армия и оружие

ВВС Армении в ходе войны в Карабахе

Редкое фото армянского Ми-24Д времен карабахской войны

Столкновения между азербайджанцами и армянами в Нагорном Карабахе (историческое армянское название — Арцах), которые начались еще во времена «позднего СССР», с распадом большой страны приобрели характер войны, в кото­рой обе стороны достаточно широко применяли авиацию. На ее использование большое влияние оказал дисбаланс, возникший при разделе советского военного имущества. Прежде всего, он был обусловлен разными подходами сторон к вопросу о строи­тельстве национальных Вооруженных сил. Так, Армения пыта­лась решать проблему в рамках системы коллективной безопа­сности СНГ и поддерживала претензии России на полный контроль над имуществом бывшей Советской Армии. Именно поэтому первый Президент Армянской Республики Левон Тер-Петросян декларировал отказ от создания боеспособной наци­ональной армии в надежде, что Россия не допустит передачи складированного в Азербайджане оружия. Однако его расчет оказался неверным — большинство образовавшихся на руинах СССР стран, включая Азербайджан, провозгласили имевшееся на их территории вооружение национальным достоянием, поэтому заявление России о переходе бывших советских частей и соединений в Закавказье под ее юрисдикцию оказалось лишь декларацией. При дележе имущества получилось, что в Азер­байджане находились пять военных аэродромов, на которых базировались четыре авиаполка ВВС и ПВО СССР. А в Армении вообще не было реактивных самолетов, только 13 боевых вер­толетов Ми-24 из состава 382-й отдельной вертолетной эскад­рильи (в/ч 32823), базировавшейся под Ереваном.

Ожидая «цивилизованного развода», официальные власти Армении не спешили формировать военную авиацию. Однако нарастание масштабов боевых действий в Нагорном Карабахе требовало применения не только транспортной авиации, с чем более-менее справлялись летчики гражданской авиации, но и прямой поддержки с воздуха. В 1991 г. армянские формирова­ния получили один Ми-8 с практически выработанным ресур­сом (вертолетчики ласково называли его «мышкой»). Именно его можно считать «родоначальником» современной армянской военной авиации.

Однако это был не боевой вертолет, и максимум поддержки, которую могли оказать вертолетчики, так это стрельба из пуле­метов и сбрасывание на головы противника самодельных бомб. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1991-92 гг. основную роль в поддержке армянских формирований в Карабахе играли экипажи все той же «ереванской» эскадрильи, входившей в то время в объединенные ВВС СНГ. Стоит отметить, что многие вертолетчики выполняли боевую работу по идейным соображениям, другие — за деньги.

13 июня, во время ожесточенных боев в районе Члрдан-Срхавенд был потерян Ми-24. Выполнив прикрытие двух граж­данских Ми-8, которые перебрасывали оружие и боеприпасы на фронт, экипаж п-ка В. Гуляева решил атаковать цель в районе Колотака. Однако летчик был плохо знаком с местностью и с первого раза не смог идентифицировать противника, и поэтому пошел на второй заход. Внезапно на глазах у всех Ми-24 заго­релся и упал на территории противника. Погибли все, кто нахо­дился на борту, включая командира экипажа, ст. л-та В. Терехина и нескольких армянских бортстрелков. Эвакуировать их тела и провести расследование не представлялось возможным, поэтому о причинах потери доподлинно неизвестно до сих пор. Азербайджанцы не претендуют на эту победу, и некоторые рос­сийские исследователи (например, В. Баранецв книге «Генштаб без тайн») утверждают, что вертолет по ошибке сбили армяне.

Пара армянских Су-25 над аэродромом Гюмри. 2012 г.

В январе 1992 г. в составе новосозданного Министерства обороны Армении было сформировано управление авиации и войск ПВО. Но создано оно было только на бумаге и практиче­ски полгода занималось только поиском людей, имевших хоть какое-то отношение к авиации. Тогда же в страну прибыли из-за рубежа несколько летчиков армянской диаспоры, но толку от них было немного — ведь летали они на технике западного про­изводства. В тех условиях наиболее оптимальным решением стало переучивание гражданских летчиков. Осуществлялось оно нелегально на базе 382-й эскадрильи под руководством за­местителя командира подразделения Эрика Мартиросяна.

Только в июне 1992 г. эскадрилья Ми-24 была официально передана Армении, причем это не было подарком. Еще в апреле российская сторона хотела «под шумок» эвакуировать военную базу из Армении, однако перелет боевых машин был сорван отрядом добровольцев.

Таким образом, к лету 1992 г. у новосозданных армянских ВВС появились вертолеты, однако многие проблемы все еще оставались нерешенными. И прежде всего это касалось кадров. Уже 17 июня в Арзни две группы вертолетчиков совершили пер­вый официальный учебный вылет. Первыми летчиками армян­ских ВВС стали: Александр Абрамян, Борис Бабаян, Серго Ханагян, Григор Багинян, Борис Хачатуров, Гагик Нахапетян, Мелик Меликян, Григор Килофян и другие. Освоение новой тех­ники и переход с гражданского Ми-8 на боевой Ми-24 были бы невозможны без российских инструкторов. Чаще всего армян­ские источники упоминают Владимира Колянова и Леонида Диденко, которые имели за плечами опыт афганской войны.

23 июня 1992 г. отмечен первый боевой вылет собственно армянских ВВС. Однако «первый блин вышел комом» — из трех вертолетов два сразу были подбиты и совершили вынужденные посадки. Однако экипаж третьего вертолета Ми-8 (командир — Борис Хачатуров) спас товарищей от неминуемого плена. Позже один из двух аварийных Ми-24П азербайджанцам уда­лось восстановить и поставить в строй.

Дальнейшие события позволили говорить о возросшем бо­евом мастерстве армянских вертолетчиков. Летом 1992 г. отме­чены их многочисленные вылеты в район Мартакертэ, Аскерана, Мартуни. Причем, как правило, состав ударной группы был сме­шанным — как Ми-24, так и Ми-8.

14 сентября 1992 г, приказом министра обороны Республики Армения (РА) управление авиации было отделено от управле­ния ПВО. Стали создаваться отдельные части и подразделения. Проходил этот процесс в тяжелейших условиях нехватки буквально всего.

В сентябре армянская авиация стала также действовать в направлении Лачина, нанося удары по силам противника в рай­оне сел Каригшлаг (Карикишлак), Гочаз и Сафян, которые угро­жали гуманитарному коридору, и огневым точкам и позициям у населенных пунктов Прджамал, Гаджар, находившимся на рубе­же Мартуни-Физули.

Летом 1992 г. Армения получила первый Су-25 и учебно-бо­евой Су-25УБ. Поставки были осуществлены практически полу­легально. Как вспоминал один из российских летчиков, «…пе­регонять боевые машины на виду у всего мира было нельзя, потому что, когда две страны воюют, публично вмешиваться — это дурной тон, Так что выбрали день облачный метров 600 нижний край. Со спутников, в общем, нас не увидишь. А от ра­даров использовали решение известное: сначала взлетает здоровый грузовик Аи-12. Его на радарах видно как огромное светлое пятно. Мы должны были как можно ближе пристроиться к Аи-12 и с его скоростью и на его высоте идти рядышком».

На момент прибытия «Грачей» в Армении было только три летчика, которые могли пилотировать реактивные самолеты: п-к А. Абрамян, подп-к Б. Бабаян и к-н М. Меликян. Причем только последний был подготовлен на Су-25, остальных нужно пере­учивать.

Ситуация в Карабахе требовала немедленного вмешатель­ства штурмовой авиации, и практически сразу единственный Су-25 был брошен в бой. Как и в случае с вертолетами, первый вылет оказался крайне неудачным. 4 сентября над Степана­кертом свои же сбили из ПЗРК самолет к-на Меликяна. Сработал стереотип, что любой самолет в небе Карабаха — азербайджан­ский, поэтому расчет и выполнил «образцово-показательные» стрельбы. Летчик катапультировался и после приземления был избит местными жителями, пока смог доказать свое армянское происхождение. Тем не менее, уже 16-го числа он на оставшей­ся в строю «спарке» штурмовал азербайджанские позиции вблизи населенных пунктов Кармир Шука и Каджар.

В сентябре был получен один Су-25, а в ноябре — еще четы­ре, что позволило сформировать 1 апреля 1993 г. 1-ю штурмо­вую эскадрилью ВВС РА. Однако в боях эти машины уже не уча­ствовали, а над линией фронта появлялись только вертолеты. Именно вертолетчики в октябре 1992 г. наносили удары по огне­вым точкам, размещенным в направлении населенного пункта Моллалар, гор Сузуздаг и Гочаз, которые угрожали Лачинскому коридору.

Армянские десантники отрабатывают высадку из Ми-8

8 октября состоялся один из самых известных вылетов в истории армянских ВВС. В очередной раз армянские летчики должны были нанести удары по расположенным недалеко от Сузуздага достаточно мощным опорным пунктам противника. Экипажи боевых Ми-24 состояли из молодых и неопытных офи­церов. Первую пару возглавлял л-т Самсон Самсонян (опера­тор л-т Арсен Арсенян). Его ведомым был л-т Армен Мкртчян (оператор л-т Сергей Барикян). Еще два Ми-24 пилотировали л-ты Мкртич Авдалян и Армен Мартиросян, а операторами были к-н Артур Мкртчян и л-т Камо Казарян. Из них обучался полетам на Ми-24 в военном училище только 24-летний А. Мартиросян, остальные — переучились с Ми-8 и Ми-2. Возраст самого стар­шего из летчиков не доходил до тридцати, а Армену Мкртчяну и Сергею Барикяну еще не было и 20 лет. Ударную группу сопро­вождал постоянный «ангел-спаситель» Ми-8. В его экипаж входили: командир подп-к Борис Хачатуров, летчик-штурман к-н Феликс Мурадян, борттехник л-т Арам Агасарян и пулеметчик ст. л-т Карен Аванесян.

Не располагавшие разведывательными данными вертолет­чики не имели ни малейшего представления об особенностях цели и какими средствами ПВО она прикрыта. Тем не менее, учитывая, что противник вел активные наступательные дейст­вия и использовал бронетехнику, было решено впервые исполь­зовать противотанковые управляемые ракеты 9М114 комплек­са «Штурм-В», хотя применение такого оружия требует доста­точно высокой квалификации экипажей.

Рано утром все пять вертолетов поднялись в воздух. Как по­ложено, ударная группа разделилась на пары, которые на мини­мальной высоте незамеченными подошли к цели. Первым выпу­стил управляемую ракету Самсонян, остальные отработали НАРами С-8. Вскоре на земле произошел большой взрыв. Разбираться с потерями противника вертолетчикам было не­когда — в воздухе появился одинокий азербайджанский Ми-24. Однако он боя не принял и быстро ушел на малой высоте. Армянская группа без потерь вернулась на базу.

Вертолетчики продолжили боевые вылеты осенью 1992 г и в начале 1993 г. Причем непосредственная поддержка войск стала второстепенной задачей, уступив в значимости воздуш­ным перевозкам. Так, по неполным данным, с линии фронта были вывезены более 980 раненых и около сотни погибших, в Арцах удалось перебросить около 24 т оружия, боеприпасов и продовольствия.

Несмотря на неизбежные потери и неудачи, в целом приме­нение армянской авиации в ходе той войны стоит признать до­статочно успешным. Тем более, что количество и качество авиа­техники было несоизмеримым по сравнению с противостоящей стороной.

(М. Жирохов, «Авиация и время»)

Факт

К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особен­ности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE