Эмблема ВВС Финляндии
Военно-воздушные силы Финляндии являются наиболее боеготовым видом национальных вооруженных сил (ВС), который способен решать поставленные задачи самостоятельно или во взаимодействии с сухопутными войсками и военно-морскими силами страны.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
На финские ВВС возложены три основные функции, которые выполняются скоординировано и в тесном взаимодействии с СВ и ВМС страны.
Первая — обеспечение военной безопасности, которая предполагает выполнение следующих задач:
- охрана воздушного пространства суверенного государства;
- поддержание необходимого уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовка частей и подразделений на уровне, обеспечивающем своевременное и адекватное отражение агрессии с воздуха;
- организация и проведение оперативной и боевой подготовки;
- реализация программы реформирования ВВС и приведение их в соответствие с современными требованиями.
Вторая — отражение вооруженного нападения, предусматривающая:
- обеспечение противовоздушной обороны важнейших военных объектов, административных и промышленных центров страны;
- завоевание господства в воздухе при ведении вооруженными силами боевых действий;
- ведение видовой, радио- и радиоэлектронной разведки;
- осуществление блокады воздушного района;
- авиационная поддержка сухопутных войск и ВМС, прикрытие их с воздуха; подавление радиоэлектронных средств противника;
- переброска личного состава и грузов по воздуху в интересах ВС;
- обеспечение деятельности и охраны основных авиабаз, а также оперативного развертывания передовых аэродромов;
- авиационное обеспечение поисково-спасательных операций на территории страны и в прилегающих к ней акваториях Балтийского моря.
Третья — участие в операциях по поддержанию и восстановлению мира, которая заключается в следующем:
- оказание авиационной поддержки национальным контингентам в ходе их участия в международных операциях;
- обеспечение воздушной блокады района конфликта с целью выполнения международных санкций;
- развертывание передовых авиабаз в зоне конфликта;
- доставка по воздуху гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуация из зоны конфликта.
СТРУКТУРА ВВС ФИНЛЯНДИИ
Руководство военно-воздушными силами осуществляет главнокомандующий ВС Финляндии через командующего ВВС, который отвечает за боевую и мобилизационную готовность подчиненных частей и подразделений, организацию подготовки летного и технического состава, поддержание вооружения и военной техники в боеготовом состоянии, МТО соединений и частей, а также оперативное управление силами и средствами в мирное время, в угрожаемый период и в военное время.
Основные авиабазы ВВС Финляндии
Силы и средства ВВС организационно сведены в истребительно-авиационные крылья (иакр), крыло вспомогательной авиации и истребительно-авиационные эскадрильи (иаэ).
Истребительно-авиационное крыло, являясь основной тактической единицей, предназначено для подготовки кадрового состава, формирования авиационного резерва, создания запасов материальных средств, выполнения задач ПВО страны совместно с частями и подразделениями противовоздушной обороны национальных сухопутных войск. Оно включает истребительно-авиационную эскадрилью, а также подразделения аэродромного обслуживания, связи, тылового и материально-технического обеспечения.
Численность личного состава иакр около 500 человек. Командир крыла отвечает за боевую готовность, подготовку и МТО подчиненных подразделений.
Истребительно-авиационная эскадрилья представляет собой основное тактическое подразделение, в которое входят два боевых звена и звено связи. На вооружении иаэ состоит около 30 самолетов.
В мирное время для базирования авиации используются четыре авиабазы: Тиккакоски, Рованиеми, Сиилинярви и Пирккала. Они оснащены стационарными средствами связи а также навигационным и светотехническим оборудованием. Здесь находятся склады боеприпасов и ГСМ, защитные укрытия, одиночные и групповые стоянки для самолетов, технические и служебные здания. В случае необходимости в интересах ВВС могут задействоваться гражданские аэродромы или специально оборудованные участки автомагистралей.
В настоящее время в составе финских ВВС имеются:
- штаб;
- два иакр: «Карьяла» (Сиилинярви) и «Лаппи» (Рованиеми), в которые входят 11 и 31 иаэ соответственно;
- крыло вспомогательной авиации «Сатакунта» (Пирккала);
- центр исследований и разведки;
- военное авиационное училище.
Штаб ВВС (Тиккакоски) включает шесть отделов (кадров, оперативный, планирования, информатизации, материально-технического обеспечения и канцелярия), комендантскую службу и отделение по связям с общественностью. Численность личного состава штаба около 250 человек.
Истребительно-авиационное крыло «Карьяла» является одной из двух основных тактических единиц постоянной готовности ВВС Финляндии и на 100% укомплектовано личным составом, вооружением и боевой техникой. Зона ответственности — юго-восточная часть страны.
В состав этого иакр входят: штаб, 31 иаэ ПВО, центр контроля воздушного пространства и управления полетами, рота аэродромного обеспечения, авиационные ремонтные мастерские, центры техники связи и снабжения.
Главная задача 31 иаэ — предотвращение несанкционированного доступа в воздушное пространство Финляндии иностранных летательных аппаратов.
Зоной ответственности истребительно-авиационного крыла «Лаппи» является северная часть Финляндии.
В рамках программы по реорганизации национальных ВС, рассчитанной до конца 2014 года, в состав этой иаэ вошла большая часть истребителей F/A-18 «Хорнет» расформированной 21 иаэ из сокращенного (переформированного) авиационного крыла «Сатакунта» (н. п. Пирккала) национальных ВВС.
Зоной ответственности истребителъно-авиационного крыла «Лаппи» является северная часть Финляндии (губернии Оулу и Лаппи), занимающая около 50% территории государства и воздушного пространства над ним.
Данное иакр также полностью укомплектовано личным составом и ВВТ.
Организационно иакр «Лаппи» включает следующие подразделения: штаб; 11 иаэ ПВО, центр контроля воздушного пространства и управления полетами, роту аэродромного обеспечения, авиационные ремонтные мастерские, а также центр техники связи.
Задачами 11 иаэ являются противовоздушная оборона и предотвращение нарушений воздушного пространства Финляндии в своей зоне ответственности.
На крыло вспомогательной авиации «Сатакунта» возложена ответственность за решение вспомогательных задач, в том числе военно-транспортных и разведывательных (связь, перевозка личного состава и грузов, обучение, парашютная подготовка, картографирование, проведение НИОКР и т. п.).
В соответствии с планами долгосрочного реформирования национальных ВС в составе соединения намечается сформировать эскадрилью транспортную и разведки, в которую будет включена вся вспомогательная и обеспечивающая авиационная техника. Кроме того, на базе данного крыла предполагается разместить центр исследований и разведки ВВС.
Центр исследований и разведки ВВС проводит комплекс мероприятий по улучшению летно-технических характеристик и обслуживанию основного боевого самолета ВВС Финляндии F/A-18 «Хорнет».
Начальная подготовка летного состава и специалистов наземных служб, а также практическое обучение летного состава организованы в военном авиационном училище, где обучаются офицеры для национальных ВВС и пограничной службы, а также военнослужащие по призыву, резервисты и гражданский персонал военно-воздушных сил.
ВООРУЖЕНИЕ ФИНСКИХ ВВС
На вооружении ВВС состоят самолеты боевой (около 60 единиц) и вспомогательной (более 100 единиц) авиации.
В рамках реформирования ВС Финляндии до конца 2016 года в ВВС предусматривается завершить модернизацию истребителей F/A-18 «Хорнет» с целью повышения их возможностей по решению задач ПВО и нанесению ударов высокоточным оружием по наземным объектам на удалении до 400 км, а также участия в операциях по урегулированию кризисов в составе многонациональных группировок войск (сил).
В ходе реализации программы оснащения национальных ВС современными образцами ВВТ в 2016 году планируется принять на вооружение 70 управляемых ракет «Джасм» класса «воздух — земля», закупленных в США. В соответствии с контрактом предусматривается провести работы по монтажу блоков управления оружием, а также установить программно-математическое обеспечение на бортовые ЭВМ.
Кроме того, в настоящее время в интересах повышения эффективности боевой подготовки продолжается модернизация учебно-боевых самолетов «Хок» Mk 51/Mk 51A на заводах концерна «Патриа», а также рассматривается вариант замены 27 самолетов «Винка» учебно-тренировочными самолетами нового типа.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Комплектование ВВС личным составом производится как на основе призыва в соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности (военнослужащие подразделений обеспечения), так и путем набора лиц на добровольной основе (летно-технический состав).
Учебно-боевой самолет «Хок» Mk 51
Призыв рядового состава осуществляется два раза в год. Как правило, срок срочной службы в военно-воздушных силах 352 дня. При этом на должности технических специалистов назначение осуществляется только на основе личных заявлений призывников.
Система подготовки летного состава включает четыре этапа.
В ходе первого этапа призывники проходят службу в течение 12 месяцев, и по его завершении их налет на самолетах «Винка» должен составлять не менее 35 ч.
На втором этапе после сдачи экзаменов и поступления в военное авиационное училище (срок обучения три года) на первом курсе налет каждого курсанта на самолетах «Винка» должен составлять до 60 ч.
В рамках третьего этапа (второй и третий курсы училища) летная подготовка продолжается на самолетах «Хок» (налет 50 ч).
В ходе четвертого этапа после распределения выпускников училища по боевым подразделениям в течение года летчики продолжают подготовку на самолетах «Хок» — налет до 115 ч.
В рамках третьего и четвертого этапов летный состав отрабатывает задачи на тренажерах. По итогам подготовки офицеры могут быть назначены на должности как летчиков-истребителей, так и летчиков вспомогательной авиации.
В дальнейшем летчики-истребители продолжают обучение по управлению истребителями F/A-18 «Хорнет», на что отводится 70 ч. При этом радиообмен в ходе полетов осуществляется только на английском языке.
Исходя из важности стоящих перед вооруженными силами задач, командование ВС уже в мирное время стремится обеспечить высокую степень боевой готовности ВВС. Так, в каждом истребительно-авиационном крыле на круглосуточном боевом дежурстве один истребитель находится в пятиминутной готовности к вылету и один – в 15-минутной с полным боекомплектом.
По мнению командования национальных ВС, для поддержания высокой боеготовности ВВС необходимо, в частности, всестороннее расширение взаимодействия с НАТО. Так, в 2014 году Финляндия выделила в состав резервного компонента сил первоочередного задействования альянса четыре тактических истребителя F/A-18 «Хорнет» и подразделение обеспечения (250 человек).
Военно-транспортный самолет F-27 «Фоккер»
Свидетельством укрепления взаимоотношений Хельсинки с Североатлантическим союзом является также задействование финских ВВС в миссии НАТО по контролю воздушного пространства Исландии под руководством ВВС Норвегии. В частности, в период с 3 по 21 февраля 2014 года контингент ВВС Финляндии (совместно со Швецией) принимал участие в учениях «Айслэнд эр мит-2014» в воздушном пространстве Исландии.
Кроме того, Финляндия в интересах обеспечения перебросок национальных миротворческих контингентов продолжает участвовать в финансировании программы НАТО «Стратеджик эрлифт капабилитиз» (Strategic airlift capabilities).
Согласно достигнутым договоренностям экипажи финских ВВС имеют годовую квоту налета в 100 ч на трех военно-транспортных самолетах С-17 «Глоубмастер-3», размещенных на авиабазе Папа (Венгрия).
Оперативная и боевая подготовка финских ВВС направлена на совершенствование слаженности органов управления, частей и подразделений, повышение профессиональных навыков личного состава этого вида с учетом возможных вызовов и угроз, гарантированного выполнения задач по обеспечению военной безопасности страны, новых тенденций в характере вооруженной борьбы, а также способов действий и оперативного предназначения группировок войск.
Основное внимание в ходе комплексных летно-тактических учений, командно-штабных тренировок, проверок боеготовности частей и подразделений, а также повседневной учебно-боевой деятельности уделяется отработке вопросов мобилизационного развертывания и боевого применения частей и подразделений в соответствии со взглядами военного и политического руководства страны на возможные угрозы национальной безопасности и способы развязывания войны в современных условиях.
Таким образом, за счет оптимизации оргштатной структуры военно-воздушных сил в ходе реформирования национальных ВС, обновления и модернизации парка авиационной техники и средств радиолокационного контроля командование ВВС рассчитывает в ближайшей перспективе повысить боевые возможности подчиненных частей и их готовность к рещению задач по предназначению в современных условиях. При этом реализация планов реформирования финской армии свидетельствует о стремлении Хельсинки обновить и усовершенствовать ВВТ национальных военно-воздушных сил в соответствии со стандартами НАТО.
(Полковник К. Петров, «ЗВО»)
Факт
В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…
Источник: