настоящее время военная полиция СВ США динамично развивается и реформируется, исходя из новых задач, решаемых американским командованием не только на своей территории, но и за ее пределами. По информации американских СМИ, в 2012 году в составе морской пехоты (МП) были созданы батальоны охраны правопорядка.

В военных конфликтах современности морские пехотинцы все чаще выполняет обязанности полицейских, работающих в уличных ус­ловиях. При этом они выполняют и другие задачи, например, в Афганистане и Ираке, обучая местные силы безопасности, в том числе солдат военной полиции Афганской национальной армии (AHA).

СМИ раскрывают специфику учебной программы для полицейских, которым предстоит отвечать за тюрьмы, пока что контролируемые СВ США: перед тем как приступить к работе в тюрьме «Нарван» в качестве надзирателей, американские воен­ные полицейские окончили двухнедельные курсы языковой подготовки и прошли восьминедельное обучение работе в тюрьме.

В рамках общей программы предусма­тривалась общеобразовательная подготов­ка сроком десять недель, а также шестине­дельная стажировка, во время которой сол­даты-полицейские AHA вместе со своими коллегами из США изучали все аспекты пенитициарной работы. В программе, в частности, участвовала 43-я бригада ВП национальной гвардии штата Род-Айленд. Это же соединение курировало подготовку персонала для исправительных учрежде­ний в Ираке.

Таким образом, военная полиция США решает многочисленные задачи, обеспе­чивая деятельность американских войск в различных регионах мира, в том числе оказывая поддержку основным силам и участвуя в боевых действиях.

(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru  по статье капитана П.Братеева, «ЗВО». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Факт

Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо «смазывает» картинку.  Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE