армия и оружие

Военная политика Великобритании

На современном этапе Великобри­тания остается одной из ведущих стран мира, активно участвующих в системе международных отношений. Однако если раньше внешнюю политику Соединенного Королевства определяли собственные возможности колониальной империи, то в настоящее время Лондон ориентирован на уравновешивание инте­ресов двух глобальных лидеров — США и Европейского союза (ЕС). Именно этот подход позволяет Великобритании отстаивать, используя возможности сво­их союзников, национальные интересы, акцентировать в глазах общественного мнения важный для внутренней полити­ки суверенитет и оказывать влияние на мировые политические процессы.

 

ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Основой военной политики страны является стремление к укреплению своей военной безопасности, что и определяет содержание соответствующей деятель­ности, которое включает:

  • формирование и реализацию единой политики государ­ства в области военной безопасности;
  • защиту целостности и неприкосновен­ности территории страны; развитие и укрепление дружественных отношений с соседними и другими государствами;
  • создание и поддержание на необходимом уровне системы обороны; качественное совершенствование ВС и поддержание их готовности при необходимости к согласованным действиям;
  • обеспечение внутриполитической стабильности; защиту важных объектов в различных сферах и др.

Документ «Военная доктрина Великобритании» (4-е издание)

Традиционно, со времен дипломатии «канонерок», военная политика занимает важнейшую часть в общеполитической линии британского государства. Ее основные положения изложены в регу­лярно обновляемых правительством Сое­диненного Королевства концептуальных документах — «Стратегия национальной безопасности» и «Стратегический обзор по вопросам обороны».

«Стратегия национальной безопас­ности» содержит анализ международной обстановки и прогноз ее развития на бли­жайшую и среднесрочную перспективу, в ней рассмотрены угрозы безопасности Великобритании, а также обозначены роль и задачи вооруженных сил в обеспе­чении национальных интересов.

«Стратегический обзор по вопросам обороны» является основным концеп­туальным документом, определяющим направления военного строительства го­сударства и перевооружения ВС страны.

Кроме того, взгляды британского ру­ководства на использование военного и дипломатического потенциалов для достижения целей национальной поли­тики в глобальном масштабе изложены в разработанной в 2013 году «Стратегии военного сотрудничества». В документе указаны четыре основных области дея­тельности в сфере военной политики.

Во-первых, Лондон намерен сосредо­точить усилия на «небоевых операциях», подразумевающих следующее:

  • совмест­ное с союзниками и партнерами сдержи­вание с помощью обычных вооружений; введение и снятие эмбарго и запретов на поставку ВВТ и товаров двойного на­значения; проведение информационных операций и операций по обеспечению безопасности, в том числе морской;
  • использование сил специального назна­чения;
  • обеспечение кибербезопасности;
  • эвакуацию мирных жителей из зоны конфликта.

Во-вторых, Великобритания планирует активизировать «военную диплома­тию», предполагающую деятельность по таким направлениям, как:

  • усиление взаимодействия с международными организациями, включая НАТО, Ев­ропейский союз и ООН;
  • подготовка к подписанию договоров и соглашений на государственном уровне и контроль за их исполнением;
  • организация работы военных дипломатических представи­тельств;
  • отправка военных советников;
  • обучение военнослужащих и служащих других стран.

В-третьих, намечается интенсифика­ция экспорта ВВТ и товаров двойного назначения посредством поддержки бри­танского военно-промышленного ком­плекса, в том числе путем продвижения на международный рынок вооружений продукции, выпускаемой на территории Соединенного Королевства.

В-четвертых, предлагается сконцен­трировать внимание на «региональной стабильности, предотвращении конфлик­тов и постконфликтном урегулировании» за счет сосредоточения усилий, направ­ленных на нераспространение ядерного оружия, контроль обычных вооружений, проведение миротворческих операций.

В интересах реализации намеченных планов создан Совет по военному сотрудничеству, в который входят высоко­поставленные чиновники министерств обороны и иностранных дел Великобри­тании. Кроме того, при необходимости, к его работе привлекаются представители министерства международного развития, министерства по вопросам бизнеса, ин­новаций и профессионального обучения.

Значительную роль в реализации Сое­диненным Королевством поставленных внешнеполитических целей играет ис­пользование военной силы для продви­жения британских интересов за рубежом, особенно в составе многонациональных коалиционных группировок.

Так, Великобритания занимала и зани­мает заметное место в решении совмест­но с США актуальных международных проблем в ходе «арабской весны», в Ливии, по Ирану, Сирии, Афганистану, в европейских делах, ближневосточном урегулировании, а также по тематике содействия развитию под эгидой ООН.

При этом Лондон содержит за предела­ми метрополии около пятой части своих вооруженных сил, которые демонстриру­ют военное присутствие практически во всех регионах мира.

Однако после отказа британского парламента поддержать интервенцию в Сирию руководство страны сосредото­чило усилия на гуманитарном аспекте деятельности и повышении роли меж­дународных институтов. Этот факт был успешно проиллюстрирован привлече­нием выполняющего функции вертолетоносца АВЛ «Илластриес» к оказа­нию гуманитарной помощи населению Филлипин, пострадавшему в результате печально известного урагана «Хайян».

Вместе с тем отношение к способам разрешения конфликтных ситуаций Лондон не изменил, продолжая осу­ществлять подготовку британских ВС к задействованию за пределами нацио­нальной территории. Так, в соответствии с требованиями «Стратегического обзора по вопросам обороны» они должны обеспечивать проведение следующих операций: одной крупномасштабной длительной по стабилизации обстановки сводным формированием бригадного уровня (до 6500 военнослужащих) при необходимой воздушной и морской поддержке, одной продолжительной комплексной среднего масштаба по вооруженному вмешательству (до 2000 военнослужащих); одной такой же по времени мелкомасштабной операции по вооруженному вмешательству (до 1000 человек), или трех подобных (при усло­вии неучастия в длительной операции), или одной крупномасштабной опера­ции по вооруженному вмешательству с обеспечением воздушной и морской поддержки в течение ограниченного вре­мени (всего до 30000 военнослужащих).

Помимо непосредственно воору­женного вмешательства инструментом обеспечения британских национальных интересов является эффективная деятельность в структурах международных институтов.

Великобритания активно взаимо­действует с союзниками, участвует в деятельности руководящих военно-по­литических органов и командований ОВС Североатлантического союза, обе­спечивает функционирование на своей территории штаба командования ОВМС НАТО (Нортвуд), центра сбора и обра­ботки разведывательной информации альянса (АвБ Молсуэрт), а также штаба OAK БР НАТО (АвБ Иннсворт).

Лондон выделяет также крупные во­инские контингенты в состав коалици­онных группировок, задействованных в различных военных операциях. Зна­чительное число объектов инфраструк­туры, расположенных на территории страны, переданы в распоряжение НАТО или используются в интересах альянса.

Одновременно Великобритания ак­тивно участвует в формировании общей политики в области безопасности и обороны (ОПБО), создании общеевро­пейского механизма разрешения кон­фликтов и кризисных ситуаций, в том числе в удаленных от Европы регионах. Важными условиями успешного продви­жения ОПБО Соединенное Королевство считает развитие сил реагирования (СР) Евросоюза и активное использование возможностей организации по урегули­рованию конфликтов.

Для задействования по планам НАТО и ЕС Лондон выделяет штабы и подраз­деления сухопутных войск и морской пехоты, боевые корабли (включая многоцелевые подводные лодки), самолеты тактической и вспомогательной авиации. Эти силы могут включаться как в состав сил первоочередного задействования альянса, так и в боевые тактические группы СР Европейского союза. В част­ности, Великобритания совместно со Швецией и странами Балтии выделяла воинские подразделения на дежурство в составе сил реагирования ЕС в июле — декабре 2013 года.

Вместе с тем для внешнеполитической деятельности Великобритании характер­ны стремление сохранить свои особые позиции на международной арене и значительный прагматизм. При этом основной упор делается на коммерчески ориентированную дипломатию и рас­ширение связей с динамично развивающимися рынками, в том числе в области обороны.

В связи с этим заключаются многочис­ленные контракты на поставку военной техники, выпускаемой в Соединенном Королевстве. Так, для бразильских ВМС намечается произвести более десяти британских патрульных кораблей типа «Ривер» и перспективных фрегатов про­екта 26. На азиатских рынках оборонной продукции осуществляется активное продвижение самолетов «Тайфун». В рамках в том числе безвозмездной помощи различным государствам пред­лагаются образцы вооружения, военной и специальной техники, выводимые из боевого состава британских ВС (Афганистан, Узбекистан, Ливан и т. д.).

В то же время Лондон эффективно применяет режим эмбарго на поставки и ограничение ранее предоставленных лицензий на производство продукции военного и двойного назначения. Так, в течение последних лет подобные санк­ции вводились в отношении Египта, Ливии, Сирии, Сомали и др.

Современная экономическая ситуация несколько ограничивает возможности Лондона в военной сфере. С целью их повышения зна­чительное внимание уделя­ется традиционно сильным сторонам Соединенного Королевства – современно­му военно-промышленному комплексу и лежащему в его основе высокому уровню научно-исследовательского потенциала в сфере высо­ких технологий.

 

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ СТРАНАМИ

Военно-техническое сотрудничество с другими странами Лондон реализует, как правило, на основе со­глашений о торговле продукцией воен­ного назначения. При этом со многими союзниками установлен безлицензион­ный порядок передачи друг другу технологий, проводятся совместные НИОКР по созданию перспективных образцов вооружения.

Так, в рамках соглашения с США реализуются более 40 таких проектов, включая создание семейства перспек­тивных боевых бронированных машин на единой базе, боевого комплекса пе­хотинца, управляемых артиллерийских боеприпасов, нового противотанкового ракетного комплекса, перспективного самолета-заправщика стратегической авиации, авианосцев нового поколения типа «Куин Элизабет», а также осна­щение ВВС Великобритании новыми самолетами-разведчиками, истребите­лями пятого поколения F-35, беспилот­ными летательными аппаратами MQ-9A «Рипер» и транспортными вертолетами «Чинук» НС.6.

С Францией Великобритания реали­зует около 30 проектов, в том числе в рамках европейских военных программ.

Наиболее важными из них являются разработка корабельной системы ПВО PAAMS, надводного корабля с электри­ческой силовой установкой и РЛС типа «Кобра».

Кроме того, заключены соглашения о совместной деятельности по следую­щим направлениям:

  • разработка нового поколения средневысотных беспилотных летательных аппаратов; задействование в интересах ВС двух стран новых воен­но-транспортных самолетов А.400М;
  • создание перспективных комплексов спутниковой связи;
  • совместная защита военных информационных систем в киберпространстве;
  • закупка новых об­разцов ВВТ у единого подрядчика.

Наиболее важными совместными про­ектами с ФРГ являются производство тактического истребителя «Тайфун», ракеты «Метеор» класса «воздух — воз­дух» и среднего военно-транспортного самолета А.400М. Лондон заинтересован в закупке для британских бронеавтомо­билей двигателей, производимых Герма­нией совместно с другими европейскими странами.

Взаимодействие с предприятиями ВПК Италии ведется в основном в рамках работ по производству новых многоце­левых вертолетов AW-159 «Уайлдкэт» и модернизации имеющейся вертолетной техники. При этом объемы заключенных контрактов приближаются к 20 млрд долларов.

БЛА MQ-9 «Рипер»

Кроме того, в современных условиях британское командование особое зна­чение придает разработке новых видов оружия, способных с высокой вероят­ностью поражать важные объекты в глу­бине территории противника. На данном этапе к таким вооружениям относятся многоцелевые БЛА типа «Таранис». По заявлению компании-разработчика «БАЭ системз», основными достоинствами этого БЛА является малозаметность для средств ПВО противника, способность развивать сверхзвуковую скорость, возможности маневрирования в автома­тическом режиме и совершения полетов на большие расстояния (в том числе межконтинентальные перелеты).

Пристальное внимание руководство Великобритании уделяет вопросам использования военного потенциала в урегулировании проблем глобального характера и усилению роли Лондона при их решении. Так, одной из возможных причин возникновения политических и военных конфликтов в будущем может стать изменение климата на планете. Британское руководство считает также, что в ближайшие 20-30 лет значительно повысится вероятность противоборства, обусловленного ростом численности населения Земли и сокращением водных ресурсов.

В связи с этим осуществляется актив­ная подготовка национальных вооружен­ных сил к участию в миротворческих операциях по разрешению конфликтов, которые могут быть вызваны климати­ческими изменениями.

Руководство Соединенного Коро­левства, рассматривая участие в миро­творческих операциях и операциях по борьбе с терроризмом в качестве важного фактора повышения авторитета страны в мире, традиционно выделяет свои во­инские контингенты (в настоящее время они насчитывают более 6 тыс. военнос­лужащих) в состав многонациональных сил (МНС), развернутых в различных регионах.

Так, британцы входят в состав Меж­дународных сил обеспечения безопасности в Афганистане, Временных сил ООН на Кипре, групп военных наблю­дателей ООН в Судане, миссии ООН в Демократической Республике Конго, а также участвуют в операциях НАТО и ЕС против сомалийских пиратов. Кроме того, национальный контингент входит в состав миссии Евросоюза по обучению военнослужащих сухопутных войск Республики Мали.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Не менее важны и внутренние аспекты военной политики Соединенного Коро­левства. Так, на современном этапе про­водится широкомасштабная военная ре­форма, связанная не только с изменением оргштатной структуры органов военного управления, соединений, частей и под­разделений ВС, но и их переоснащением новыми образцами вооружения, военной и специальной техники.

В соответствии с новыми подходами правительства Великобритании в теку­щем десятилетии предусматривается со­хранить в боевом составе стратегических ядерных сил четыре ПЛАРБ типа «Вэнгард», несущих по 12 БРПЛ «Трайдент». Общее количество ракет планируется поддерживать на уровне 48 единиц, а число боевых зарядов, по официальным заявлениям, составит 225 единиц. На боевом дежурстве предполагается постоянно иметь одну подводную лодку.

В следующем десятилетии намечает­ся снизить количество баллистических ракет, размещенных на ПЛАРБ, с 12 до восьми, а суммарное количество ядерных зарядов на БР каждой лодки — с 48 до 40 единиц. При этом общий запас ядерных боезарядов также сократиться с 225 до 180, а количество боеголовок, готовых к оперативному применению, — со 160 до 120. В период до 2030 года предусматри­вается также построить ПЛАРБ нового поколения по программе «Саксессор», ввод головного корабля в боевой состав флота предполагается осуществить в 2028 году.

Основные усилия в военном стро­ительстве планируется направить на последовательное снижение оборонных расходов путем совершенствования структуры войск (сил) и отказа от закуп­ки дорогостоящих систем ВВТ.

Так, в рамках оптимизации оргштатной структуры вооруженных сил к 2020 году численность ВС предполагается сокра­тить до 163 тыс. человек.

Наиболее значительные изменения предусмотрены в сухопутных войсках, которые будут состоять из одной воз­душно-штурмовой и четырех механи­зированных бригад сил реагирования и семи-восьми адаптивных бригад чис­ленностью до 6,5 тыс. человек каждая. Численность кадрового личного состава СВ достигнет 92 тыс. Количество боевых танков составит 230 единиц, а 155-мм самоходных гаубиц — около 80.

В военно-воздушных силах числен­ность личного состава ВВС снизится до 32 тыс. человек, а ВМС — до 30 тыс. Одно­временно военнослужа­щие резерва будут введены в состав по подразделений регулярных сил, что позволит более активно привлекать их к выполнению боевых задач.

Наряду со структур­ными изменениями ви­дов ВС британское пра­вительство планирует в период до 2022 года максимально унифици­ровать вооружение и во­енную технику, а также реализовать основные направления повышения боевых возможностей, предусматривающие:

  • совершенствование системы управле­ния и связи (25 млрд долларов);
  • закупку новых и модернизацию имеющихся бо­евых бронированных машин (20 млрд);
  • закупку вертолетной техники (19 млрд), орудий ПА, минометов, РСЗО, ПТРК, пусковых установок ЗУР и ПЗРК, а также автомобильной и специальной техники (18 млрд);
  • развитие военной инфраструктуры и совершенствование системы тылового обеспечения (8 млрд);
  • модернизацию систем разведки и целеу­казания (7 млрд).

Бронеавтомобиль «Волфхаунд»

К указанному сроку на вооружении сухопутных войск будет находиться высокозащищенная автомобильная и об­легченная бронированная техника: авто­мобили «Волфхаунд» (6х6), «Мастифф» (4х4), «Койот» (6х6), «Шакал» (4х4), «Пантера» и легкие командно-штабные машины FCLV.

В целях повышения возможностей армейской авиации планируется осу­ществить модернизацию ударных вер­толетов «Линкс» АН.9, транспортных «Чинук», принять на вооружение много­целевые вертолеты AW-159 «Уайлдкэт» и продлить срок эксплуатации вертолетов «Пума».

Наряду с этим в ВВС Великобритании намечается иметь до 40 самолетов F-35, до 110 – «Тайфун», до 20 — «Торнадо» GR.4. В качестве учебных самолетов будут использоваться современные «Хок» Т.2.

Военно-транспортная авиация нацио­нальных ВВС сможет выполнять страте­гические переброски с помощью восьми самолетов С-17А «Глоубмастер-3», 22 А.400М «Атлас» и 14 A-330MRTT «Во­яджер».

Развитие британских военно-морских сил осуществляется в соответствии с долгосрочной программой переоснаще­ния, согласно которой в грядущем де­сятилетии ПЛА типа «Эстьют» заменят ПЛА типа «Трафальгар», будет разра­ботан и построен перспективный фре­гат проекта 26, а специализированные минно-тральные корабли планируется заменить многоцелевыми корветами мо­дульного типа, способными выполнять задачи с помощью вертолетной техники и БЛА.

Одновременно существенно возрастут ударные силы британского флота с при­нятием на вооружение двух новых авиа­несущих кораблей — «Куин Элизабет» и «Принс оф Уэльс», которые получат на вооружение тактические истребители пятого поколения F-35 и модернизиро­ванные ударные вертолеты «Апач».

Реализация указанных программ позволит Соединенному Королевству обладать компактными, мобильными и хорошо оснащенными вооруженными силами, способными обеспечивать защи­ту национальных интересов не только на собственной территории, но и в удален­ных регионах.

Таким образом, военная политика Великобритании носит комплексный, целостный характер и направлена на достижение своих целей на мировой арене в том числе и с помощью средств вооруженной борьбы.

(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru  по статье капитана 2 ранга Д.Галина, «ЗВО». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Факт

Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE