Эрик Дуршмид во Вьетнаме
«Война не существует, если о ней ничего не известно»… Несмотря на то, что все вооружение военных репортеров составляют ручка и фотокамера, их роль в современных боевых действиях сравнима с ролью стратегического оружия. В данной статье приведен взгляд военного корреспондента с огромным боевым опытом на участие СМИ в современных войнах…
Эрик ДУРШМИД родился в 1930 году в Вене. В 1952 году эмигрировал в Канаду. Там окончил университет. Свою карьеру начал с фильма о Фиделе Кастро. Будучи специальным корреспондентом Би-Би-Си (ВВС), интервьюировал Д. Кеннеди, Н,Хрущева, короля Иордании Хусейна, Ясира Арафата, Саддама Хусейна и многих других известных политиков и общественных деятелей.
Награжден «Оскаром» за фильм «Высота 943». Десять лет был репортером во Вьетнаме. Работал также корреспондентом в Афганистане, Персидском заливе. Создатель нескольких телевизионных фильмов.
Неделю спустя после начала арабо-израильской войны 1973 года до нас, корреспондентов, дошел слух о тяжелых танковых сражениях между израильскими и египетскими войсками на Синае. Войны и слухи вообще неразлучно связаны друг с другом. Мы наняли такси и пробирались сквозь войсковые колонны на юг, пока не добрались до одного из перекрестков. На нем отсутствовали какие-либо дорожные знаки, указатели, а также таблички вроде: «Проезд только для воинских колонн» или «Опасность, Минное поле». Одинокий военный полицейский регулировал дорожное движение, и нам показалось вполне естественным, что он нас остановил, В конце концов его страна находится в состоянии войны, а мы разъезжаем по ней с одними только удостоверениями «Пресса». Полицейский вежливо спросил, куда мы направляемся.
Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru
— К месту танкового сражения…
— Ах да, танкового сражения, — сказал он. — Если вы хотите видеть горящие танки, поезжайте по этой улице, — и указал налево. Действительно, в скором времени мы увидели удивительную картину: пустыня была усеяна остовами горящих египетских танков…
Прошло десять лет. В один из вечеров, уже на другой войне, в другой части света мы с моим израильским коллегой коротали время за коктейлем. Он в свое время отвечал за работу с иностранной прессой в израильской службе безопасности. И тут я вспомнил об истории с горящими танками, о том, как полицейский указал правильное направление движения, что в итоге привело к появлению сенсационного материала. Друг мой рассмеялся и сказал, что знает об этой истории,
— На самом деле?
— Да. Это мы поставили полицейских на перекрестках, Если бы вы поехали прямо, увидели бы еще больше горящей техники. Только это были уже наши танки.
История эта показывает эффективность хорошо организованной психологической войны. Нам не ограничивали доступ к информации, но ловко направили на ложный путь. На горящую технику мы накинулись как голодная собака на брошенную ей кость и, без сомнения, опубликовали сенсационные материалы. В то же время действительное положение дел осталось для нас скрытым.
Впору задуматься: достижима ли объективность в материалах журналистов? Даже если не затрагивать тему, обозначенную поговоркой: «Чей хлеб я ем, того и песни пою». Если мы, непосредственно находясь на войне, не смогли узнать правду о ней, как вообще можно составить правильное мнение о происходящем по сообщениям прессы? Военные корреспонденты, вопреки своей внешней серьезности, зачастую являются идеалистами и неисправимыми оптимистами. Репортеры и фотографы, находящиеся в районах боевых действий, чаще всего в глубине души убеждены в хорошей природе людей. Журналисты не наивны, но движимы надеждой. Они верят в доброту и знают, что если людям рассказывать правду об окружающих их событиях, об их собственных действиях, это может изменить мир к лучшему…
ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Первым военным корреспондентом был некто, начертавший на гранитной плите сообщение о победе фараона Тутмоса III в Армагеддоне. Было это в 3469 году до нашей эры. Звучали на этом поприще имена Гомера, Титуса Ливиуса, позднее — Макиавелли и Клаузевица. Тем не менее, современная военная журналистика появилась сравнительнонедавно.
Пожалуй, впервые правительства западных государств обратили серьезное внимание на военных корреспондентов во время Крымской войны (1854 — 1856 гг). Вильям Ховард Рассел, корреспондент «London Times», сопровождал в боях британскую армию. От внимания проницательного Рассела не укрылось многое: как болезни косили войска, как неспособность генералов руководить своими войсками разбивала все надежды на победу. Его репортажи о непорядках в полевом госпитале в Севастополе всколыхнули британский средний класс. Официальные британские лица упрекали журналиста в том, что его репортажи вредят британской репутации в мире и являются источником важной военной информации для врага. Однако разоблачения Рассела были такой силы, что британский премьер-министр после выражения ему вотума недоверия был вынужден подать в отставку.
Отставка премьер-министра с легкой руки репортера стала для правительства уроком, который оно долго не могло забыть. В последующее годы официальный Лондон предпринял ряд шагов для привлечения прессы на свою сторону, а также для того, чтобы иметь на нее влияние в ходе войны. На этом этапе истории развитие отношений государства и СМИ часто ограничивалось действиями по установлению контроля над прессой.
Ситуация изменилась во время Гражданской войны в Америке (1861 — 1865 гг.), когда поначалу почти все телеграфные и железнодорожные станции, охраняемые военными, были доступны для корреспондентов. Такое положение вещей существовало благодаря хорошему отношению к прессе командующего армией в Потомаке (северные штаты) генерал-майора Георга В. Макклина, который был ранее американским наблюдателем в британской армии в Крыму и симпатизировал журналистам, по крайней мере таким, кик Рассел. Однако острая конкуренция газет между собой привела к изменению ситуации. Президент северных штатов Авраам Линкольн попытался ограничить распространение стратегически важной информации. Он распорядился поставить под жесткий контроль военных все телеграфные станции и пресс-центры. Этим, правда, он не достиг большого успеха. Военные корреспонденты продолжали распространять с той же регулярностью и расторопностью важную информацию, которой пользовался в своих интересах и противник. Командующий армией южан генерал Роберт Е. Лии во время войны с большим интересом читал газеты с Севера.
К концу XIX века правительства научились тому, что называется работой с прессой. США, правда, не удалось организовать эффективную цензуру во время войны против Испании (1898 г.). Однако англичане во время англо-бурской войны (1899 — 1902 гг) уже успешно справлялись с этой задачей благодаря тому, что присваивали корреспондентам офицерские звания, подчиняя их тем самым военной юрисдикции и уставным предписаниям.
Японцы сделали следующий шаг. Во время войны с Россией в 1904 году они сердечно приглашали к себе репортеров и безмерно о них заботились, прежде чем вывезти в зону боевых действий. При этом, однако, они держали корреспондентов как можно дальше от непосредственно боевых действий,
В начале Первой мировой войны 1914 года англичане, как и французы, пошли по пути жесткой цензуры. Немцы же действовали внешне гораздо более открыто. Они находили бесчисленное количество фактов, которые могли бы повлиять на общественное мнение в их пользу, и приглашали полюбоваться на них репортеров из нейтральных стран, предоставляя и эскорт из своих войск. Благодаря этому они завоевали симпатии со стороны некоторых корреспондентов. В итоге британцы и французы лишь несколько месяцев сохраняли строгость военной цезуры. После того, как поняли, что сковывание свободы прессы вредит настроениям гражданского общества, они отступили.
Французы допустили репортеров на фронт в декабре 1914 года. Англичане последовали их примеру в мае 1915-го. Хотя отношения между военными и прессой оставались сложными, прессе удалось отстоять свое право на военные корреспонденции. Американское военное командование ориентировалось на европейские принципы и опыт и отобрало некоторое количество репортеров, которые были свободны в своем выборе: какую часть или позиции они могут посетить.
Первая мировая война заложила основы работы правительств с прессой в военное время. В тотальной войне, где не только армии, но и весь уклад жизни народа ставился на кон, корреспонденции с фронтов использовались в стратегических целях и стали действенным средством для усиления настроя гражданского общества на победу. Так как речь шла о миллионах жизней, огромных финансовых потоках, правительства едва ли могли позволить себе говорить своим гражданам всю правду. Вместо этого плохие известия подвергались цензуре, искажались, война представлялась чем-то возвышенным («война, которая положит конец всем войнам»). Пресса подыгрывала, склонялась перед цензурой и концентрировалась на историях, представлявших не стратегический, а общечеловеческий интерес и способных поднимать общественное настроение. Таким образом, внешне «независимая» пресса начинала выполнять функции пропагандистского органа государства.
Общее положение военной журналистики не изменилось и с началом Второй мировой войны (1939 г.). Тем не менее многие правительства, забыв, казалось бы. недавний урок, ввели строгую цензуру. Немецкий министр пропаганды Д. Геббельс, напротив, предоставлял репортерам из нейтральных стран относительную свободу действий, причем он всегда тщательно следил за тем, чтобы в прессу не попадало ничего, что могло бы нанести вред немецким интересам. Англичане хотя и ввели цензуру, но предоставили прессе достаточно много свободы в корреспонденциях на тему героической борьбы Англии и бомбардировок Лондона. Поощрялись публикации, способствовавшие распространению историй о немецких варварах и британской решительности.
Возможности передачи информации посредством радио вносили новые элементы в работу с новостями. Так как все правительства были в состоянии распространять свои взгляды на события, уже никто не мог держать свой народ в полном неведении относительно происходящего в мире, скрывать важнейшие известия с фронтов. Ни одна из сторон не могла распространять в эфире новости без учета мнения по их поводу стороны противоположной. Правда, нацистский режим преследовал слушателей вражеских ему радиостанций вплоть до применения смертной казни, что, однако, не помешало половине населения Германии эпизодически слушать английские или американские радиостанции.
Во время войны в Корее (1950 -1953 гг.) американский генерал Макартур прибегал к директивным указаниям, схожим с теми, какие издавались во время американской гражданской войны. Однако жесткая конкурентная борьба внутри СМИ вновь поставила на повестку дня тему безопасности и ограничения деятельности прессы. Поначалу, пока северокорейская армия отступала, не было больших проблем. Но тут к войне подключился Китай. Макартур ужесточил требования к цензуре, вследствие чего пресса в поисках выхода посылала свои сообщения из Токио. В результате дело доходило до того, что, например, «Ньюсуик» 18.6.1951 г. всего за два дня до наступления, опубликовал подробную карту дислокации подразделений 8-й армии США.
После Кореи команда военных репортеров переместилась в Индокитай освещать французскую военную кампанию против Хо Ши Мина. После поражения под Дьен Бьен Фу (1954 г.) журналисты уже думали о том, что им никогда не увидеть Сайгон. Однако шесть лет спустя они снова были здесь, на этот раз чтобы документировать историю борьбы «хороших» вьетнамцев (проамериканский режим) со «злыми» (Вьетконг). Американские военные корреспонденты с самого начала утверждали, что Южный Вьетнам борется с коммунистическими агрессорами в одиночку и роль США здесь – исключительно помогать советами.
Автор этих строк почти десять лет провел во Вьетнаме, в том числе и в то время, когда погибали американские солдаты и велись жаркие дебаты вообще о праве США находиться во Вьетнаме.
Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru
ВОЙНА ВО ВЬЕТНАМЕ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В 1977 году, через два года после окончания вьетнамской войны, премьер-министр Фам Ван Донг пригласил меня в Ханой. Я спросил, каково его мнение о войне. Седой школьный учитель, ставший революционером, усмехнулся и сказал: «Представьте себе схватку между тигром и слоном. Если тигр остановится, его пронзит слон своими мощными бивнями. Однако тигр никогда не стоит на месте, и слон, ожидающий своего момента, падает от изнеможжения». Вот такое сравнение мощи колосса США и изворотливости Вьетконга.
Война в Индокитае была одной из самых продолжительных в новейшей истории. Она длилась 30 лет. Ей посвящено достаточно правильных оценок или фальшивых интерпретаций. Но прежде всего при разговоре об этой войне всегда встает вопрос о моральной стороне конфликта. В то время как вьетконгонцы с рвением преследовали ясную цель, у США таковой не было. Американские солдаты были ограничены в своих действиях. Хотя Америка и была готова участвовать в глобальном конфликте с коммунистическими братьями Хо Ши Мина, но ее войска не могли перейти через границу и вести боевые действия в центре территории противника. Любого из нас, кто писал об этой войне в средствах массовой информации, можно упрекнуть в изначальном непонимании ее тяжелых последствий. Мы не видели этих последствий, пока не стало уже слишком поздно.
На ком все же лежит ответственность в действительности? На политиках, «архитекторах» войны, которая не была выиграна? На военном руководстве, которое всю мощь своих войск кидало на войну с «тенями джунглей»? Или на прессе, которая упустила из виду явную бесперспективность данного конфликта?
Что касается непосредственно боевых действий, один из принципов вьетконговцев заключался в том, чтобы никогда не упускать возможности достичь эффекта внезапности. Они легко передвигались пешком, тогда как американцы сначала должны были сделать авиаразведку и, если ситуация казалась им подозрительной, запросить о помощи. На помощь не могли рассчитывать вьетконговцы, поэтому они никогда не оставались на одном месте, чтобы принять бой, — иначе попали бы в ловушку. Продолжительность большинства боев была не более часа. Вьетконговиы не имели ни оборонительных позиций, ни серьезных укреплений. Их позицией был «рюкзак риса за плечами». В то время как американские патрульные силы безуспешно их разыскивали, они кружились, отступали, возвращались, как им было удобно. Позитивный аспект заключался в том, что американцы после короткого боя в составе роты или батальона с помощью поддержки с воздуха могли быстро получить пополнение боеприпасами, отправить в тыл раненых и убитых.
С точки зрения журналиста, вьетнамская война была первой (и, возможно, последней) «далекой» войной, чьи события 24 часа в сутки поставлялись на экраны родной страны целой армией репортеров и телевизионщиков. Дальнейшие войны (в Персидском заливе или на Балканах) чаще документировались из окна отеля, нежели с линии фронта.
Во Вьетнаме была также впервые задействована телекоммуникационная сеть Интернет — нынешняя «нервная система» нашей планеты. В режиме «нон-стоп» она бомбардировалась фотографиями и эмоциями. Для прессы стала решающим фактором мобильность с помощью вертолетов. Утром мы могли покинуть Сайгон, побывать в районе ведения боевых действий, чтобы после обеда вернуться обратно и подготовить вечерние новости. В известном смысле армия нам облегчала создание того, за что ранее сама и критиковала, — собственных корреспонденций. Тот факт, что пресса регулярно сообщала о больших потерях США, без сомнения, способствовал прекращению поддержки обществом идеи дальнейшего применения войск. «Война без цензуры», к чему привело высокое развитие средств масс-медиа, по большому счету, стала нести в себе элемент саморазрушения.
В 1963 году американские пилоты совершали около 1000 боевых вылетов в месяц, и это можно было не скрывать в своих корреспонденциях. Любая попытка направить репортеров по ложному следу касательно боевого применения сил приводила к появлению недоверия к офицерам по связям с прессой. Официальные опровержения и ссылки на требования военной безопасности представляли только начало проблем корреспондентского корпуса. Официальная тонка зрения (озвучиваемая из Сайгона) – «все в порядке» — противоречила личному опыту репортеров. Так, например, 18.6.1965 г. была проведена первая серия атак В-52, при которой два гигантских бомбардировщика столкнулись в воздухе. Пресса немедленно заговорила о большой стоимости воздушных атак и сравнила потерю самолетов с результатом их применения – разрушением нескольких хижин в джунглях. Но так как данная воздушная атака должна была стать прецедентом для дальнейших, оборонный департамент тут же подверг критике журналистов, утверждая, что Вьетконг понес большие потери: разрушены вражеские продовольственный склад и центр связи. В тот же день некоторые репортеры побывали на месте, где сбрасывались бомбы, и убедились, что речь все же шла о пропагандистском трюке с целью выставить в нужном свете неудачный воздушный налет. В моей собственной записной книжке по этому поводу говорится: «Наши мощные, готовые к применению в любой точке мира бомбардировщики В-52, которые могут сровнять с землей целые города, в джунглях Вьетнама были применены с жалким результатом. 27 гигантов сбросили над квадратной милей зарослей бамбука напалм, ракеты, бомбы. Когда на эту милю вступила наша пехота, то она не только не обнаружила мертвых коммунистов, но и столкнулась с воинскими подразделениями коммунистов очень даже живых».
Между тем Пентагон ре опубликовал сообщение о впечатляющем успехе бомбардировки В-51 Что нас ошеломило, так это то, что сообщение об успехе было напечатано ранее, чем мы вообще узнали о бомбардировке. Курьезом выглядел и тот факт, что наш шеф, пославший нас во Вьетнам за большие деньги, неожиданно стал получать репортажи от военных из Пентагона. И как должны были реагировать репортеры? Оставить сообщения без подтверждения своих корреспондентов из зоны боевых действий или вернуть их, рискуя быть обойденными конкурентами? Другими словами, военные сыграли с репортерами «втемную», что не могло не привести к трениям между военными и корпусом корреспондентов в Сайгоне. На следующий день на официальном брифинге один из репортеров задал вопрос: «Насколько эффективным, по мнению военных, было применение В-52?»
— Очень эффективным, — ответил офицер по связям с прессой.
— Но некоторые из нас были там и придерживаются другого мнения о произведенных разрушениях, — сказал репортер.
— Однако, — отвечал офицер, — нашими войсками были осмотрены лишь 10 процентов пораженной территории…
Другой репортер его прервал:
— Это не является проблемой. Если 10 процентов нулевого результата умножить на десять, все равно получится нулевой результат.
Это замечание привело к всплеску веселья в корреспондентском корпусе и вылилось в язвительные реплики в национальных СМИ.
Еще одной щекотливой темой было количество потерь, что являлось исключительно важным политическим фактором. Гробы негативно влияли на американских избирателей. И настолько, что военные научились говорить либо о незначительных, либо о тяжелых потерях. Десять убитых в масштабах дивизии обозначались как «незначительные» потери, а в масштабах взвода – уже как «тяжелые». При этом официальная американская статистика преувеличивала действительные потери противника, Так как Вьетконг вел боевые действия на свой манер и от прямых боевых столкновений предпочитал уклоняться, три четверти американских потерь приходилось на засады, мины, снайперов, подрывы. Американский командный состав, естественно, не радовали большие потери, но они возлагали вину за это на себя, а не на свою тактику. Спасая честь и карьеру, они завышали потери противника. В 1966 году американское военное командование во Вьетнаме назвало число погибших солдат противника — 55000 человек, тогда как в действительности их число составило 19500. Пресса, правда, регулярно писала, что военное руководство, достигая успеха в своих действиях против врага, перевирает с цифрами, делая их неправдоподобными. Вообще по мере продолжения этой войны чувство разочарования в ней постоянно усиливалось в СМИ.
Еще одним трудноконтролируемым процессом были «несанкционированные» высказывания. Глава пресс-корпуса в Сайгоне опасался несанкционированных высказываний со стороны солдат и офицеров и поэтому обеспечивал военным корреспондентам не только тыловое и информационное, но и эскортное обеспечение. Предоставленный для этого офицер мог, опережая вопросы журналиста, неожиданно дать свое директивное видение проблемы. Американское военное руководство было искренне убеждено в том, что многие из негативных репортажей в прессе и на телевидении были обязаны своим появлением только несанкционированным высказываниям
Но и корпус корреспондентов ни в коем случае не состоял из святых. Были случаи серьезных злоупотреблений, вопиющих подтасовок с целью создания сенсаций. Так, например, один из операторов наткнулся на труп противника с одним отрезанный ухом, что служило подтверждением убийства противника. Так как репортер при этом не присутствовал, он дал солдату свой нож, чтобы тот отрезал второе.
Постоянно возникали примеры, когда журналисты, обвиняя военных, обманывали американскую общественность. И даже когда они сдерживали свой обвинительный пыл, все равно регулярно обнажались издержки профессии. Живя в конкуренции друг с другом, под давлением постоянной необходимости поставлятъ увлекательные новости, корреспонденты часто жертвовали глубиной и анализом репортажей, отказываясь от них в пользу внешней привлекательности, находили новости там, где их нет, и не считались с правом на существование действительно актуальной информации. Военные, в свою очередь, своеобразно оценивали качество новостей, называя, например, корреспонденцию о казни вьетконговца генералом Лоаном слишком банальной и стилизованной. Не являлось новостями то, что было чуждо американской общественности. Исключения составляли разве только гробы, возвращавшиеся в Алабаму, Иллинойс или Висконсин.
«Принимая во внимание влияние репортажей с войны на общественное мнение, особое значение придается точности и взвешенности сообщений, которые сами, по своей эффективности, могут быть приравнены к боевым действиям» — так заявлял главнокомандующий во Вьетнаме генерал Вильям Вестмореланд. И здесь надо добавить, что среди репортеров на этой войне было немало людей ответственных, добровольно накладывающих на себя самоцензуру. Так, к примеру, мы не сообщали о там, что осажденный американский гарнизон нуждается в воздушном снабжении водой, или о другой важной военной информация до снятия этой осады.
Войны всегда жестоки, однако Вьетнам побил многие рекорды. Большей частью это явилось следствием коллективных эмоциональных перегрузок, которые испытывали американские наземные войска. Это была война без четкой линии фронта, преследующая неясные цели и, что важнее всего, с отсутствием в обществе единого мнения по поводу этой войны.
Позднее пресс-бюро в Сайгоне возглавил Винант Кейдл, который придерживался следующих взглядов: опппозиционные или, лучше, вежливо-критические отношения между средствами массовой информации и правительством, включая военных, свидетельствуют об их здоровье и гарантируют им хорошую работу. Однако эти отношения не должны перерастать в антагонистические «Мы против Вас». Правильные отношения можно охарактеризовать таким сравнением: пресса это не столько цепной или боевой пес, сколько охранный.
Не надо обманываться, что сообщения прессы чаще были точнее, чем официальные заявления правительства. Официальный Вашингтон придавал слишком большое значение работе с общественным мнением. Советники президента были признанными специалистами в деле хитроумного манипулирования общественным мнением. Однако они забывали правило: самая эффективная пропаганда — это правда, и она имеет самую сильную способность убеждать.
ВОЙНА В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ: «ВИДЕОИГРА И ТОК-ШОУ»
Вид репортажей с мест боевых действий сильно изменился не только под влиянием новых технологий. Он также заметно зависел от географических условий театров военных действий, будь это леса Сербия или непроходимые джунгли Вьетнама, а также вида боевых действий: от позиционной первой войны в Персидском заливе между Ираном и Ираком (1980 — 1988 гг) до партизанской войны в Афганистане. Менялись способы применения вооруженных сил, менялись и действия освещающих события военных корреспондентов. Например, нам было гораздо легче освещать боевые столкновений обычных войск на четких позициях, чем отслеживать действия невидимых повстанцев.
Между прессой и военными всегда были трения, особенно когда речь шла не о блестящих победах последних, а, напротив, об их поражениях. Журналист всегда находится под большим давлением, когда войну в его корреспонденциях пытаются выставить в лучшем свете. Многие из подобных попыток повлиять на прессу носят вопиюще дилетантский характер. Военные называют эта психологической войной. И могут довести ее до абсурда, особенно в том случае, если начинают выстраивать свои отношения с прессой по тем же законам, по которым ведется психологическам война, не делая фактически большой разницы между прессой и противником.
Убитый иранский солдат во время войны в Персидском заливе
Репортер регулярно испытывает моральные переживания, даже в том случае, если его страна ведет справедливую войну. Один известный журналист по этому поводу метко заметил: «Корреспондент не может позволить себе размышлений над излагаемой историей. Ежедневно он должен иметь что-либо, что можно отослать в редакцию».
Американские военные хорошо усвоили один из вьетнамских уроков: ни в коем случае не оставлять прессу безнадзорной. Во время следующей американской война ими была организована «железная опека прессы». В Саудовской Аравии и некоторых других странах Персидского залива нам предоставлялась информация о ходе боевых действий, только вот на фронт нас не пускали. В то время как на Ирак дождем посыпались 95 тысяч бомб, никто из журналистов не мог предоставить публике действительно реальную информацию о происходящем. Вместо этого на телевизионных экранах собралась целая бригада генералов-пенсионеров и других экспертов, каждый из которых давал свои объяснения телезрителям что последних только запутывало, так как большинству самих экспертов было неизвестно, что происходит. Тем временем телезрители по всему миру практически напрасно располагались перед экранами, чтобы узнать «последние новости от нашего специального корреспондента с фронта».
Для корпуса корреспондентов, нетерпеливо ожидающих отправки в район боевых действий, где, собственно, и должна была находиться пресса, эта поездка оборачивалась туристической. Часть так называемых «фронтовых корреспондентов» окопалась в отеле саудовской столицы Эр-Рияд. Ежедневно им предоставляли дозу «ток-шоу», участниками которого были четверо телезвезд в генеральских чинах. В комфортабельном, снабженном кондиционером помещении пресс-центра репортерам объясняли, как действуют бомбы с лазерным наведением и как они уничтожают бронированную технику Ирака. Удивительная точность бомб была подтверждена видеозаписью, сделанной за час до этого с борта одного из боевых самолетов. Первая и единственная из существовавших на тот момент видеозаписей через систему спутниковой связи наводнила экраны всего мира.
Это произвело впечатление. Одна женщина из Гетеборга написала, что она благодаря фантастическим телевизионным репортажам впервые в жизни почувствовала себя непосредственным участником и свидетелем боевых действий. Было, правда, одно «но». Как только репортерам разрешили доступ в зону боевых действий, многие из подвергшихся атакам целей, выглядевших как танки, оказались их макетами. И вновь возник вопрос доверия к предоставляемой прессе информации. Мы победили в конфликте и разбили противника. Почему же нельзя было изначально сообщать правду и допустить в зону боевых действий нескольких независимых корреспондентов, чтобы они могли убедиться в правдивости информации? В конце концов, правда всегда всплывает наружу.
РОЛЬ РЕПОРТАЖЕЙ С ВОЙНЫ
Военный корреспондент несет ответственность за свое описание фактов и событий: оно должно быть честным и точным. В целом общественность верит в порядочность прессы и ожидает от средств массовой информации помощи в анализе действий правительства. Люди во время прочтения сообщений прессы или просмотра телепередач ощущают себя свидетелями событий. Так, информация, почерпнутая из репортажей, меняет взгляды нации на ту или иную войну.
Журналисты описывают не только эпизоды войны, но и передают дух происходящего. Содержание репортажей и фотографий о войне определяется множеством факторов: моральной позицией самих репортеров и фотографов, структурой институтов СМИ, военной цензурой, правительственными пропагандистскими установками, технологическими возможностями средств связи и даже оснащенностью войск. От журналистов нация узнает о преобладающих в войсках настроениях, надеждах или страхах и, соответственно, меняет свою оценку войны в позитивную или негативную сторону.
Разделять точку зрения своей редакции не является прямой задачей репортера. Забот у него гораздо больше: сообщать о фактах, делать свои наблюдения доступными да публики и вообще передавать в СМИ все то, что он видит и слышит. При этом журналист не является неуязвимым ни в своих сообщениях, ни в вопросах личной безопасности. Во время Второй мировой войны из ста военных фотографов выживали в среднем лишь четверо. Но и фильмы их были сенсационными. Чтобы получить хороший материал, репортер должен находиться в секторе атаки. В то время как солдат имел возможность переждать воздушный налет в бункере, оператор не мог его снимать из безопасного места. Он должен был рисковать. С другой стороны, журналист не входил в состав войсковых подразделений. В отличие от солдата он, пережив момент наибольшего риска, мог покинуть опасную зону.
В своем поведении журналист не может уподобляться туристу. Если он чрезмерно долго находится в критических ситуациях, то, как минимум, рискует получить ранение. Поэтому его девиз звучит так: «Приди, возьми, что нужно, и исчезни». Среди матадоров и репортеров выживают наиболее осторожные.
Ну а слава? Длится ровно две минуты, пока передается репортаж.
Вот только полученные в соответствии со степенью риска гонорары смогут позднее порадовать военного журналиста. Если он выживет.
Хотел бы обязательно подчеркнуть, что война опасна и для репортера, и для солдата, сопровождающего его на поле боя. Оба знают это, и оба идут на риск.
СМИ И ОБЩЕСТВО
Как получается, что не бывает хороших новостей? СМИ апеллируют к вашим внутренним святыням, вашим мыслям, болям и страхам. Они жонглируют снимками и эмоциями, выставляют на всеобщее обозрение глубоко сокровенное. С кинокамерами и диктофонами увековечивают они современность для потомков.
Современное общество перегружено информацией со всех направлений. Оно ожидает от журналиста объяснений и показа пути в лабиринтах новостей. Зачастую репортер просто вынужден становиться «воспитателем». Все больше внимания журналистика обращает на то, чтобы не просто доходчиво изложить новости, но и объяснить их.
Влияние какого-либо известного журналиста на общество весьма велико. Его мысли, высказывания и действия могут находить отклики не только среди соотечественников но и за пределами страны. Вместе с тем главная роль масс-медиа видится в том, чтобы повсеместно информировать людей, передавать новости, просвещать общественность о происходящем вокруг нее и во всем мире. Журналисты — это «глаза и уши» общества. В мире, где проживает 6 миллиардов человек, происходят бесчисленные события и конфликты, и невозможно сообщать обо всех. Необходима избирательная система новостей, отбирающая наиболее значимое и интересное из происходящего.
У многих та или иная тема фиксируется в сознании только после того, как она появится в СМИ. Когда речь идет о каком-либо конфликте, войне, результатах футбольного матча или экономических показателях, лишь немногие знают о происшедшем больше, чем содержится в новостях. Даже если мы не доверяем средствам массовой информации, все равно читаем газеты или смотрим телевизор. СМИ во многом определяют уклад жизни: устанавливают, что мы должны думать по поводу того или иного события, а чего не должны, на чем акцентировать свое внимание, а что пропустить. Они настойчиво и непрерывно определяют темы актуальных политических дискуссий и обращают общественное внимание на те цели, которые политическая и экономическая система считает насущными. Это распространяется и на область ведения боевых действий.
Нередко репортажи СМИ фальшивы: репортер, например, был наведен на ложный след, недостаточно информирован, слишком придерживался официального мнения или увлекся собственными ложными воззрениями и суждениями. При этом критики СМИ предпочитают возлагать вину за фальшь не на какого-либо журналиста, ответственного заданную публикацию, а на собственно структуру СМИ в целом.
Публикации на тему войны еще никогда не предотвращали начала самой войны. Мы живем в демократическом обществе, пользуемся свободой прессы, и не стоит ожидать начала войны, по крайней мере в больших масштабах, если у нее не будет поддержки населения, а правительству не удастся убедить народ, что эта война соответствует национальным интересам. Кроме этого, необходимо также наличие признаков предстоящей победы.
Бывает два вида новостей: спонтанные и заранее запланированные. Спонтанные — это несчастные случаи, убийства, пожары, землетрясения и т.д. Словом, то, что зачастую интересует людей. Заранее запланированные новости – речи или пресс-конференции – на большую часть публики навевают скуку. Поэтому репортер должен, если, конечно, хочет довести свою новость до людей, предложить нечто сенсационное. Для этого как минимум нужны броский снимок или увлекательная история.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ВИЗУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Сказанное выше, конечно, еще не все. С момента изобретения фотографии, когда появилась возможность снимать боевые действия, их изображения стали выполнять роль посредника между войной и гражданским населением. Образно говоря, они переносили войну в безопасную и интимную сферу домашнего уюта. Особое влияние на общество оказывали фотографии, изображавшие жестокость войны. Они служили также свидетельством того, за что и против чего борется нация.
Все это лежит в основе телевидения – акцентировать внимание на «картинке». Публике всегда интересны важнейшие события, ведущие национальные лидеры или харизматичные политики. Нравятся ей и репортажи о боевых действиях, где взрываются бомбы и гибнут люди. Эти новости, естественно, предпочитаются более скучным политическим анализам.
Телевидение уже давно стало приоритетным средством массовой информации; телевизор смотрят более трех миллиардов людей во всем мире. Именно оно знакомит нас с ежедневными новостями, формирует наши мысли, прогнозирует исторические перспективы.
Фидель Кастро во время дачи интервью Дуршмиду
Телевидение отражает национальные характеры, в различных обществах выполняет различные функции и сильно изменяется от страны к стране, от континента к континенту. Это, кстати, касается и различий в силе его убеждения. Постоянно меняются как способы подачи новостей, так и то, как мы на них реагируем. Сегодня власть предполагает и контроль над средствами массовой информации, включая телевидение. Ежедневные вечерние новости во многом определяют, о чем зрители будут говорить на следующий день. Телевидение универсально и вездесуще, оно уже несколько десятилетий корректирует жизнь людей. Глобальная телекоммуникационная сеть, непрерывно бомбардируя общество картинками и эмоциями, за последние 30 лет превратилась в сильнейшую систему влияния. В тех странах, где СМИ используют стандартные установки, началось заметное размывание культурных и социальных различий наций. В лучшем случае это способствует их сближению. В худшем – ведет к потере индивидуальности.
С возникновением телевидения появились и новые журналистские технологии, которые привели к быстрому распространению «оперативной журналистики». Растущие диапазон и скорость передачи данных повлияли на степень информированности мировой общественности. Телевидение, став самым значимым источником информации, потребовало создания единых ясных журналистских стандартов, которые в свою очередь повлияли на стиль поведения журналистов. Однако видеть причину недостатков СМИ в происшедших изменениях – значит отрицать право человеческой природы на разносторонность. Это больше вопрос личной совести и личного выбора: быть порядочным и корректным, уважительным к людям и демонстрировать чувство ответственности при распространении новостей. Хотя следует учитывать, что зачастую целью СМИ становится не столько стремление способствовать развитию конструктивной критики или хорошей информированности гражданского общества, сколько распространение официальной точки зрения правящих кругов своей страны. Футбольный комментатор громко кричит протяжное «Го-о-л!», если отличается команда его страны и совсем другим голосом констатирует, что мяч забили соперники его команды. Похожее происходит и на войнах – эйфорически может звучать: «Победа!» или сдержанно: «У нас временные неудачи».
Немало репортеров могут называть себя экспертами в деле «изобретения» действительности. Это те, кто снимает не реальность, а «проходные» для экрана сюжеты, Особенно они активны на войне. Трое убитых в окопах солдат противника могут предстать в новостях тысячами погибших. Подобному эффекту служат и наводящие вопросы. Спрашивают, например, солдата, утверждающим тоном: сколько батальонов из огромных орд диких варваров противостояли ему в геройской борьбе? И небольшая перестрелка постепенно превращается в битву при Ватерлоо.
В КРУГУ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Любому, кто завидует профессии военного корреспондента (путешествия по миру, приключения), надо знать, что в действительности это совсем другое ремесло. Чтобы убедиться в этом, надо побывать на их рабочем месте, переполненном до ненормальности как участниками боевых действий, так и «описателями» их историй.
Типичный сценарий: одаренный генерал, выигравший какое-либо сражение, сначала благодарит своих солдат, делая среди них «круг почета» с компанией приближенных. Затем направляется к представителям международных СМИ.
Так как мы живем в век электронных технологий, приоритетное внимание генерала принадлежит команде телевизионщиков. Все они засыпают его одинаковыми по сути вопросами типа: «А война уже закончилась?» Генерал говорит с американскими, английскими, итальянскими журналистами, так как они из стана союзников. И к примеру, игнорирует японцев, так как они не присоединились к коалиции.
Завершив с телевизионщиками, генерал поворачивается к ожидающим его с молящими глазами и диктофонами наготове радиорепортерам. Наконец, он обращает внимание на пишущую братию. Про происходящее в этом секторе можно сказать то же самое, что и про боевые действия: «Длительные фазы скуки прерывались короткими вспышками паники».
Если большинство телевизионщиков из-за своей тяжелой аппаратуры не могут быстро менять позицию, то пишущие корреспонденты со своими карандашами имеют больше возможностей. В смысле перемещений в пространстве, а не в смысле свободы прессы. После разной болтовни, например, о разнице артиллерийских позиций генерала и Наполеона, неизменно следует короткая, но ожесточенная борьба за лучшие места, где будет хотя бы что-нибудь слышно. Кстати, в былые времена военной журналистики корреспонденты не заботились о том, чтобы сразу после боя интервьюировать генерала или солдата. Они просто наблюдали, делали заметки.
Наконец, военные удаляются по своим делам. Так как общественность благодаря спутниковой связи уже через несколько минут узнает о произошедшем, газеты способны предоставить о победе лишь дополнительную информацию. Но, генерал неожиданно исчез со всеми остальными военными, как говорится, «до следующей войны», а страницы блокнота остались чистыми. Отсюда делайте выводы.
Людям всегда интересны войны и конфликты всех видов. Для читателя или телезрителя привлекателен сам ход вооруженной борьбы. Между тем сами по себе боевые действия зачастую менее важны, чем то, что происходит за их кулисами в столицах или на дипломатических переговорах. Это можно сравнить с тем, что войска в тылу обычно сильнее войск на передовой. Сама вооруженная борьба – это периферия вокруг ядра конфликта. Патриотический восторг юношей, воспоминания пожилых, активность писателей, возбуждение правительств, плач женщин, гибель солдат — все это, приковывающее внимание зрителей в первую очередь, — последствия конфликта, но не его суть.
Сегодня каждый может стать свидетелем битвы. Камера приблизилась на экзотическое и опасное расстояние, заражает увлекательностью действия, не подвергая зрителя опасности. В то время, когда пехота на самом деле переживает все ужасы войны, для большинства гражданских война становится как бы параллельно протекающим событием, в известном смысле лишь информацией, которую несут страницы прессы или картинка экрана.
К этому можно относиться как угодно, но СМИ стали частью новых военных сценариев. И многие здесь заботятся о «правильной картинке» — и военное бюро по работе с прессой, и отдел психологической борьбы.
Я уже сейчас могу предсказать, что следующая война начнется ровно в восемь часов вечера, точно в лучшее эфирное время, чтобы быть наверняка доведенной до общественности. Теперь о войне можно говорить и так: она не существует, если о ней ничего не известно.
Старая аксиома журналистики: «Прежде всего люди делают новости». Рассказывая о войне, я регулярно наблюдал, что сообщения о человеческой природе обращали на себя больше внимания, чем рассуждения общего характера. Если офицер — специалист по психологической войне захочет отвлечь внимание чересчур рьяного журналиста, он предоставит ему обычного солдата, совершившего подвиг, имеющего имя, мать, невесту, и ни репортер, ни мы, не заметим, что горят танки…
(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru по статье Э. Дуршмида, пер. А. Коровина. При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).
Факт
Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо «смазывает» картинку. Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40…
Источник: