Судостроение во Франции является одним из наиболее экономически важных секторов обрабатывающей промышленности и характеризуется доминирующей ролью государства в управлении производством в этой отрасли. По состоянию на 2012 год в судостроительной промышленности страны занято, по оценочным данным, свыше 30 тыс. человек. В общем объеме производства национального судостроительного сектора, составляющем более 2 млрд. евро, на долю военно-промышленного комплекса Франции приходится большая его часть.
DCNS – КРУПНЕЙШАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ
Производство французской судостроительной промышленности сконцентрировано в основном на предприятиях крупнейшей национальной корпорации DCNS. По оценке западных специалистов, доля ее участия на мировом рынке военного судостроения составляет свыше 15 %
ПЛАРБ «Террибль»
В своем современном виде корпорация образована в марте 2007 года путем слияния государственной судостроительной компании DCN и дочерней компании группы «Талес» (ведущего производителя электронной техники и вооружений) — «Талес наваль Франс» (Thales Naval France). Сделка предусматривала передачу всех активов этой фирмы компании DCN в обмен на 35% акций, что позволило «Талес» стать обладателем контрольного пакета. В результате компания получила наименование DCNS, причем буква S (Systems) означает способность к системной интеграции производственного сектора. Остальные 65% ее акций контролируются французским государством.
В настоящее время DCNS является крупнейшим в Европе объединением военного судостроения и одним из ведущих в мире экспортером военно-морской техники. Во Франции корпорация выступает генеральным подрядчиком в области проектирования, строительства и оснащения боевых кораблей всех основных классов. Кроме этого, она занята ремонтом и обслуживанием кораблей и судов французского флота.
Заказы министерства обороны страны формируют основную часть загрузки предприятий DCNS и обеспечивают 70-74% общего объема ее производства в течение последних лет. Помимо того что до 99% конечной продукции корпорации представлено военной составляющей, она проявляет все больший интерес к гражданскому рынку. Исходя из своих возможностей в корабельном атомном машиностроении, DCNS стремится подключиться к национальным программам в области ядерной энергетики.
Благодаря своевременному финансированию государственных оборонных заказов в последние годы экономические показатели корпорации отличаются определенной стабильностью.
После реорганизации 2009 года DCNS включает три основных подразделения – подводного, надводного судостроения и послепродажного обслуживания, а также четыре подразделения, которые являются производственными отделениями, занятыми проектированием, разработкой подводных и информационных систем и тренажеров.
Головной корвет «Байнуна» для ВМС ОАЭ построен на верфи в г. Шербур
Корпорация насчитывает десять предприятий, участвующих в военном судостроении. Основные производственные мощности располагаются в портах военно-морских баз Брест, Шербур, Лорьян и Тулон. В настоящее время строительство кораблей ведется только на предприятиях в городах Лорьян и Шербур.
Строительство, ремонт и обслуживание надводных кораблей различных классов (среднего тоннажа) осуществляются на судоверфи в ВМБ Лорьян, а подводных лодок, в том числе атомных (ракетных и многоцелевых), — на предприятии в ВМБ Шербур.
Судостроительная верфь в ВМБ Брест практически полностью переориентирована на судоремонт, хотя и сохраняет производственную базу для строительства кораблей. Особую значимость данному предприятию придает то, что оно выступает в качестве ремонтной и тыловой базы французских морских стратегических ядерных сил.
Предприятие в ВМБ Тулон специализируется на судоремонте, занимается модернизацией и обслуживанием кораблей всех классов, в том числе авианосцев и многоцелевых атомных подводных лодок, а также производством систем вооружений.
Еще шесть предприятий на территории Франции заняты разработкой и производством корабельного вооружения и оборудования. Так, на предприятии корпорации DCNS в г. Нант (пригород Индре) налажен выпуск силовых установок для кораблей и подводных лодок, включая ядерные энергетические установки для ПЛА и авианосцев. Другое ее предприятие в г. Ангулем (пригород Рюэль) специализируется на системах корабельного вооружения и АСУВ. На заводе в г. Сан-Тропэ разрабатывается и производится торпедное вооружение.
Проектирование и сборка гидроакустических систем — профиль предприятия в г. София-Антиполис. Отделение информационных систем и систем обнаружения DCNS располагает заводами в городах Тулон (пригород Ле-Мурийон) и Париж (пригород Банье), занимающимися созданием корабельных боевых информационно-управляющих систем (БИУС), аппаратуры связи и радиотехнической разведки.
Судостроительная корпорация DCNS имеет ряд дочерних компаний:
МОРА 2 – была создана для реализации программы строительства второго авианосца для ВМС Франции. В связи с тем, что принятие политического решения по данной программе было отложено, деятельность компании до настоящего времени была фактически заморожена;
TNF – занимается проектированием, разработкой, поставкой и последующим обслуживанием систем вооружений для ВМС Франции;
«Армарис» (Armaris) – выступает подрядчиком во франко-итальянских программах строительства фрегатов проектов «Горизонт» и FREMM и в настоящее время фактически является головной структурой по экспорту всего спектра вооружений, производимых на предприятиях корпораци.
Кроме того, DCNS контролирует 65% акций компании «Сирена» (Sirenha), которая разрабатывает безэкипажные катера. 33% акций фирмы «Еврослат» (Euroslat), создающей комплекс пассивной противоторпедной защиты надводных кораблей, и 26% — «Евроторп» (Eurotorp), реализующей программу разработки 324-мм торпеды MU-90.
По заказу ВМС страны корпорация DCNS осуществляет несколько программ производства ВВТ, предусматривающих, в частности строительство подводных лодок всех подклассов, авианосцев, фрегатов, корветов, универсальных десантных кораблей и беспилотных систем.
СТРОИТЕЛСТВО ПОДЛОДОК ДЛЯ ВМС ФРАНЦИИ
ПЛАРБ являются компонентом стратегических ядерных сил страны, в связи с чем французское руководство рассматривает программу строительства и модернизации атомных ракетных подводных лодок второго поколения типа «Триумфан» как одну из наиболее важных в сфере производства ВВТ.
Головная лодка в серии из четырех единиц была заложена на судоверфи в г.Шербур в 1989 году и передана флоту в 1997-м, последняя (четвертая) — «Террибль» — вошла в состав ВМС в сентябре 2010-го. Стоимость строительства каждой из четырех ПЛАРБ превысила 2 млрд евро. Три первые лодки имеют на вооружении 16 баллистических ракет М-45 с дальностью стрельбы 6000 км, а «Террибль» — новые БРПЛ М-51 (первый контрольно-боевой пуск М-51 с борта лодки был произведен на дальность более 8000 км в январе 2010 года). К 2017 году ракетами М-51 планируется перевооружить и первые три ПЛАРБ (в ходе средних ремонтов).
На верфи ВМБ Шербур строится серия из шести многоцелевых атомных подводных лодок нового поколения проекта «Барракуда». Головная ПЛА типа «Сюффрен» была заложена в декабре 2007 года, а передача ее флоту запланирована на 2017-й. Постройку еще четырех единиц намечено завершить к 2027 году. Предполагается, что все они будут оснащены крылатыми ракетами «Скальп Наваль» (Scalp Naval), запускаемыми из торпедных аппаратов. По оценочным данным, общая стоимость программы составляет около 8,4 млрд евро.
В период с 2017 по 2027 год лодками типа «Сюффрен» предполагается заменить ПЛА типа «Рубис». Новая ПЛА будет иметь надводное водоизмещение 4500 т, наибольшую скорость хода 25 уз, рабочую глубину погружения до 350 м, расширенный боезапас ракет и торпед, а также оснащаться более совершенными системами РЭБ и оружия. На ней предусматривается установить усовершенствованную автоматизированную систему управления, что позволит сократить численность экипажа с 72 до 60 человек.
На судоверфи в г. Шербур строятся ДЭПЛ типа «Скорпен»
Кроме того, на судоверфи в г. Шербур строятся дизель-электрические подводные лодки типа «Скорпен». В рамках военно-технического сотрудничества совместно с испанским судостроительным объединением «Навантиа» реализуется программа строительства четырех ДЭПЛ этого типа, предназначенных на экспорт. На верфи в Шербур были собраны две лодки: одна для Чили (сдана в 2005 году при стоимости контракта менее 500 млн. долларов); другая для Малайзии (сдана в 2009-м, стоимость более 1 млрд). После выполнения всех обязательств по этим контрактам DCNS и «Навантиа» расторгли соглашение о дальнейшей совместной реализации программы.
В 2005 году французской стороной был заключен контракт стоимостью более 3 млрд долларов на лицензионную постройку шести лодок типа «Скорпен» в Индии, на предприятии компании «Мазагон докс» (Mazagon Dock Ltd.) в г.Мумбай, с запланированным сроком сдачи после 2017-го. В конце 2008 года было подписано лицензионное соглашение на сборку в Бразилии на верфи в г. Сепетиба четырех модернизированных ПЛ этого типа с возможным дополнительным строительством еще двух. Секции кораблей изготавливаются на заводе в г.Шербур. Передача головной лодки бразильскому флоту намечена на 2017 год. По предварительным данным, стоимость одной ПЛ составит 590 млн. долларов.
В рамках военно-технического сотрудничества с Пакистаном французской стороной были произведены комплектующие для двух модернизированных ДЭПЛ типа «Агоста», собранных на верфи в г.Карачи в 2003 и 2008 годах.
Среди новых проектов дизель-электрических подводных лодок традиционной архитектуры необходимо отметить среднюю ПЛ типа «Андраста», которая разрабатывается с 2006 года по проекту SMX-23. Конкретные контракты на ее поставку находятся в стадии проработки.
СТРОИТЕЛЬСТВО НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ
Фрегаты
Спуск на воду фрегата D651 «Нормадия»
На судоверфи в ВМБ Лорьян реализовывалась программа строительства фрегатов типа «Лафайет», которые стали первыми в мире боевыми кораблями с широким применением технологии «стелт». После сборки пяти корпусов для ВМС Франции в 1996-2001 годах они стали поставляться в основном на экспорт. Импортерами являются, в частности, Тайвань, Саудовская Аравия и Сингапур. Контракт с Сингапуром стоимостью 1,6 млрд долларов предусматривал строительство шести кораблей, при этом головной строился на судоверфи г.Лорьян в 2007-м, а остальные пять — по лицензии в Сингапуре компанией «Сингапур СБ энд марин» (Singapore SB&Marine) с передачей флоту в 2008-2009 годах. Корабли оснащены ЗРК «Астер».
На французской верфи в г. Лорьян реализовывалась также программа строительства фрегатов противовоздушной обороны проекта «Горизонт», основным вооружением которых являются ЗРК средней дальности PAAMS с зенитными управляемыми ракетами «Астер-15 и -30». Проект осуществлялся совместно с Италией, для чего с французской стороны была создана компания «Армарис». Строительство двух фрегатов проекта «Горизонт» — «Форбин» и «Шевалье Поль» — велось с 2002 года. Оба они были сданы французским ВМС в 2010 и 2011 годах соответственно.
С 2007 года на верфи в Лорьян реализуется другая франко-итальянская программа — строительства серии фрегатов проекта FREMM, заказанных национальными ВМС в количестве 11 единиц, с передачей их флоту в 2012-2022 годах. Головной фрегат — «Аквитания» — ВМС получили в 2012 году. Постройка второго корабля — «Нормандия» — началась в 2009 году, а передача его ВМС Франции запланирована на 2014-й. Программа оценивается в 7 млрд. евро.
В рамках ВТС корпорация DCNS подписала контракт на строительство одного фрегата для ВМС Марокко, который должен войти в строй в 2013 году. Заинтересованность в данном проекте проявляют также Греция, ОАЭ и Саудовская Аравия.
Малые боевые корабли
Корвет проекта «Говин»
Среди новых разработок DCNS необходимо отметить корвет проекта «Говин» как попытку выйти на коммерчески привлекательный рынок малых боевых кораблей и патрульных кораблей береговой охраны. Корвет представляет собой уменьшенный вариант фрегата типа FREMM и может оснащаться соответственно требованиям заказчика. В 2011 году компания завершила строительство первого корабля этого типа — «Гермес» (в последующем получил название «Л’Адруа»). Корвет был построен за счет собственных инвестиций с целью ускоренного продвижения его на рынок. С 2012 года он используется в ВМС Франции в качестве патрульного. Кроме этого, компания DCNS планирует выдвинуть данный проект на тендер по строительству десяти патрульных кораблей для заморских французских территорий, с вводом в строй головного в 2017 году.
Авианосцы
Строительство первого и единственного пока атомного авианосца «Шарль де Голль» велось в 1987-1999 годах на судоверфи в ВМБ Брест, а в боевой состав флота корабль был введен в мае 2001-го. Общая стоимость проекта превысила 10 млрд евро. Средний ремонт и модернизацию авианосец прошел в 2007-2008 годах (в течение 15 месяцев) на верфи в ВМБ Тулон.
Планы строительства второго авианосца совместного с ВМС Великобритании проекта РА2 (Porte-Avions 2) были утверждены французским правительством еще в 2000 году. Специально для проектирования нового авианосца была создана дочерняя компания МОРА 2. Однако вследствие причин политического и финансового характера проект был заморожен. К моменту принятия этого решения на программу было уже израсходовано более 200 млн. евро.
Беспилотные системы
DCNS ведет активную научно-исследовательскую деятельность по разработке и последующему производству беспилотных систем, в частности многоцелевого телеуправляемого подводного аппарата ASMX, предназначенного для использования с подводных лодок и безэкипажных катеров «Родеур» (Rodeur). Кроме DCNS продукцию военного судостроения поставляют такие компании, как «STX Франс», «Конструксьон меканик де Норманди» (Constructions Mecaniques de Normandie — CMN), SOCARENAM, OCEA, «Шантье Пириу» (Chantiers Piriou).
ДРУГИЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ ФРАНЦИИ
«STX Франс»
Строительство УДК «Мистраль»
«STX Франс» была образована в октябре 2007 года после покупки корейской компанией STX 75% доли в капитале у прежнего владельца верфей — норвежской промышленной группы «Экер ярде» (Acker Yards), 25% акций которой принадлежали французской фирме «Алстом» (Alstom). В ноябре 2008 года в рамках реализации антикризисных мер по поддержке национальной экономики французское правительство инвестировало 110 млн. евро в уставной капитал STX, что позволило ему стать владельцем блокирующего пакета акций в размере 33,34% Дальнейшее перераспределение капитала привело к тому, что государство стало обладателем уже 50,01% акций. При этом у компании «Алстом» оставалось 16,65%. В марте 2011 года государство выкупило у нее эту долю, увеличив свое участие в «STX Франс» до 66,66%
На верфях «STX Франс» в городах Сен-Назер и Лорьян заняты более 2,5 тыс. человек. Торговый оборот компании по итогам 2011 года оценивается в 1,1 млрд евро. Собственное конструкторское бюро и современная производственная инфраструктура позволяют вести строительство и ремонт сложных в техническом отношении крупнотоннажных кораблей и судов, в том числе авианосцев.
В 2012 году в состав флота был введен третий УДК типа «Мистраль» — «Диксмюд». В феврале 2013-го данный корабль принимал участие в переброске личного состава, вооружения и военной техники в рамках операции ВС Франции в Мали «Сервал».
1 февраля на судоверфи в г. Сен-Назер состоялась официальная церемония закладки головного универсального десантного корабля типа «Мистраль» для ВМФ РФ — «Владивосток».
Судоверфь STX в г. Лорьян используется компанией «Рэйд ко марин интернэшнл» (Raid Co Marine International) в рамках реализации контракта, заключенного в 2008 году на постройку четырех патрульных кораблей проекта OPV 70 для ВМС Марокко. Строительство головного корабля серии уже завершено.
«Конструксьон меканик де Норманди»
Частная фирма «Конструксьон меканик де Норманди» (Constructions Mecaniques de Normandie — CMN), располагающая судоверфью в г. Шербур, специализируется на строительстве сторожевых, патрульных и противолодочных кораблей, корветов и катеров различного типа. Торговый оборот компании по итогам 2011 года составил более 70 млн евро. В настоящее время CMN реализует контракт стоимостью свыше 600 млн. евро, заключенный в 2011-м с ВМС ОАЭ, на передачу технологий и постройку шести корветов типа «Комбатант». Головной корабль серии уже прошел ходовые испытания и передан флоту. В соответствии с контрактом строительство остальных пяти корветов будет вестись в ОАЭ.
SOCARENAM
Созданная в 1963 году компания SOCARENAM имеет верфи в городах Булонь-сюр-Мер, Дюнкерк, Кале и Сен-Мало. Она занимается строительством, ремонтом и модернизацией судов длиной до 50 м, в том числе специальных судов, катеров военного и гражданского назначения, рыболовных сейнеров и портовых буксиров. В 2011 году на судоверфи в г. Булонь-сюр-Мер SOCARENAM завершила постройку двух специальных противопожарных судов для французских ВМС. Там же продолжается строительство специальной противопожарной баржи. В июне 2011 года с МО Франции был заключен контракт на строительство четырех быстроходных десантных катеров катамаранного типа, которые будут использоваться в качестве десантно-высадочных средств с амфибийных кораблей. Общая стоимость программы составляет 125 млн евро. Сборка корпусов осуществляется на верфи в г.Сен-Мало, а последующее оснащение катеров – в Булонь-сюр-Мер.
ОСЕА
Основанная в 1987 году компания ОСЕА располагает верфями в городах Сабльд’Олон и Сен-Назер, где ведутся работы по строительству, ремонту и модернизации патрульных кораблей и катеров, в том числе быстроходных, со специализацией на сборке алюминиевых корпусов. Значительная часть ее продукции идет на экспорт. Недавно завершена реализация контракта, заключенного в 2007 году, на поставку 21 патрульного катера для ВМС Алжира.
«Шантье Пириу»
Компания «Шантье Пириу» (Chantiers Piriou), в настоящее время занятая ремонтом, модернизацией и подготовкой к утилизации всех типов судов военного и гражданского назначения длиной до 110 м, была образована в 1965 году. При численности занятых более 1 тыс. человек ее торговый оборот (по итогам 2011 года) составил более 120 млн. евро. С 2011-го на верфи выполняются программы по подготовке к утилизации 13 патрульных кораблей проекта PV400, одного вспомогательного судна и вертолетоносца «Жанна д’Арк», выведенного из боевого состава флота в том же году.
С целью диверсификации производства компания развивает судостроительное направление. В частности, с концерном DCNS был заключен контракт на участие в качестве субподрядчика в программе строительства корвета «Гермес» проекта «Говин». Условиями контракта предусматривалась сборка секций носовой части корабля.
Компании смежного профиля
Помимо компаний, непосредственно занятых в судостроительной промышленности, есть и такие, которые в силу диверсификации своего производства занимают смежную с судостроением нишу или выступают как субподрядчики.
Так, основанная в 1966 году компания «Конструксьонс индустриэллес де ля медитеране» (Constructions industrielles de la Mediterranee) имеет несколько подразделений, одно из которых — по выпуску оборонительных систем — включает два предприятия в городах Велизи-Виллакубле и Ля-Сен-сюр-Мер. Основными видами выпускаемой ими продукции являются пусковые шахты БРПЛ М-51 и элементы балласта для ПЛАРБ. Научно-исследовательская деятельность компании направлена на разработку для ВМС Франции и на экспорт проектов патрульных кораблей и десантных катеров катамаранного типа.
В заключение следует отметить, что Франция сохраняет свои позиции в качестве одной из ведущих судостроительных держав. В отрасли создана развитая промышленная база и накоплен высокий научно-технический потенциал, отвечающий передовому мировому уровню и способный обеспечивать практически все национальные потребности, а также экспортные обязательства.
(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru по статье К.Зинчук, «ЗВО». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).
Факт
Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо «смазывает» картинку. Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40…
Источник: