Столица Перу Лима приняла финишировавших участников 41-го издания ралли-марафона Дакар-2019. Главным итогом сложнейшей гонки стала героическая победа Тоби Прайса на мотоцикле, третий триумф Нассера Аль-Аттии за рулём внедорожника, беспрецедентное доминирование Николаса Кавильясо среди участников категории квадроциклов, триумфальное возвращение на мотовездеходе Франциско Лопеса после шести лет отсутствия и четвёртая победа гонщика «КАМАЗ-мастер» Эдуарда Николаева. Наряду с победителями до заветного финиша и торжественного проезда под аркой в районе Магдалена-Дель-Мар на берегу Тихого океана доехали 179 участников: 75 мотоциклистов, 15 квадроциклистов, 76 экипажей на автомобилях, включая 20 гонщиков на багги, и 13 на грузовиках…
Мотоциклы
Какая же красивая история успеха была написана благодаря невероятной решимости и храбрости Тоби Прайса. На старт своего пятого по счёту Дакара австралийский мотогонщик вышел с травмированным правым запястьем – буквально за несколько недель до начала гонки он сломал ладьевидную кость при падении на тренировке. Но, несмотря на не до конца заживший перелом, он принял участие. В отличие от большинства соперников, Прайс сосредоточился на стабильных результатах, которые показывал, превозмогая боль, а не на победах на этапах. И в конце концов такая тактика принесла успех. За день до конца гонки он вышел в лидеры и до самого финиша в Лиме больше никому не отдал первую позицию.
Такое героическое выступление позволило 31-летнему австралийцу завоевать свою вторую победу на Дакаре. А для заводской команды KTM этот триумф стал 18-м кряду – победная серия «оранжевых», которая началось в далёком 2001 году продолжается! Очередной успех непобедимой австрийской марки дополнили Маттиас Валкнер и Сэм Сандерленд, финишировавшие вслед за своим австралийским напарником на подиуме, который снова, в который уже раз ускользнул от Honda.
Хоан Барреда Борт после превосходного начала ралли-марафона потерпел очередную неудачу. А уверенную поступь Рики Брабека остановили проблемы с двигателем за два этапа до финиша. Подобная участь постигла и ведущего гонщика Yamaha Адриена ван Беверена, сошедшего в конце гонки из-за механических неполадок. Дольше всех ожесточенную конкуренцию дружине KTM составлял Пабло Кинтанилья, но и чилийца не хватило до финиша…
Внедорожники
Лишь один экипаж в зачёте внедорожников смог найти важный баланс между результативностью и осторожностью, а также учёл все тонкости навигации, которыми изобиловал маршрут Дакара-2019. Это экипаж Нассера Аль-Аттии и его штурмана Матье Бомеля. «Король пустыни» всегда держал ситуацию на контроле, отрываясь всё дальше и наблюдая за тем, как его прямые соперники Стефан Петерансель, Себастьен Лёб и Карлос Сайнс терпят неудачи в дюнах. Благодаря тщательно продуманному сценарию и превосходному пониманию стратегии он выиграл три спецучастка по ходу дистанции и одержал свою третью победу по итогам всего ралли-марафона, принеся Toyota исторический первый успех на Дакаре. Именно японская марка перехватила пальму первенства после ухода Peugeot и оставила позади армаду X-Raid Mini, которая по численности была в несколько раз больше.
Лучшим же автомобилем команды Свена Квандта стал отнюдь не новый John Cooper Works, а проверенный годами полноприводный All4 Racing. Нани Рома финишировал вторым, а Якуб Пшигонски занял четвёртое место. Тогда как лучшее багги немецкой команды оказалось лишь на 13-м месте усилиями Карлоса Сайнса.
Образцом скорости на минувшем Дакаре несколько неожиданно стал Себастьен Лёб, который при отсутствии проблем был очень хорош, несмотря на статус частника. Однако навигационные ошибки и механические неполадки выбили легенду классического ралли из числа претендентов на первое место. Но наибольшее количество побед на спецучастках (четыре) и второй на Дакаре подиум (3-е место после 2-го в 2017-м) у него никто уже не отберёт.
Мотовездеходы
Благодаря троекратному увеличению числа участников (с 11 до 30 экипажей) и приходу в класс амбициозных новичков борьба в категории мотовездеходов значительно обострилась в этом году. И закончилась она победой как раз одного из дебютантов. Увы, россиянину Сергею Карякину, как и американцу Кейси Карри и чилийцу Игнассио Касале, не удалось удержаться в лидирующей группе до финиша. В отличие от них, бывший мотоциклист Франциско «Чалеко» Лопес избежал серьёзных ошибок и составил конкуренцию прошлогоднему победителю Рейнальдо Вареле и другому бывшему участнику категории мотоциклов Жерару Фарресу (3-й в 2017-м). Добавив три победы на спецучастках в свою и без того богатую коллекцию (11 выигранных допов на мотоцикле), «Чалеко» закрепился в лидерах и на финише в Лиме одержал заветную первую победу на Дакаре, которая несколько раз ускользала от него в двухколёсной категории (3-е место в 2010-м и в 2013-м). А для Чили этот успех стал третьим в главном ралли-марафоне планеты за последние шесть лет после триумфов Касале на квадроцикле в 2014-м и 2018-м.
Квадроциклы
Ралли-марафон в категории квадроциклов прошёл под знаком доминирования Николаса Кавильясо на Yamaha. 27-летний аргентинец просто промчался, как ракета, от старта до финиша, не оставив соперникам ни малейшего шанса. Девять побед на десяти этапах – это беспрецедентный результат в истории Дакара вне зависимости от категории, причём достигнутый прошлогодним дебютантом!
«Было непросто. Я долго и упорно готовился к этой гонке, – поделился Кавильясо впечатлениями на финише. – Это всего лишь мой второй Дакар. Но я продолжал атаковать до самого конца, потому что очень хотел финишировать первым. Теперь я – номер один в категории квадроциклов! Я очень счастлив!»
Единственным, кому удалось потеснить неудержимого Кавильясо на финише спецучастков стал Джеремиас Гонсалес Фериоли, выигравший третий этап. Но в генеральной классификации 23-летний гонщик из Кордовы, проводивший свой четвёртый Дакар, не смог угнаться за соотечественником и проиграл ему колоссальные 1 час 55 минут. Третьим, позади двух аргентинцев финишировал француз Александер Жиру.
Грузовики
Защиту статуса действующего победителя гонщик «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев начал с побед на двух первых спецучастках. Но в дальнейшем он столкнулся с конкуренцией со стороны напарников по команде Андрея Каргинова и Дмитрия Сотникова и за два дня до финиша в Лиме впервые со старта упустил лидерство в генеральной классификации. Тем не менее после великолепной победы на девятом этапе трёхкратный триумфатор вернул инициативу себе и на следующий день в четвёртый раз в карьере привёл свой грузовик первым на финиш Дакара.
Сотников второй раз за последние три года финишировал на втором месте, а третье – занял Жерар де Рой на Iveco, который, несмотря на все ожидания, не смог составить реальной конкуренции «КАМАЗ-мастер».
Лучший перфоманс
«Дакар-2019» стал рекордным для южноамериканского ралли-марафона по количеству женщин – на участие решились 17 представительниц прекрасного пола. Но лишь одна из них отважилась поехать в зачёте Original by Motul (бывший Male), где по регламенту запрещено пользоваться техничкой и помощью механиков. Никогда ещё девушки не преодолевали в одиночку Дакар. Но храбрая российская мотогонщица героически справилась с поставленной задачей. В зачёте, который выиграл голландец Эдвин Стрейвер, Анастасия финишировала девятой среди 16-ти участников. А в генеральной классификации она заняла 62-е место после 75-го в дебюте два года назад.
Сокрушительный удар
32-летний чилийский мотогонщик Пабло Кинтанилья в своём седьмом по счёту Дакаре как никогда был близок к заветному триумфу. На старт заключительного и решающего этапа райдер Husqvarna вышел, проигрывая всего минуту лидеру Тоби Прайсу, и настрой у него был один – атаковать изо всех сил, чтобы отыграть эти 60 секунд. Однако уже на 10 километре после старта мечты о «Золотом бедуине» превратились для него в пыль – Кинтанилья упал и сломал лодыжку. Несмотря на это, он отважно продолжил гонку и даже финишировал, но потерял не только второе место, но и третье.
Статистика дня
90% – количество выигранных спецучастков Николасом Кавильясо. В своём втором по счёту Дакаре молодой аргентинский гонщик вошёл в круг избранных. Да, рекорд по числу побед на этапах одного ралли-марафона принадлежит Пьеру Лартигу в категории автомобилей – 10, но при 16-ти этапах в программе гонки. Ещё три гонщика побеждали на девяти спецучастках за один год: Юбер Ориоль (на мотоцикле в 1984-м), Жаки Икс (на внедорожнике в 1984-м) и Владимир Чагин (на грузовике в 2010-м). Но при таком процентном соотношении, как у Кавильясо, никто и никогда прежде не побеждал на спецучастках Дакара.
Цитата дня
Эдуард Николаев: «Очень тяжёлая гонка. По ходу дистанции было много дюн, песков. При этом у меня были очень сильные соперники, мои напарники по команде, а также Жерар де Рой и Федерико Виллагра. Спасибо организаторам за гонку.
Я очень рад этой победе и доволен своей командой, которая проделала потрясающую работу. У нас очень хороший грузовик. За исключением дня, когда мы застряли в дюнах, не возникло каких-либо проблем. Так что я счастлив».
Источник: