армия и оружие

Всеми известный «Альбатрос» — самолет Aero L-39

Чехия совсем не принадлежит к числу тех стран, которые стоят первые в списке по авиапромышленности. Только в 1919 году в поселке Водоходы появился первый завод «Аэро».

В период войны завод производил бомбардировщики и истребители собственной разработки. Уже после Второй Мировой Войны он перешел на легкие учебно-тренировочные самолеты. Один из них – это самолет Aero L-39 или «Альбатрос». Он получился настолько удачным, что стал одним из самых распространенных в своем роде.

Содержание

  • История создания L-39
  • Конструкция самолета
  • Модификации
  • Летно-технические характеристики
  • Эксплуатация L-39
  • Источники
  • История создания L-39

    Созданный в 1956 г. L-29 Delfin был признан победителем в конкурсе на реактивный учебно-тренировочный самолет для стран Организации Варшавского договора (ОВД). Он оказался весьма простым в пилотировании и неприхотливым в эксплуатации, быстро полюбился авиаторам. Вместе с тем, ряд недостатков и быстрое развитие авиации сделали эту машину морально устаревшей – нужен был новый самолет.

    Новый самолет должен был стать наследниеком L-29 и его разработкой занялись там же – в Чехословакии. К выработке требований на нее военные приступили уже в 1963 г.

    В частности, требовалось при сохранении положительных качеств Дельфина обеспечить более высокую тяговооружениость и надежность при эксплуатации с грунтовых ВПП.

    Особое внимание обращалось на то, чтобы кабины инструктора и обучаемого были подобны кабинам боевых самолетов.

    В 1965 году испытательная сборка первых прототипов началась на заводе Aero Vodochody. На этом предприятии уже тогда собирались лицензионные самолеты МиГ-19, МиГ-21 и L-29.

    С самого начала самолет рассматривался как классический свободнонесущий низкоплан с трехстоечным убираемым шасси, размещением инструктора и обучаемого один за другим. Для «Альбатроса» было выбрано трапециевидное крыло.

    Чтобы обеспечить освоение курсантами основ боевого применения, на машине предусмотрели установку двух подкрыльевых узлов подвески вооружения.

    Хорошо были продуманы вопросы наземного обслуживания самолета.

    Важным вопросом был выбор двигателя. Изначально рассматривался вариант с двумя двигателями, но тогда самолет становился слишком тяжелым и дорогим. После решения использовать один мотор встал выбор между чешским M-720 и советским АН-25.

    ВВС СССР были главным заказчиком и предпочитали отечественный двигатель, да и M-720 был великоват для УТС. В итоге, самолет получил запорожский двигатель ЗМКБ Прогресс АН-25.

    Двигатели начали выпускаться в Чехословакии по лицензии под обозначением AI-21W (W — Walter).

    К 1968 году начали выпускаться прототипы. В кооперации участвовали заводы Aero Vodochody, LET и Rudy Lelov. В конце года прототип L-39 Альбатрос впервые взлетел.

    Конструкция самолета

    «Альбатрос» построен по нормальной аэродинамической схеме свободнонесущего цельнометаллического моноплана с низкорасположенным прямым трапециевидным крылом, трехстоечным убираемым шасси с передней стойкой, двигателем в задней части фюзеляжа, трапециевидным однокилевым хвостовым оперением. Летчики размещаются один за другим в катапультных креслах (впереди курсант, за ним — инструктор).

    За кабиной инструктора находится отсек с топливными баками, также топливные баки обтекаемой формы размещаются на законцовках крыла. Базовая серийная модификация оснащена двухконтурным двухвальным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ разработки Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс» и постройки Запорожского машиностроительного завода (ныне — АО «Мотор Сич», Украина). Самолет также оборудован вспомогательной силовой установкой — одновальным газотурбинным двигателем «Сапфир-5».

    Модификации

    Всего было разработано более 15 модификаций «Альбатроса», в том числе:

    • L-39ZO — легкий штурмовик;
    • L-39V — буксировщик воздушных мишеней;
    • L-39MS/L-59 Super Albatross с более мощным двигателем ДВ-2 разработки запорожского «Прогресса» и чехословацкого производства, а также новым электронным оборудованием;
    • L-159 Alca — дальнейшая модернизация конца 1990-х годов;
    • Л-39Д — украинская гражданская учебная модификация;
    • Л-39М1 — украинская модификация с модернизированным двигателем;
    • Л-39М — украинский летающий тренажер для пилотов МиГ-29.

    В 2014 году Aero Vodochody Aerospace анонсировала создание новейшей модернизированной версии, L-39NG с американским двигателем Williams International FJ44-4M, новым крылом частично из композиционных материалов, комплексом цифровой бортовой авионики и др. Прототип-демонстратор, построенный на базе L-39C, впервые поднялся в воздух 14 сентября 2015 года. Выкатка опытного образца новой постройки состоялась на заводе компании-производителя близ Праги 12 октября 2018 года. Ожидается, что до конца 2018 года эта машина совершит первый полет.

    Летно-технические характеристики

    Аналогов у «Альбатроса» довольно много. Приведем в пример британский «Хоук» и «Альфа Джет» франко-германской разработки.

      Aero L-39 BAE Hawk Dassault-Dornier Alpha Jet Размах крыла, м 9,4 9,9 9,1 Длина, м 12 12,4 13,2 Максимальная взлетная масса, т 4,6 9,1 5 Максимальная скорость, км/ч 757 1028 1000 Вооружение 23 мм пушка, 1200 кг боевой нагрузки 30 мм пушка, 3085 кг боевой нагрузки 27 мм пушка, 2500 кг боевой нагрузки

    Британский самолет превзошел приведенные аналоги по возможностям установки вооружения, но его распространение оказалось довольно ограниченным. В основном он разошелся по странам Британского Содружества.

    «Альфа Джет», также обладающий более мощной боевой нагрузкой, также оказался не очень популярным – выпущено было всего 480 экземпляров, против почти трех тысяч «Альбатросов». И, с учетом популярности L-39 в качестве пилотажного самолета, такую популярность чехословацкой машины нельзя объяснить только «советским влиянием».

    Учебно-тренировочный самолет Aero L-39 «Albatros» в силу специфики своей конструкции в боевых действиях не применялся. Имелись попытки переоборудовать машину в самолет штурмовой авиации, однако эти работы имели ограниченный и частный характер. Помимо стран Восточной Европы, самолет L-39 поставлялся на Кубу, во Вьетнам и в Северную Корею. Всего операторами чехословацкой машины в разные годы были представители 46 стран.

    В настоящее время самолет L-39 уже не производится.

    Однако даже в России он продолжает использоваться, поскольку выпуск новых учебно-тренировочных машин все еще недостаточен. А преемником «Альбатроса» является L-159, сборка которого ведется на заводе «Аэро», которому скоро исполнится сто лет.

    Эксплуатация L-39

    L-39 Альбатрос один из самых массовых учебных самолетов в мире. Выпущенный в количестве 2868 штук, он находится на вооружении 30 стран в составе, как ВВС, так и в руках частных владельцев и компаний.

    На 2020 год в составе ВКС РФ действует порядка 60 самолетов.

    Источники

    • https://tass.ru/info/5693001
    • https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/l-39/
    • https://gun-35.ru/prochee/aero-l-39-albatros-samolyot-istoriya-sozdaniya-tehnicheskie-harakteristiki-tth-konstruktsiya-modifikatsii.html
    • https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/reaktivnyj-uchebno-trenirovochnyj-samolet-aero-l-39-albatros/

    Самолеты Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482

    Источник: army-today.ru

    LEAVE A RESPONSE