армия и оружие

Военная политика и военная доктрина Японии

Транспортно-десантный самолет MV-22 «Оспрей» морской пехоты США (о. Окинава)

Одним из самых заметных собы­тий конца 2013 года в Японии стало принятие правительством программных документов в области обеспечения национальной безопасно­сти, что наглядно продемонстрировало происходящую в последние годы трансформацию военно-политического курса Токио.

В период после Второй мировой войны обеспечение национальной безопасности традиционно рассматривалось правя­щими кругами Японии в тесной увязке с Соединенными Штатами («Основные принципы японо-американского сотруд­ничества в области обороны» — главный документ, определяющий военное пар­тнерство Вашингтона и Токио). Мас­штабные изменения экономического, международно-политического, военного и технологического характера, произо­шедшие в начале второго десятилетия XXI века, побудили Японию к обнов­лению базовых подходов к политике в сфере национальной безопасности.

Многие из этих изменений офици­альный Токио рассматривает в качестве вызовов и даже угроз национальной без­опасности. В их числе провокационная, по мнению японского руководства, по­литика КНДР, направленная на развитие собственного ракетно-ядерного потенци­ала, рост военной мощи Китая, претенду­ющего на о-ва Сенкаку, международный терроризм и киберпреступность.

В 1980-е годы кабинет министров Японии взял курс на так называемое под­ведение итогов Второй мировой войны с целью «окончательного избавления от синдрома проигравшей нации», а также всех самоограничений, которые страна, провозгласившая пацифизм основой государственной политики, наложила на себя в послевоенный период.

Со временем официальный Токио постепенно отказался от большинства самоограничений, в том числе снял запрет на отправку военнослужащих сил самообороны Японии (ССЯ) за рубеж, существенно смягчил лимиты на военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, создал министерство обороны и т. д.

Однако именно после повторного при­хода к власти премьер-министра С. Абэ в декабре 2012 года, взявшего курс на формирование полноценных вооружен­ных сил, политика правительства по созданию сильного в военном отноше­нии государства получила реальное во­площение. Несмотря на сохраняющиеся в стране финансовые трудности, в 2013 году ССЯ начали финансироваться в приоритетном порядке. В ноябре того же года был создан совет национальной безопасности, который предназначен для выработки рекомендаций по определе­нию и реализации главных направлений внешней политики и обороны Японии.

В настоящее время наибольший обще­ственный резонанс вызывает предстоя­щее принятие правительством решений по трем направлениям политики государ­ства в области обороны.

Первое направление — официальное признание права на коллективную самооборону. В настоящее время ССЯ имеют основания применять оружие и участвовать в боевых действиях только в случае прямого нападения или при воз­никновении непосредственной угрозы стране. По этой причине силы самоо­бороны не могут оказывать союзникам эффективную помощь и оперативно взаимодействовать при выполнении совместных боевых задач. Изменение данного положения необходимо и для увеличения вклада Японии в миро­творческие операции, проводимые под эгидой ООН, так как действия японских миротворцев в зонах поддержания мира ограничиваются только проведением гуманитарных операций и запретом на их участие в боевых действиях.

Второе направление — возможность на­носить превентивные удары по военным объектам противника. Данный вопрос отражает обеспокоенность японского общества непредсказуемостью развития ситуации вокруг ракетно-ядерной про­граммы Пхеньяна. Право первыми нано­сить удар по ракетным базам на терри­тории другого государства, безусловно, стало бы беспрецедентным для Японии, которая всегда отличалась сугубо оборо­нительным характером своей военной доктрины. Тем не менее, официальный Токио намерен рассмотреть вопросы о реагировании на угрозу возможных ра­кетных пусков КНДР и о том, какие меры в связи с этим предпринимать.

Третье направление — частичное сня­тие запрета на экспорт вооружений. В соответствии с тремя принципами, утверж­денными парламентом страны в 1967 году, Токио отказался от поставок оружия странам коммунистического блока; тем, в отношении которых действует запрет ООН на ввоз оружия; вовлеченным либо имеющим высокую вероятность быть вовлеченными в активные военные действия. Несмотря на это, Япония уже с середины 1980-х годов участвует в международных проектах по разработ­ке новых видов вооружений, причем не только оборонительного характера. Наиболее известный пример последнего времени – участие в разработке нового многоцелевого истребителя F-35.

Эсминец УРО «Асигара» (типа «Атаго»), оснащенный системой «Иджис»

Что касается программно-теоретиче­ского и законодательного воплощения новой военной политики, то, как упо­миналось ранее, в декабре 2013 года японское правительство приняло пакет программных документов, определяю­щих государственную стратегию в об­ласти обеспечения национальной без­опасности на обозримую перспективу. В их числе Стратегия национальной безопасности, Программа националь­ной обороны и План строительства вооруженных сил Японии в 2014-2018 годах, содержащие ряд новых моментов в сфере военной политики и национальной безопасности страны.

Одним из таких нововведений явля­ется прямое объявление Китая страной, представляющей угрозу национальной безопасности. Впервые после распада СССР и окончания «холодной войны» Токио назвал конкретного вероятного противника. Причем поводом и причи­ной возможного военного столкновения согласно выдвинутым сценариям могут послужить американо-китайские проти­воречия (в частности, по тайваньскому вопросу) и наличие военных баз США на островах.

В настоящее время японо-китайские отношения осложняет неразрешенный территориальный спор о принадлеж­ности о-вов Сенкаку. Серьезные проти­воречия существуют по определению границ между национальными исклю­чительными экономическими зонами в Восточно-Китайском море из-за претен­зий обеих сторон на приоритет в разра­ботке находящихся в спорных районах нефтегазовых месторождений. К тому же обеспокоенность Токио вызывает «дальнейшее усиление военных возмож­ностей КНР и превращение страны в сильнейшую державу Азиатско-Тихооке­анского региона», а также демонстрация Пекином решимости защищать свои национальные интересы, в том числе при помощи военной силы.

Серьезную озабоченность Японии вызывают и планы Северной Кореи по развитию ракетно-ядерного потенциала. Учитывая сложный комплекс проблем Корейского п-ова, сложность отноше­ний между Пхеньяном и Токио, а также непредсказуемость нынешнего воен­но-политического руководства КНДР, японские эксперты с высокой вероятно­стью оценивают возможность нанесения ракетного удара по территории страны. В связи с этим важной особенностью новой стратегии комплексного обеспечения национальной безопасности является стремление Японии активизировать собственные усилия по повышению обороноспо­собности страны.

Дальнейшее укрепление стратегического партнер­ства с США и развитие двусторонней системы обеспе­чения безопасности в АТР также остаются одними из важнейших направлений военной политики Токио. Объективно оценивая ситуацию, японские руководители понимают, что альянс с Вашингтоном и сохранение американского военного присутствия в регионе были и остаются важным инстру­ментом обеспечения нацио­нальных интересов Японии, причем не только в АТР, но и в мире в целом.

Наряду с этим японское правительство считает ак­туальным конкретизировать роли и задачи сторон в са­мой двусторонней системе безопасности и в рамках стратегического партнерства. В качестве мер по укреплению сотрудниче­ства между Японией и США предпола­гается:

  • усилить обмен развединформацией и взглядами на состояние международной обстановки;
  • создать условия для оперативного взаимодействия и активизации совмест­ных учений и тренировок;
  • содействовать оптимальному раз­мещению вооруженных сил США в Японии, в том числе за счет сокращения американских объектов на о. Окинава.

Самолет базовой патрульной авиации Р-1

Основной направленностью этих мер является всемерное использование американского военного присутствия в первую очередь для подготовки и повы­шения боевых возможностей японских вооруженных сил. По мнению японских военных аналитиков, национальные ВС должны быть в состоянии самостоятель­но и эффективно ответить на все новые угрозы и изменения в международной обстановке, а также принимать активное участие в деятельности по обеспечению международной безопасности.

Программа национальной обороны предусматривает также изменение под­ходов к определению самой структуры вооруженных сил. Так, на ближайшую перспективу намечено сократить кон­тингент ВС на территории страны. В то же время больше внимания намечается уделять совершенствованию националь­ной системы ПРО, а также созданию сил, способных вести боевые действия на «удаленных (спорных) территориях» и борьбу с терроризмом.

В связи с этим японское правительство намерено создавать «многофункцио­нальные и эффективные вооруженные силы», которые будут характеризоваться высоким уровнем боеготовности и мо­бильности, а также разведывательными возможностями.

В интересах формирования таких  войск (сил), а также повышения их воз­можностей по раннему предупреждению и оповещению в сухопутных войсках намечается провести следующие меро­приятия:

  • создать боевое командование СВ, которому будут подчинены все пять армий и части из состава центрального командования сил быстрого реагирова­ния, подлежащего упразднению;
  • для защиты «удаленных островных территорий» намечается сформировать на базе отдельного пехотного полка За­падной армии бригаду амфибийных сил, реформировать роты охраны побережья, а также перевести на штат соединений быстрого реагирования две дивизии и две бригады;
  • в рамках курса на повышение мобиль­ности ВС приступить к реализации мер по сокращению количества танков (с 700 до 300) в Северо-Восточной, Восточной и Центральной армиях и принятию на во­оружение БМТВ нового типа. В Западной армии предусматривается сформировать танковый полк армейского подчине­ния. Кроме того, в Северо-Восточной, Восточной, Центральной и Западной армиях предполагается сформировать артиллерийские полки армейского под­чинения с одновременным сокращением артиллерийских полков (дивизионов) дивизионного и бригадного уровня.

В военно-морских силах правительство Японии намерено создать структуру, ко­торая позволила бы обеспечить превос­ходство на море. Для этого в интересах повышения противолодочных, разве­дывательно-информационных возмож­ностей, защиты прилегающих морских акваторий, обеспечения безопасности навигации и осуществления междуна­родной миротворческой деятельности  японское военное ведомство заплани­ровало реформировать эскортные силы флота. В частности, все четыре флоти­лии миноносцев намечено перевести на организационно-штатную структуру, которая предусматривает наличие одного эскадренного миноносца-вертолетоносца, двух ЭМ УРО и пяти ЭМ.

Кроме того, предполагается сформиро­вать дополнительно отдельный дивизион эсминцев и довести количество таких дивизионов до 14 (кораблей с 48 до 54 единиц).

В плане развития подводных сил наме­чается увеличить количество подводных лодок до 22 единиц (с 18 имеющихся). Новые ПЛ необходимы Японии для обе­спечения постоянного патрулирования акватории Восточно-Китайского моря и возможности немедленного реагиро­вания на обострение ситуации в районе (из-за споров с КНР по поводу островов).

Согласно озвученным планам ВМС страны будут ежегодно получать одну новую ПЛ типа «Сорю» (до 2015 года в боевой состав должны войти восемь лодок данного типа). Для изыскания финансовых средств, необходимых для приобретения новых ПЛ, министерство обороны намерено списывать другие корабли, включая тральщики, до этого времени обеспечивавшие безопасность судоходства в регионе.

В рамках совершенствования возмож­ностей авиации ВМС запланировано принятие на вооружение современного самолета БПА Р-1 на замену имею­щихся в наличии устаревших Р-ЗС «Орион». Как ожидается, в перспективе военно-морские силы страны закупят 70 машин данного типа. Кроме того, намечается создать другие модификации самолетов, в том числе РЭБ.

Истребитель F-35 «Лайтнинг»

В составе военно-воздушных сил пред­усматривается оптимизировать размещение самолетов истребительной авиации, довести количество авиаэскадрилий ис­требительной авиации до 13 в результате создания эскадрильи, укомплектованной исключительно современными истре­бителями F-35, а также сформировать вторую эскадрилью самолетов-заправ­щиков. Общее количество истребителей планируется довести до 280 единиц. Проведение только этих мероприятий будет способствовать росту возможно­стей японских ВВС за счет повышения эффективности управления ими в ходе боевых действий, а также расширения зоны их досягаемости.

Особое место в планах военного стро­ительства Японии уделяется совершенствованию системы противоракетной обороны страны (национальной ПРО). Начало исследованиям в этой области было положено в 1993 году после ис­пытательного пуска Северной Кореей баллистической ракеты, траектория полета которой прошла над японской территорией. Официальное решение о начале создания системы ПРО кабинет министров Японии принял в конце 2003 года.

По мнению ВПР страны, создание системы ПРО обеспечит ей несколько преимуществ, в числе которых наряду с непосредственной защитой нацио­нальной территории от «случайно запу­щенных ракет» называются расширение доступа к американским технологиям в этой области (в связи с заинтересован­ностью США в прикрытии своих баз), а также развитие своих возможностей по созданию новых видов вооружений.

В соответствии с этим согласно про­грамме национальной обороны осущест­вляется наращивание финансирования ведущихся в данной области работ и увеличение их удельного веса в обо­ронном бюджете до 3 проц. в 2016 году.

В конечном счете, к 2019-2020 годам предусматривается иметь в системе ПРО восемь эсминцев с системой «Иджис» и шесть дивизионов ЗРК «Пэтриот» ПАК-3 непосредственно для борьбы с баллистическими ракетами.

Пусковые установки ЗРК «Пэтриот»

В качестве средств обнаружения пусков баллистических ракет предпо­лагается использовать стационарные РЛС J/FPS-3UG и J/FPS-5. Последние предназначены для обнаружения и со­провождения воздушных и космических целей, а также для выдачи целеуказаний средствам перехвата.

Основой системы боевого управле­ния ПРО Японии станут модернизиро­ванные АСУ ПВО/ПРО «Джейэйдж» (JADGE — Japan Aerospace Defense Ground Environment) на базе АСУ ПВО «Бэйдж», и тактическая система обмена данными TDS (Tactical Data Exchange System). Система «Джейэйдж» обеспе­чивает обработку данных, поступающих от наземных РЛС контроля воздуш­но-космического пространства, самоле­тов ДРЛО и управления, эскадренных миноносцев с многофункциональной системой управления оружием «Иджис», радиолокационных средств ЗРК «Пэтри­от», а также выдачу целеуказаний сред­ствам перехвата морского и наземного базирования сил самообороны.

В целом штатная численность личного состава сухопутных войск по состоянию на конец 2014 года достигнет 159 тыс. человек (151 тыс. в регулярных войсках и 8 тыс. резервистов), ВМС и ВВС — по 45-47 тыс.

Значительное внимание в военных планах Токио отводится космосу. Если в конце XX века Япония даже не рас­сматривала возможности использования космического пространства в военных целях, то уже в марте 2003 года при японском космическом агентстве был создан центр спутникового слежения для организации космической разведки. Тогда же по заказу управления обороны на орбиту были выведены два первых разведывательных спутника.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ВВТ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ К ПОСТАВКЕ В ВС ЯПОНИИ

Вид ВС

Наименование ВВТ

Количество

СВ

Боевые танки (Тип 10)

44

Орудия ПА (за исключением минометов)

31

БМТВ

99

БТР и БМП

76

Транспортно-десантные самолеты MV-22 «Оспрей»

17

 

Транспортные вертолеты (CH-47JA)

3

ЗРК средней дальности

5 комплексов

Противокорабельные ракеты

9 комплексов

ВМС

Эскадренные миноносцы в том числе с МСУО «Иджис»

5

 

Подводные лодки (типа «Сорю»)

2

Другие корабли

5

Всего новых кораблей

15

Суммарное водоизмещение, тыс. т

52

Самолеты БПА(Р-1)

23

Патрульные (противолодочные) вертолеты SH-60K

23

Многоцелевые вертолеты

9

ВВС

Тактические истребители F-35A

28

Модернизация истребителей ПВО F-15J

26

Новые транспортно-заправочные самолеты

3

Новые самолеты ДРЛО

4

Транспортные самолеты С-2

10

Модернизация ЗРК «Пэтриот» (противоракеты ПАК-3 MSE)

2 зрдн и учебный зрдн

БЛА «Глобал Хок»

3

В настоящее время в центре работают более 300 человек, включая 100 экспер­тов по расшифровке фотоматериалов, а действующие планы предполагают даль­нейшее активное наращивание состава и возможностей орбитальной группи­ровки. Кроме того, к решению задач по обеспечению военных действий могут быть привлечены ИСЗ картографии, метеообеспечения, связи и дистанцион­ного зондирования Земли, а также все спутники телекоммуникации и связи, принадлежащие независимым коммер­ческим компаниям.

Важными элементами повышения опе­ративных возможностей ВС, по мнению японского ВПР, являются подготовка к ведению совместных операций, а также реорганизация системы подготовки ка­дров и использования резервов. Суще­ственную помощь в этом должно оказать расширение участия страны в между­народных миротворческих операциях, а также более широкое взаимодействие с мировым сообществом в вопросе обе­спечения безопасности международных океанских (морских) коммуникаций. В частности, планируется создать специ­альную структуру для обучения личного состава и проведения исследований в данной области, расширить и повысить возможности по ротации войсковых подразделений, а также закупить соот­ветствующие ВВТ.

На протяжении ближайших пяти лет Япония планирует серьезно пересмо­треть состояние разведслужб страны, усилить разведывательное управление за счет подготовки высококвалифицирован­ных кадров и повышения возможностей по сбору и анализу разведданных. Токио не исключает также варианта создания представительств своих спецслужб при ЦРУ США. Для решения этих задач пред­усматривается модернизация самолетов РЭБ и переоборудование нескольких самолетов F-15J в самолеты-разведчики, а также закупка БЛА, способных дей­ствовать на большой высоте и дальности («Глобал Хок»).

Реформируемое разведывательное управление должно обеспечить эффек­тивное управление всеми силами и сред­ствами разведки с целью своевременного получения руководством страны и ВС необходимой оперативной информации, в первую очередь при ведении совмест­ных операций. Считается, что данная структура «позволит систематизировать все имеющиеся информационные ресур­сы в военных базах данных».

Объемы финансирования наглядно по­казывают, какое значение японское руководство уделяет вопросам национальной безопасности. В частности, лимит общей суммы расходов на оборонные нужды на пятилетний период составит примерно 250 млрд долларов (порядка 50 млрд. долларов в год) по ценам на 2013 фи­нансовый год. В период формирования годовых бюджетов правительство Япо­нии будет принимать решения в рамках расходов, предусмотренных соответ­ствующими документами, при этом оно будет стремиться достичь разумного соотношения с другими намеченными мероприятиями. В случае возникновения непредви­денных расходов они могут быть увеличены при усло­вии, что это решение будет утверждено советом нацио­нальной безопасности.

Существенно будет ме­няться концепция так на­зываемых базовых оборо­нительных сил. Если ранее декларировалось, что ВС Японии предназначены исключительно для защиты ее территории, то теперь правительство ставит пе­ред собой задачу создать многофункциональные универсальные вооруженные силы, способные действо­вать, как уже выше упоминалось, также за пределами своей страны как самостоя­тельно, так и в составе многонациональ­ных контингентов. Пока речь идет лишь о контингентах под эгидой ООН. Однако уже в весьма недалеком будущем япон­ские военнослужащие, вероятно, смогут принимать непосредственное участие в вооруженном конфликте в составе коа­лиционных войск, не имеющих никакого отношения к деятельности ООН.

Все это позволяет сделать определен­ные выводы. Хотя японское руковод­ство ранее неоднократно отмечало, что военная политика страны носит сугубо оборонительный характер и пока оста­ется неизменной, практические шаги официального Токио в данной области заставляют в этом усомниться. В первую очередь беспокойство вызывает процесс пересмотра положений законодатель­ства страны, которые регламентируют вопросы строительства и использования вооруженных сил.

После окончания Второй мировой войны побежденная Япония была ли­шена права иметь какие-либо воинские формирования. Так, в ст. 9 конституции страны подчеркивается: «Искренне стремясь к международному миру, ос­нованному на справедливости и поряд­ке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или при­менения силы как средства разрешения международных споров. В связи с этим в Японии никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны».

Однако в течение последующих 60 лет большинство законов было проигнориро­вано или их каким-либо образом удалось обойти. В 2013 году силы самообороны насчитывали 251 тыс. военнослужащих, имеющих на вооружении современную технику, около 100 кораблей и свыше 300 боевых самолетов. Таким образом, Япония фактически располагает хорошо оснащенной армией, не уступающей по численности ВС такого государства, как Великобритания. Ежегодные расходы на оборону Страны восходящего солн­ца составляют около 50 млрд долларов (Япония входит в пятерку лидеров в этой сфере).

В настоящее время ст. 9 конституции ставит японское руководство в затруднительное положение, выход из которого оно видит в принятии дополнительных законов и поправок к ним, что позволит легализовать существующее положение вещей. Ныне действующий премьер-ми­нистр С. Абэ открыто назвал своей целью пересмотр действующей конституции. При этом он имеет много сторонников не только среди радикалов, но и среди умеренных политиков. Как показывают социологические опросы, население также склонно поддержать шаги прави­тельства в данном направлении. Таким образом, устранение главного препят­ствия к обретению Японией полноценных вооруженных сил представляется лишь вопросом времени.

Проводимая нынешним руководством страны военная политика ставит целью существенно повысить ее военные воз­можности. Несмотря на заявления о том, что статус сил самообороны согласно военно-доктринальным принципам остается неизменным, все очевиднее становится желание Токио усилить значимость ВС как средства достиже­ния внешнеполитических целей. Все это указывает на истинные намерения Японии превратиться в будущем в одну из сильнейших в военном отношении держав мира.

Такая перспектива вызывает вполне обоснованное беспокойство в мире, пре­жде всего в странах Азии. В современном японском обществе сильны идеи реван­шизма. Именно они заставляют японское руководство выдвигать территориальные претензии ко всем своим соседям без исключения. Нельзя не обратить внима­ние и на интенсивное обсуждение как в японских средствах массовой информа­ции, так и в правительственных кругах вопроса о возможности создания ядерно­го оружия и средств его доставки. Пока подобного рода заявления и предложения не могут быть реализованы прежде всего по политическим причинам. Однако уже сейчас есть все основания предполагать изменение баланса сил на Дальнем Вос­токе.

(Подполковник П. ИВАНОВ, «ЗВО»)

Смотрите также: Армия Японии

Факт

К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особен­ности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE