На вертолетные части и подразделения возлагается решение различных боевых задач, в частности непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, сопровождение и высадка десантов, перевозка войск и боевой техники, борьба с танками и другими бронированными целями, ведение воздушной разведки, несение патрульной службы.
Полагая, что противоборствующая сторона будет также широко использовать вертолеты в аналогичных целях, зарубежные военные специалисты пришли к выводу о необходимости ведения борьбы с вертолетами противника в воздухе. Первоначально для этого предполагалось привлечь часть самолетов тактической авиации — штурмовики и истребители. Однако опыт испытаний и учений показал, что действия самолетов против вертолетов оказались недостаточно эффективными. Основными причинами являются сложность поиска и атаки малоскоростных целей, совершающих полет непосредственно у земли, а также невозможность таких действий в сложных метеорологических условиях, так как метеорологический минимум современных боевых самолетов в несколько раз больше, чем у вертолетов.
В результате в вооруженных силах НАТО утвердилась концепция «вертолет против вертолета», в соответствии с которой на вертолеты возложена еще одна важная задача — борьба с вертолетами противника. Для ее решения первоначально планировалось привлекать вооруженные вертолеты всех типов. Затем предпочтение стали отдавать специально модернизированным для этого машинам. В частности в ВС США решено приспособить разведывательные вертолеты OН-58С и D «Кайова» и ОH-6 для борьбы с вертолетами противника в воздухе. Вертолеты «Кайова» получили УР «Стингер» с тепловой головкой самонаведения (в настоящее время это единственный вертолет в армии США, оснащенный ракетами «воздух-воздух»).
В то же время вертолет AH-64 «Апач» не имеет в составе вооружения ракет «воздух — воздух». Однако эти вертолеты оснащены 30-мм пушками, что позволят им вести оборонительный воздушный бой.
ВЕРТОЛЕТ ПРОТИВ ВЕРТОЛЕТА: ОСНОВЫ ТАКТИКИ
Рассмотрим подробнее тактику боя «вертолет против вертолета».
За рубежом воздушные бои подразделяются по дальности стрельбы (пуска ракет), по количеству участников и по виду (характеру).
По дальности стрельбы (пуска), в зависимости от характеристик установленного на летательных аппаратах оружия и возможности визуального или «приборного» (с помощью технических средств) обнаружения и слежения за противником, различаются бои на большой, средней и малой дальностях (ближний маневренный). Западные специалисты считают, что в случае столкновения вертолетов с вертолетами они будут вести главным образом ближние маневренные бои, так как в большинстве случаев будут находиться на зрительной связи. Поэтому их основным оружием должны быть ракеты малой дальности стрельбы и пушки (пулеметы).
По количеству участников воздушные бои бывают групповые и одиночные. Первые на определенной стадии боя распадаются на одиночные. Исходя из этого в военной авиации стран НАТО основное внимание при обучении летчиков вертолетов воздушному бою уделяется отработке одиночных боев.
Выбор вида боя — наступательный или оборонительный — зависит от поставленных перед экипажем задач, характера действий противника и других условий обстановки.
Если экипажу, обнаружившему воздушную цель первым, не удастся скрытно осуществить сближение и внезапно атаковать ее (противник замечает атакующего до выхода последнего на рубеж эффективного применения оружия), то бой становится маневренным, так как наиболее надежным средством защиты является энергичный маневр для выхода в безопасную зону и занятия выгодного для атаки положения.
Как известно, ближние маневренные бои вели истребители в первой и второй мировых войнах, а также в локальных войнах 50—70-х годов. Поэтому на Западе при разработке тактики боев вертолетов широко использовался опыт истребителей. В частности, у последних были заимствованы основные положения и типовые виды маневров при ведении как одиночного, так и группового боя.
Обучение воздушному бою экипажи вертолетов военной авиации стран НАТО начинают с отработки наступательных и оборонительных боевых маневров сначала одиночно, а затем в составе пары.
По мнению иностранных специалистов, «пушечный» бой возвращает летчика к тактике истребителей периода второй мировой войны и обязывает знать принципы, сформулированные опытом прошлого. К основным из них относится стремление иметь преимущество по высоте и скорости полета, а также занять определенное положение в пространстве относительно вертолета противника — выйти в область возможных атак, находящуюся в задней полусфере и имеющую ограниченные размеры, которые обусловливаются дальностью и ракурсом эффективной стрельбы.
Рис. 1. Наступательный маневр «хай спид», или «горка». Слева: 1 — атакующий вертолет подходит к цели на большой скорости; 2 — обороняющийся, который производит маневр уклонения; 3 — набор высоты; 4 — разворот на цель с большим креном для выхода в область возможных атак. Справа: 1 — обороняющийся вертолет произвел маневр «торможение»); 2 — атакующий делает энергичный разворот; 3 — «горка» с разворотом; 4 — переворот; 5 — атака со снижением.
Перед летчиком (экипажем), получившим начальное тактическое преимущество, ставится следующая задача: вывести свой вертолет в область возможных атак с целью применения оружия. Обороняющийся должен совершить такой маневр, чтобы не допустить этого, а в последующем самому перейти к наступательным действиям или успешно выйти из боя. И атакующий и обороняющийся экипажи маневрируют по горизонтали и по вертикали.
Как показывает опыт прошедших боев, количество типовых маневров при этом не бесконечно, а исчисляется примерно двумя десятками. Поэтому все действия должны быть отработаны экипажами до автоматизма, чтобы в создавшейся «стандартной» обстановке летчики могли выполнять их, не задумываясь. То есть ставится задача — выработать как бы рефлексную ответную реакцию на действия противника. Для экипажей противотанковых вертолетов наиболее характерным считается оборонительный воздушный бой, для более легких — наступательный.
По свидетельству зарубежной печати, для обороняющегося в бою выработаны свои правила, главное из которых — разворот не «от», а «на» противника, чтобы быстрее вывести последнего из области возможных атак своего вертолета. Так, если противник находится на дальности, превышающей величину двух радиусов разворота, то необходимо выполнять установившийся (без потери скорости) разворот. Когда расстояние меньше, то летчик должен совершать форсированный разворот с потерей скорости («торможение»). При этом снижается уровень анергии вертолета, которого может не хватить для последующих активных действий. Однако для увеличения угловой скорости в критическом положении при необходимости быстрейшего вывода противника из области возможных атак и уклонения от его огня форсированный разворот является наиболее эффективным. В иностранной военной прессе приводились некоторые приемы воздушного боя вертолетов, которые отрабатывались летчиками в процессе прохождения специальных программ и на тактических учениях. Особое внимание обращалось на бои между разнотипными вертолетами (например, тяжелым и более легким маневренным, когда каждая сторона придерживается наиболее выгодной для себя тактики).
ПРИМЕРЫ ТАКТИЧЕСКИХ МАНЕВРОВ ВЕРТОЛЕТОВ В ВОЗДУШНОМ БОЮ
В частности, на рис. 1, слева показан наступательный маневр «горка», который у истребителей называется «хай спид». Он выполняется атакующим вертолетом, достигшим большой скорости при сближении. Чтобы сохранить возможность войти и удержаться в области возможных атак и не «проскочить» противника, предпринявшего оборонительный разворот, атакующий уменьшает скорость в процессе набора высоты (первая половина маневра). Это позволяет не только выпустить противника вперед, но и круче развернуться на него (с меньшим радиусом). Оказавшись сзади — сверху цели, летчик сокращает дистанцию (вторая половина маневра) за счет увеличения скорости на снижении и выходит на рубеж действительного огня.
Рис. 2. Слева — наступательный маневр «лоу спид» при атаке на вираже (1 — атакующий вертолет, 2 — обороняющийся вертолет, 3 — начало снижения, 4 — выравнивание и переход в набор высоты, 5 — сближение, атака); справа — оборонительный маневр при атаке на вираже (1 — атакующий вертолет, 2 — обороняющийся вертолет начал быстрый форсированный разворот, 3 — продолжение разворота с пикированием, 4 — выход в атаку).
Отмечается, что если обороняющийся своевременно обнаружил приближающегося с большой скоростью противника и применил «торможение», чтобы пропустить его под собой и перейти в наступление, то атакующий выполняет «горку» (рис.1, справа). При этом он старается не выпустить противника из виду, для чего кладет вертолет почти на спину, затем выполняет переворот и атакует цель на снижении с внешней стороны разворота. Во второй половине маневра используется преимущество легкого вертолета в маневренности для создания угла упреждения, необходимого при стрельбе из пушки.
Когда атакующий вертолет преследует противника на вираже, не имея преимущества в скорости (не может быстро достигнуть дистанции открытия огня), то выполняется прием «выход в упреждающую точку» (у истребителей он называется «лоу спид»). Летчик разворачивает вертолет в точку упреждения и переводит его на снижение, увеличивая тем самым скорость полета. После сближения с целью он начинает набор высоты и занимает расчетное положение для осуществления атаки с задней полусферы (рис. 2, слева).
Рис. 3. Атака с переворотом (полупереворотом) через крыло: 1 — атакующий вертолет начинает разгон, 2 — набор высоты, 3 — атака с переворотом через крыло, 4 — атака с переворотом через крыло с выходом в заднюю полусферу, 5 — обороняющийся вертолет.
При первом признаке начала разворота атакующего вертолета для выхода в упреждающую точку обороняющийся, защищаясь от этого маневра, выполняет форсированный разворот с пикированием навстречу вертолету противника. Другой способ защиты (при наличии достаточной скорости) — резкий набор высоты и переворот на «горке» с выходом в атаку (рис.2, справа).
Если сближение происходит на встречных курсах, то, по расчетам западных специалистов, противника можно атаковать, выполнив переворот через крыло (рис. 3). Для этого летчик увеличивает скорость и при подходе к цели начинает резкий набор высоты (угол тангажа 25—30°), стараясь выйти в мертвую зону над винтом вертолета противника, в которой последний не может применить свое оружие. При достижении необходимого превышения летчик атакующего вертолета осуществляет переворот (полупереворот) с таким расчетом, чтобы оказаться в задней полусфере противника на попутных курсах. Затем он увеличивает скорость и атакует цель.
Для защиты от вертолета, выполняющего упомянутый выше маневр, можно произвести набор высоты с одновременным разворотом в сторону противника в тот момент, когда он только начнет заход для атаки. Как правило, это приводит к тому, что оба вертолета начинают выполнять восходящую спираль, стремясь зайти друг другу в заднюю полусферу. Воздушный бой выиграет тот, кто сумеет сохранить преимущество в скорости.
Рис. 4. Слева — маневр «горизонтальные ножницы» (1 — атакующий вертолет, 2 — обороняющийся вертолет, 3 — энергичный разворот на противника. 4 — обратный форсированный разворот, 5 — выход в заднюю полусферу противника и атака); Справа — оборонительный маневр «внезапное энергичное торможение» (1 — начало торможения обороняющимся вертолетом; 2 — атакующий начинает маневр «крутая горка», 3 — зависание над целью, 4 — разгон для атаки проскочившего вперед противника или с целью выхода из атаки, если последний вовремя выполнил «горку» и сохранил выгодное для себя положение, 5 — пикирование с разворотом в сторону цели, то есть преследование).
Одним из наиболее распространенных исходных положений считается следующее: противники разнесены по интервалу и наблюдают друг друга. В этом случае они чаще всего применяют маневр «сизорс» («горизонтальные ножницы», рис. 4, слева). Следуя правилу «разворот на противника», вертолеты сходятся, а затем расходятся, стремясь выйти друг другу в заднюю полусферу после каждого проскакивания. В такой ситуации легким вертолет имеет преимущество перед более тяжелым, так как он маневрирует с меньшим радиусом разворота, медленнее теряет энергию и лучше сохраняет высоту, благодаря чему может быстрее занять позицию, удобную для использования оружия.
В критической ситуации, когда обороняющийся вертолет находится почти на дальности применения оружия преследующего его легкого вертолета, спасительным маневром для выхода из-под удара считается резкий переход его на большие углы атаки («внезапное энергичное торможение»). В свою очередь атакующий не должен пропустить этот момент и вовремя выполнить «крутую горку» с зависанием на выходе над целью, а затем перевести вертолет на пикирование с разворотом в сторону обороняющегося (рис. 4, справа).
По взглядам западных военных специалистов, воздушный бой вертолеты будут обычно вести на малых и предельно малых высотах, поэтому нисходящие маневры для набора или восстановления скорости небезопасны. Одним из важнейших достоинств техники, приспособленной к бою, они считают высокую тяговооруженность (отношение тяги к весу вертолета). Избыток тяги позволит летчику «контролировать дистанцию» до противника, то есть получать преимущество на сближении или отрыве (при выходе из боя). Не имеющий этого преимущества вынужден будет применять приемы с торможением, рассчитанные на инертность реакции противника (последняя возникает из-за большего веса вертолета или неопытности летчика).
Рис. 5. Слева — маневр «торможение» (1 — вертолет противника, 2 — летчик обнаружил противника в угрожаемой позиции, 3 — торможение путем поворота вертолета вокруг поперечной оси и резного набора высоты, 4 — разгон вертолета на снижение. 5 — атака); справа — маневр «затягивание противника в вираж» (1 — вертолет противника, 2 — начало энергичного разворота с набором высоты, 3 — разворот на противника с последующим выходом в атаку).
Обнаружив противника в угрожаемой позиции со стороны хвоста, летчик, не имеющий возможности выполнить горизонтальный форсированный разворот, прибегает к торможению путем поворота вертолета вокруг поперечной оси с резким набором высоты. Проскочившего вперед противника можно будет атаковать после разгона скорости на снижении (рис. 5, слева).
Меньший избыток тяги (худшая тяговооруженность) обусловливает необходимость тактики «затягивания противника в вираж». При этом важно «на карусели», проигрывая в скорости, не пропустить момента, когда противник прекращает вираж для прицеливания путем выноса угла упреждения для стрельбы из пушки. В данной ситуации рекомендуется перевести свой вертолет в энергичный разворот с набором высоты. Далее бой продолжается на восходящей спирали. При этом летчик более легкого и маневренного вертолета, используя меньший радиус разворота, может войти внутрь круга и занять выгодную для стрельбы из пушки позицию: снизу — сзади под ракурсом до 1/4 (рис. 5, справа).
ТАКТИКА ВОЗДУШНОГО БОЯ ВЕРТОЛЕТОВ В ПАРЕ
По мнению зарубежных военных специалистов, в современной войне для поддержки сухопутных войск будут выделяться большие группы вертолетов, что определяет возникновение групповых воздушных боев.
Если в бою участвуют две пары вертолетов и сближение их начинается на встречных курсах, то атакующие маневрируют с таким расчетом, чтобы занять позицию, позволяющую двум сбоим вертолетам выйти против одной машины противника.
Подход к паре противника следует выполнять с направления, в котором ведущий вертолет противника закрывает обзор своему ведомому. В последующем необходимо совершить маневр для выхода в заднюю полусферу, а в случае невозможности выполнения такого маневра атаку осуществить с передней полусферы или под другим ракурсом.
При ведении воздушного боя парой вертолетов немаловажное значение уделяется распределению обязанностей между ведущим и ведомым. В западной прессе отмечается, что ведущий экипаж должен соблюдать следующие принципы: стремиться постоянно удерживать машину противника в поле зрения; сохранять инициативу и создавать условия, при которых тот не может применять свое оружие; приложить максимум усилий для выполнения успешной атаки с первого захода.
В это время ведомый обязан прикрывать своего ведущего, удерживая в поле зрения вертолеты противника, исключить выход их в заднюю полусферу своего боевого порядка, а при необходимости обеспечить безопасный выход ведущего из боя. Скоротечное изменение воздушной обстановки предполагает также, что оба экипажа в любой момент должны быть готовы поменяться ролями.
Изучая опыт учений и испытаний, иностранные военные специалисты делают определенные выводы и обобщения, которые учитываются в дальнейшей летной и боевой подготовке. При этом отмечается, что экипажам чрезвычайно важно знать вооружение и летно-тактические характеристики вертолетов противника, а также уметь быстро обнаруживать и опознавать их. Кроме того, они должны своевременно и четко оповещать другие экипажи, посты ПВО, командные пункты о приближающемся противника, оставаясь при этом незамеченными.
Успех воздушного боя зависит от своевременности обнаружения цели, согласованности действий членов экипажа и экипажей в группе, от их умения скрыть свой маневр и занять выгодное положение для атаки, а также эффективно применить бортовое оружие.
(«ЗВО»)
Факт
По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.
Источник: