армия и оружие

Военное судостроение Франции

Судостроение во Франции является одним из наиболее экономически важных секторов обрабатывающей промышленности и характеризуется доминирующей ролью государства в управлении производством в этой отрасли. По состоянию на 2012 год в судостроительной промышленности стра­ны занято, по оценочным данным, свыше 30 тыс. человек. В общем объеме производства национального судостроительного сектора, составляющем более 2 млрд. евро, на долю военно-промышленного комплекса Франции приходится большая его часть.

 

DCNS – КРУПНЕЙШАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ

Производство французской судостроительной промышленности сконцентри­ровано в основном на предприятиях крупнейшей национальной корпорации DCNS. По оценке западных специалистов, доля ее участия на мировом рынке военного судостроения составляет свыше 15 %

ПЛАРБ «Террибль»

В своем современном виде корпорация образована в марте 2007 года путем слияния государственной судостроительной компании DCN и дочерней компа­нии группы «Талес» (ведущего производителя электронной техники и воору­жений) — «Талес наваль Франс» (Thales Naval France). Сделка предусматривала передачу всех активов этой фирмы компании DCN в обмен на 35% акций, что позволило «Талес» стать обладателем контрольного пакета. В результате компания получила наименование DCNS, причем буква S (Systems) означает способность к системной интеграции производственного сектора. Остальные 65% ее акций контролируются французским государством.

В настоящее время DCNS является крупнейшим в Европе объединением во­енного судостроения и одним из ведущих в мире экспортером военно-морской техники. Во Франции корпорация выступает генеральным подрядчиком в об­ласти проектирования, строительства и оснащения боевых кораблей всех ос­новных классов. Кроме этого, она занята ремонтом и обслуживанием кораблей и судов французского флота.

Заказы министерства обороны страны формируют основную часть загрузки предприятий DCNS и обеспечивают 70-74% общего объема ее производ­ства в течение последних лет. Помимо того что до 99% конечной продукции корпорации представлено военной составляющей, она проявляет все больший интерес к гражданскому рынку. Исходя из своих возможностей в корабельном атомном машиностроении, DCNS стремится подключиться к национальным программам в области ядерной энергетики.

Благодаря своевременному финансированию государственных оборонных заказов в последние годы экономические показатели корпорации отличаются определенной стабильностью.

После реорганизации 2009 года DCNS включает три основных подразделе­ния – подводного, надводного судостроения и послепродажного обслужива­ния, а также четыре подразделения, которые являются производственными отделениями, занятыми проектированием, разработкой подводных и информа­ционных систем и тренажеров.

Головной корвет «Байнуна» для ВМС ОАЭ построен на верфи в г. Шербур

Корпорация насчитывает десять предприятий, участвующих в военном судостроении. Основные производственные мощности располагаются в портах военно-морских баз Брест, Шербур, Лорьян и Тулон. В настоящее время строи­тельство кораблей ведется только на предприятиях в городах Лорьян и Шербур.

Строительство, ремонт и обслуживание надводных кораблей различных классов (среднего тоннажа) осуществляются на судоверфи в ВМБ Лорьян, а подводных лодок, в том числе атомных (ракетных и многоцелевых), — на пред­приятии в ВМБ Шербур.

Судостроительная верфь в ВМБ Брест практически полностью переориен­тирована на судоремонт, хотя и сохраняет производственную базу для строи­тельства кораблей. Особую значимость данному предприятию придает то, что оно выступает в качестве ремонтной и тыловой базы французских морских стратегических ядерных сил.

Предприятие в ВМБ Тулон специализируется на судоремонте, занимается модернизацией и обслуживанием кораблей всех классов, в том числе авианос­цев и многоцелевых атомных подводных лодок, а также производством систем вооружений.

Еще шесть предприятий на территории Франции заняты разработкой и производством корабельного вооружения и оборудования. Так, на предприятии корпорации DCNS в г. Нант (пригород Индре) налажен выпуск силовых уста­новок для кораблей и подводных лодок, включая ядерные энергетические уста­новки для ПЛА и авианосцев. Другое ее предприятие в г. Ангулем (пригород Рюэль) специализируется на системах корабельного вооружения и АСУВ. На заводе в г. Сан-Тропэ разрабатывается и производится торпедное вооружение.

Проектирование и сборка гидроакустических систем — профиль предприятия в г. София-Антиполис. Отделение информационных систем и систем обнару­жения DCNS располагает заводами в городах Тулон (пригород Ле-Мурийон) и Париж (пригород Банье), занимающимися созданием корабельных боевых информационно-управляющих систем (БИУС), аппаратуры связи и радиотех­нической разведки.

Судостроительная корпорация DCNS имеет ряд дочерних компаний:

МОРА 2 – была создана для реализации программы строительства второго авианосца для ВМС Франции. В связи с тем, что принятие политического ре­шения по данной программе было отложено, деятельность компании до насто­ящего времени была фактически заморожена;

TNF – занимается проектированием, разработкой, поставкой и последую­щим обслуживанием систем вооружений для ВМС Франции;

«Армарис» (Armaris) – выступает подрядчиком во франко-итальянских про­граммах строительства фрегатов проектов «Горизонт» и FREMM и в настоящее время фактически является головной структурой по экспорту всего спектра вооружений, производимых на предприятиях корпораци.

Кроме того, DCNS контролирует 65% акций компании «Сирена» (Sirenha), которая разрабатывает безэкипажные катера. 33% акций фирмы «Еврослат» (Euroslat), создающей комплекс пассивной противоторпедной защиты надводных кораблей, и 26% — «Евроторп» (Eurotorp), реализующей про­грамму разработки 324-мм торпеды MU-90.

По заказу ВМС страны корпорация DCNS осуществляет несколько программ производства ВВТ, предусматривающих, в частности строительство подво­дных лодок всех подклассов, авианосцев, фрегатов, корветов, универсальных десантных кораблей и беспилотных систем.

 

СТРОИТЕЛСТВО ПОДЛОДОК ДЛЯ ВМС ФРАНЦИИ

ПЛАРБ являются компонентом стратегических ядерных сил страны, в связи с чем французское руководство рассматривает программу строительства и модернизации атомных ра­кетных подводных лодок второго поколения типа «Триумфан» как одну из наиболее важных в сфере производства ВВТ.

Головная лодка в серии из четырех единиц была заложена на судоверфи в г.Шербур в 1989 году и передана флоту в 1997-м, последняя (четвертая)  — «Террибль» — вошла в состав ВМС в сентябре 2010-го. Стоимость строительства каждой из четырех ПЛАРБ превысила 2 млрд евро. Три первые лод­ки имеют на вооружении 16 баллистических ракет М-45 с дальностью стрель­бы 6000 км, а «Террибль» — новые БРПЛ М-51 (первый контрольно-боевой пуск М-51 с борта лодки был произведен на дальность более 8000 км в январе 2010 года). К 2017 году ракетами М-51 планируется перевооружить и первые три ПЛАРБ (в ходе средних ремонтов).

На верфи ВМБ Шербур строится серия из шести многоцелевых атомных подводных лодок нового поколения проекта «Барракуда». Головная ПЛА типа «Сюффрен» была заложена в декабре 2007 года, а передача ее флоту запла­нирована на 2017-й. Постройку еще четырех единиц намечено завершить к 2027 году. Предполагается, что все они будут оснащены крылатыми ракета­ми «Скальп Наваль» (Scalp Naval), запускаемыми из торпедных аппаратов. По оценочным данным, общая стоимость программы составляет около 8,4 млрд евро.

В период с 2017 по 2027 год лодками типа «Сюффрен» предполагается за­менить ПЛА типа «Рубис». Новая ПЛА будет иметь надводное водоизмеще­ние 4500 т, наибольшую скорость хода 25 уз, рабочую глубину погружения до 350 м, расширенный боезапас ракет и торпед, а также оснащаться более со­вершенными системами РЭБ и оружия. На ней предусматривается установить усовершенствованную автоматизированную систему управления, что позволит сократить численность экипажа с 72 до 60 человек.

На судоверфи в г. Шербур строятся ДЭПЛ типа «Скорпен»

Кроме того, на судоверфи в г. Шербур строятся дизель-электрические под­водные лодки типа «Скорпен». В рамках военно-технического сотрудничества совместно с испанским судостроительным объединением «Навантиа» реали­зуется программа строительства четырех ДЭПЛ этого типа, предназначен­ных на экспорт. На верфи в Шербур были собраны две лодки: одна для Чили (сдана в 2005 году при сто­имости контракта менее 500 млн. долларов); дру­гая для Малайзии (сдана в 2009-м, стоимость более 1 млрд). После выполне­ния всех обязательств по этим контрактам DCNS и «Навантиа» расторгли со­глашение о дальнейшей совместной реализации программы.

В 2005 году французской стороной был заключен контракт стоимостью бо­лее 3 млрд долларов на лицензионную постройку шести лодок типа «Скорпен» в Индии, на предприятии компании «Мазагон докс» (Mazagon Dock Ltd.) в г.Мумбай, с запланированным сроком сдачи после 2017-го. В конце 2008 года было подписано лицензионное соглашение на сборку в Бразилии на верфи в г. Сепетиба четырех модернизированных ПЛ этого типа с возможным допол­нительным строительством еще двух. Секции кораблей изготавливаются на заводе в г.Шербур. Передача головной лодки бразильскому флоту намечена на 2017 год. По предварительным данным, стоимость одной ПЛ составит 590 млн. долларов.

В рамках военно-технического сотрудничества с Пакистаном французской стороной были произведены комплектующие для двух модернизированных ДЭПЛ типа «Агоста», собранных на верфи в г.Карачи в 2003 и 2008 годах.

Среди новых проектов дизель-электрических подводных лодок традицион­ной архитектуры необходимо отметить среднюю ПЛ типа «Андраста», которая разрабатывается с 2006 года по проекту SMX-23. Конкретные контракты на ее поставку находятся в стадии проработки.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ

Фрегаты

Спуск на воду фрегата D651 «Нормадия»

На судоверфи в ВМБ Лорьян реализовывалась программа строительства фре­гатов типа «Лафайет», которые стали первыми в мире боевыми кораблями с широким применением технологии «стелт». После сборки пяти корпусов для ВМС Франции в 1996-2001 годах они стали поставляться в основном на экс­порт. Импортерами являются, в частности, Тайвань, Саудовская Аравия и Син­гапур. Контракт с Сингапуром стоимостью 1,6 млрд долларов предусматривал строительство шести кораблей, при этом головной строился на судоверфи г.Ло­рьян в 2007-м, а остальные пять — по лицензии в Сингапуре компанией «Син­гапур СБ энд марин» (Singapore SB&Marine) с передачей флоту в 2008-2009 годах. Корабли оснащены ЗРК «Астер».

На французской верфи в г. Лорьян реализовывалась также программа строи­тельства фрегатов противовоздушной обороны проекта «Горизонт», основным вооружением которых являются ЗРК средней дальности PAAMS с зенитными управляемыми ракетами «Астер-15 и -30». Проект осуществлялся совместно с Италией, для чего с французской стороны была создана компания «Армарис». Строительство двух фрегатов проекта «Горизонт» — «Форбин» и «Шевалье Поль» — велось с 2002 года. Оба они были сданы французским ВМС в 2010 и 2011 годах соответственно.

С 2007 года на верфи в Лорьян реализуется другая франко-итальянская про­грамма — строительства серии фрегатов проекта FREMM, заказанных нацио­нальными ВМС в количестве 11 единиц, с передачей их флоту в 2012-2022 го­дах. Головной фрегат — «Аквитания» — ВМС получили в 2012 году. Постройка второго корабля — «Нормандия» — началась в 2009 году, а передача его ВМС Франции запланирована на 2014-й. Программа оценивается в 7 млрд. евро.

В рамках ВТС корпорация DCNS подписала контракт на строительство одного фрега­та для ВМС Марокко, который должен войти в строй в 2013 году. Заинтересованность в дан­ном проекте проявляют также Греция, ОАЭ и Саудовская Аравия.

Малые боевые корабли

Корвет проекта «Говин»

Среди   новых  разработок DCNS необходимо отметить корвет проекта «Говин» как попытку выйти на коммерчески привлекательный рынок малых боевых кораблей и патрульных кораблей береговой охраны. Корвет представляет собой умень­шенный вариант фрегата типа FREMM и может оснащаться соответственно требованиям заказчика. В 2011 году компания завершила строительство пер­вого корабля этого типа — «Гермес» (в последующем получил название «Л’А­друа»). Корвет был построен за счет собственных инвестиций с целью ускорен­ного продвижения его на рынок. С 2012 года он используется в ВМС Франции в качестве патрульного. Кроме этого, компания DCNS планирует выдвинуть данный проект на тендер по строительству десяти патрульных кораблей для заморских французских территорий, с вводом в строй головного в 2017 году.

Авианосцы

Строительство первого и единственного пока атомного авианосца «Шарль де Голль» велось в 1987-1999 годах на судоверфи в ВМБ Брест, а в боевой состав флота корабль был введен в мае 2001-го. Общая стоимость проекта превысила 10 млрд евро. Средний ремонт и модернизацию авианосец прошел в 2007-2008 годах (в течение 15 месяцев) на верфи в ВМБ Тулон.

Планы строительства второго авианосца совместного с ВМС Великобрита­нии проекта РА2 (Porte-Avions 2) были утверждены французским правитель­ством еще в 2000 году. Специально для проектирования нового авианосца была создана дочерняя компания МОРА 2. Однако вследствие причин политического и финансового характера проект был заморожен. К моменту принятия этого решения на программу было уже израсходовано более 200 млн. евро.

Беспилотные системы

DCNS ведет активную научно-исследовательскую деятельность по разработ­ке и последующему производству беспилотных систем, в частности многоце­левого телеуправляемого подводного аппарата ASMX, предназначенного для использования с подводных лодок и безэкипажных катеров «Родеур» (Rodeur). Кроме DCNS продукцию военного судостроения поставляют такие компа­нии, как «STX Франс», «Конструксьон меканик де Норманди» (Constructions Mecaniques de Normandie — CMN), SOCARENAM, OCEA, «Шантье Пириу» (Chantiers Piriou).

 

ДРУГИЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ ФРАНЦИИ

«STX Франс»

Строительство УДК «Мистраль»

«STX Франс» была об­разована в октябре 2007 года после покупки ко­рейской компанией STX 75% доли в капита­ле у прежнего владель­ца верфей — норвежской промышленной группы «Экер ярде» (Acker Yards), 25% акций которой принадлежали француз­ской фирме «Алстом» (Alstom). В ноябре 2008 года в рамках реализации антикризисных мер по поддержке национальной эко­номики французское правительство инвестировало 110 млн. евро в уставной капитал STX, что позволило ему стать владельцем блокирующего пакета акций в размере 33,34% Дальнейшее перераспределение капитала привело к тому, что государство стало обладателем уже 50,01% акций. При этом у компа­нии «Алстом» оставалось 16,65%. В марте 2011 года государство выкупило у нее эту долю, увеличив свое участие в «STX Франс» до 66,66%

На верфях «STX Франс» в городах Сен-Назер и Лорьян заняты более 2,5 тыс. человек. Торговый оборот компании по итогам 2011 года оценивается в 1,1 млрд евро. Собственное конструкторское бюро и современная производственная ин­фраструктура позволяют вести строительство и ремонт сложных в техниче­ском отношении крупнотоннажных кораблей и судов, в том числе авианосцев.

В 2012 году в состав флота был введен третий УДК типа «Мистраль»  — «Диксмюд». В феврале 2013-го данный корабль принимал участие в перебро­ске личного состава, вооружения и военной техники в рамках операции ВС Франции в Мали «Сервал».

1 февраля на судоверфи в г. Сен-Назер состоялась официальная церемония закладки головного универсального десантного корабля типа «Мистраль» для ВМФ РФ — «Владивосток».

Судоверфь STX в г. Лорьян используется компанией «Рэйд ко марин интернэшнл» (Raid Co Marine International) в рамках реализации контракта, за­ключенного в 2008 году на постройку четырех патрульных кораблей проекта OPV 70 для ВМС Марокко. Строительство головного корабля серии уже завер­шено.

«Конструксьон меканик де Норманди»

Частная фирма «Конструксьон меканик де Норманди» (Constructions Mecaniques de Normandie — CMN), располагающая судоверфью в г. Шербур, специализируется на строительстве сторожевых, патрульных и противолодоч­ных кораблей, корветов и катеров различного типа. Торговый оборот компа­нии по итогам 2011 года составил более 70 млн евро. В настоящее время CMN реализует контракт стоимостью свыше 600 млн. евро, заключенный в 2011-м с ВМС ОАЭ, на передачу технологий и постройку шести корветов типа «Комбатант». Головной корабль серии уже прошел ходовые испытания и передан флоту. В соответствии с контрактом строительство остальных пяти корветов будет вестись в ОАЭ.

SOCARENAM

Созданная в 1963 году компания SOCARENAM имеет верфи в городах Булонь-сюр-Мер, Дюнкерк, Кале и Сен-Мало. Она занимается строительством, ремонтом и модернизацией судов длиной до 50 м, в том числе специальных су­дов, катеров военного и гражданского назначения, рыболовных сейнеров и пор­товых буксиров. В 2011 году на судоверфи в г. Булонь-сюр-Мер SOCARENAM завершила постройку двух специальных противопожарных судов для французских ВМС. Там же продолжается строительство специальной противопо­жарной баржи. В июне 2011 года с МО Франции был заключен контракт на строительство четырех быстроходных десантных катеров катамаранного типа, которые будут использоваться в качестве десантно-высадочных средств с амфибийных кораблей. Общая стоимость программы составляет 125 млн евро. Сборка корпусов осуществляется на верфи в г.Сен-Мало, а последующее ос­нащение катеров – в Булонь-сюр-Мер.

ОСЕА

Основанная в 1987 году компания ОСЕА располагает верфями в городах Сабльд’Олон и Сен-Назер, где ведутся работы по строительству, ремонту и модернизации патрульных кораблей и катеров, в том числе быстроходных, со специализацией на сборке алюминиевых корпусов. Значительная часть ее про­дукции идет на экспорт. Недавно завершена реализация контракта, заключен­ного в 2007 году, на поставку 21 патрульного катера для ВМС Алжира.

«Шантье Пириу»

Компания «Шантье Пириу» (Chantiers Piriou), в настоящее время занятая ре­монтом, модернизацией и подготовкой к утилизации всех типов судов военного и гражданского назначения длиной до 110 м, была образована в 1965 году. При численности занятых более 1 тыс. человек ее торговый оборот (по итогам 2011 года) составил более 120 млн. евро. С 2011-го на верфи выполняются програм­мы по подготовке к утилизации 13 патрульных кораблей проекта PV400, одно­го вспомогательного судна и вертолетоносца «Жанна д’Арк», выведенного из боевого состава флота в том же году.

С целью диверсификации производства компания развивает судостроитель­ное направление. В частности, с концерном DCNS был заключен контракт на участие в качестве субподрядчика в программе строительства корвета «Гер­мес» проекта «Говин». Условиями контракта предусматривалась сборка секций носовой части корабля.

Компании смежного профиля

Помимо компаний, непосредственно занятых в судостроительной промыш­ленности, есть и такие, которые в силу диверсификации своего производства занимают смежную с судостроением нишу или выступают как субподрядчики.

Так, основанная в 1966 году компания «Конструксьонс индустриэллес де ля медитеране» (Constructions industrielles de la Mediterranee) имеет несколь­ко подразделений, одно из которых — по выпуску оборонительных систем — включает два предприятия в городах Велизи-Виллакубле и Ля-Сен-сюр-Мер. Основными видами выпускаемой ими продукции являются пусковые шахты БРПЛ М-51 и элементы балласта для ПЛАРБ. Научно-исследовательская дея­тельность компании направлена на разработку для ВМС Франции и на экспорт проектов патрульных кораблей и десантных катеров катамаранного типа.

В заключение следует отметить, что Франция сохраняет свои позиции в качестве одной из ведущих судостроительных держав. В отрасли созда­на развитая промышленная база и накоплен высокий научно-технический потенциал, отвечающий передовому мировому уровню и способный обеспе­чивать практически все национальные потребности, а также экспортные обязательства.

(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru  по статье К.Зинчук, «ЗВО». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Факт

Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо «смазывает» картинку.  Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE