армия и оружие

ВВС Финляндии

Эмблема ВВС Финляндии

Военно-воздушные силы Финляндии являются наиболее боеготовым видом национальных вооруженных сил (ВС), который способен ре­шать поставленные задачи самостоятельно или во взаимодействии с сухопутными войсками и воен­но-морскими силами страны.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

На финские ВВС возложены три основные функ­ции, которые выполняются скоординировано и в тесном взаимодействии с СВ и ВМС страны.

Первая — обеспечение военной безопасности, которая предполагает выполнение следующих за­дач:

  • охрана воздушного пространства суверенного государства;
  • поддержание необходимого уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовка частей и подразделений на уровне, обе­спечивающем своевременное и адекватное отраже­ние агрессии с воздуха;
  • организация и проведение оперативной и боевой подготовки;
  • реализация про­граммы реформирования ВВС и приведение их в соответствие с современными требованиями.

Вторая — отражение вооруженного нападения, предусматривающая:

  • обеспечение противовоздуш­ной обороны важнейших военных объектов, адми­нистративных и промышленных центров страны;
  • завоевание господства в воздухе при ведении во­оруженными силами боевых действий;
  • ведение видовой, радио- и радиоэлектронной разведки;
  • осуществление блокады воздушного района;
  • ави­ационная поддержка сухопутных войск и ВМС, прикрытие их с воздуха; подавление радиоэлектронных средств противни­ка;
  • переброска личного состава и грузов по воздуху в интересах ВС;
  • обе­спечение деятельности и охраны основных авиабаз, а также оперативного развертывания передовых аэродромов;
  • авиационное обеспечение поиско­во-спасательных операций на территории страны и в прилегающих к ней акваториях Балтийского моря.

Третья — участие в операциях по поддержанию и восстановлению мира, которая заключается в следующем:

  • оказание авиационной поддержки на­циональным контингентам в ходе их участия в международных операциях;
  • обеспечение воздушной блокады района конфликта с целью выполнения международных санкций;
  • развертывание передовых авиабаз в зоне кон­фликта;
  •  доставка по воздуху гуманитарной помощи гражданскому населе­нию и его эвакуация из зоны конфликта.

 

СТРУКТУРА ВВС ФИНЛЯНДИИ

Руководство военно-воздушными силами осуществляет главнокоманду­ющий ВС Финляндии через командующего ВВС, который отвечает за боевую и мобилизационную готовность подчиненных частей и подразделений, организацию подготовки летного и технического состава, поддержание во­оружения и военной тех­ники в боеготовом состоянии, МТО соединений и частей, а также оператив­ное управление силами и средствами в мирное вре­мя, в угрожаемый период и в военное время.

Основные авиабазы ВВС Финляндии

Силы и средства ВВС организационно сведены в истребительно-авиационные крылья (иакр), крыло вспомогательной авиации и истребительно-авиационные эскадри­льи (иаэ).

Истребительно-авиационное кры­ло, являясь основной тактической единицей, предназначено для подго­товки кадрового состава, формиро­вания авиационного резерва, созда­ния запасов материальных средств, выполнения задач ПВО страны со­вместно с частями и подразделени­ями противовоздушной обороны на­циональных сухопутных войск. Оно включает истребительно-авиационную эскадрилью, а также подразде­ления аэродромного обслуживания, связи, тылового и материально-тех­нического обеспечения.

Численность личного состава иакр около 500 человек. Командир крыла отвечает за боевую готовность, под­готовку и МТО подчиненных подраз­делений.

Истребительно-авиационная эска­дрилья представляет собой основное тактическое подразделение, в кото­рое входят два боевых звена и звено связи. На вооружении иаэ состоит около 30 самолетов.

В мирное время для базирования авиации используются четыре авиа­базы: Тиккакоски, Рованиеми, Сиилинярви и Пирккала. Они оснащены стационарными средствами связи а также навигационным и светотехническим оборудованием. Здесь находятся склады боеприпасов и ГСМ, защитные укрытия, одиночные и групповые стоянки для са­молетов, технические и служебные здания. В слу­чае необходимости в интересах ВВС могут задействоваться гражданские аэродромы или специаль­но оборудованные участки автомагистралей.

В настоящее время в составе финских ВВС имеются:

  • штаб;
  • два иакр: «Карьяла» (Сиилинярви) и «Лаппи» (Рованиеми), в которые входят 11 и 31 иаэ соответственно;
  • крыло вспомогательной авиации «Сатакунта» (Пирккала);
  • центр исследований и разведки;
  • военное авиационное училище.

Штаб ВВС (Тиккакоски) включает шесть отде­лов (кадров, оперативный, планирования, инфор­матизации, материально-технического обеспече­ния и канцелярия), комендантскую службу и отде­ление по связям с общественностью. Численность личного состава штаба около 250 человек.

Истребительно-авиационное крыло «Карьяла» является одной из двух основных тактических еди­ниц постоянной готовности ВВС Финляндии и на 100% укомплектовано личным составом, воо­ружением и боевой техникой. Зона ответственно­сти — юго-восточная часть страны.

В состав этого иакр входят: штаб, 31 иаэ ПВО, центр контроля воздушного пространства и управ­ления полетами, рота аэродромного обеспечения, авиационные ремонтные мастерские, центры тех­ники связи и снабжения.

Главная задача 31 иаэ — предотвращение несанк­ционированного доступа в воздушное простран­ство Финляндии иностранных летательных аппа­ратов.

Зоной ответственности истребительно-авиационного крыла «Лаппи» является северная часть Финляндии.

В рамках программы по реорганизации нацио­нальных ВС, рассчитанной до конца 2014 года, в состав этой иаэ вошла большая часть истребителей F/A-18 «Хорнет» расформированной 21 иаэ из со­кращенного (переформированного) авиационного крыла «Сатакунта» (н. п. Пирккала) национальных ВВС.

Зоной ответственности истребителъно-авиационного крыла «Лаппи» является северная часть Финляндии (губернии Оулу и Лаппи), занимающая около 50% территории государства и воздуш­ного пространства над ним.

Данное иакр также полностью укомплектовано личным составом и ВВТ.

Организационно иакр «Лаппи» включает сле­дующие подразделения: штаб; 11 иаэ ПВО, центр контроля воздушного пространства и управления полетами, роту аэродромного обеспечения, авиа­ционные ремонтные мастерские, а также центр техники связи.

Задачами 11 иаэ являются противовоздушная оборона и предотвращение нарушений воздушного пространства Финляндии в своей зоне ответствен­ности.

На крыло вспомогательной авиации «Сатакунта» возложена ответственность за решение вспо­могательных задач, в том числе военно-транспорт­ных и разведывательных (связь, перевозка личного состава и грузов, обучение, парашютная подготов­ка, картографирование, проведение НИОКР и т. п.).

В соответствии с планами долгосрочного рефор­мирования национальных ВС в составе соедине­ния намечается сформировать эскадрилью транс­портную и разведки, в которую будет включена вся вспомогательная и обеспечивающая авиационная техника. Кроме того, на базе данного крыла пред­полагается разместить центр исследований и разведки ВВС.

Центр исследований и разведки ВВС проводит комплекс мероприятий по улучшению летно-технических характеристик и обслуживанию основно­го боевого самолета ВВС Финляндии F/A-18 «Хорнет».

Начальная подготовка летного состава и специалистов наземных служб, а также практическое обучение летного состава организованы в военном авиационном училище, где обучаются офицеры для национальных ВВС и пограничной службы, а также военнослужащие по призыву, резервисты и гражданский персонал военно-воздушных сил.

 

ВООРУЖЕНИЕ ФИНСКИХ ВВС

На вооружении ВВС состоят самолеты бое­вой (около 60 единиц) и вспомогательной (более 100 единиц) авиации.

В рамках реформиро­вания ВС Финляндии до конца 2016 года в ВВС предусматривается за­вершить модернизацию истребителей   F/A-18 «Хорнет» с целью повышения их возможностей по решению задач ПВО и нанесению ударов высокоточным оружием по наземным объектам на уда­лении до 400 км, а также участия в операциях по урегулированию кризисов в составе многонациональных группировок войск (сил).

В ходе реализации программы оснащения национальных ВС современ­ными образцами ВВТ в 2016 году планируется принять на вооружение 70 управляемых ракет «Джасм» класса «воздух — земля», закупленных в США. В соответствии с контрактом предусматривается провести работы по мон­тажу блоков управления оружием, а также установить программно-матема­тическое обеспечение на бортовые ЭВМ.

Кроме того, в настоящее время в интересах повышения эффективности боевой подготовки продолжается модернизация учебно-боевых самолетов «Хок» Mk 51/Mk 51A на заводах концерна «Патриа», а также рассматрива­ется вариант замены 27 самолетов «Винка» учебно-тренировочными само­летами нового типа.

 

КОМПЛЕКТОВАНИЕ И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Комплектование ВВС личным составом производится как на основе при­зыва в соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности (военнос­лужащие подразделений обеспечения), так и путем набора лиц на добро­вольной основе (летно-технический состав).

Учебно-боевой самолет «Хок» Mk 51

Призыв рядового состава осуществляется два раза в год. Как правило, срок срочной службы в военно-воздушных силах 352 дня. При этом на должности технических специалистов назначение осуществляется только на основе личных заявлений призывников.

Система подготовки летного состава включает четыре этапа.

В ходе первого этапа призывники проходят службу в течение 12 месяцев, и по его завершении их налет на самолетах «Винка» должен составлять не менее 35 ч.

На втором этапе после сдачи экзаменов и поступления в военное авиа­ционное училище (срок обучения три года) на первом курсе налет каждого курсанта на самолетах «Винка» должен составлять до 60 ч.

В рамках третьего этапа (второй и третий курсы училища) летная под­готовка продолжается на самолетах «Хок» (налет 50 ч).

В ходе четвертого этапа после распределения выпускников училища по боевым подразделениям в течение года летчики продолжают подготовку на самолетах «Хок» — налет до 115 ч.

В рамках третьего и четвертого этапов летный состав отрабатывает задачи на тренажерах. По итогам подготовки офицеры могут быть назначены на должности как летчиков-истребителей, так и летчиков вспомогательной авиации.

В дальнейшем летчики-истребители продолжают обучение по управле­нию истребителями F/A-18 «Хорнет», на что отводится 70 ч. При этом ра­диообмен в ходе полетов осуществляется только на английском языке.

Исходя из важности стоящих перед вооруженными силами задач, коман­дование ВС уже в мирное время стремится обеспечить высокую степень боевой готовности ВВС. Так, в каждом истребительно-авиационном крыле на круглосуточном боевом дежурстве один истребитель находится в пяти­минутной готовности к вылету и один – в 15-минутной с полным боеком­плектом.

По мнению командования национальных ВС, для под­держания высокой боеготовности ВВС необходимо, в частности, всестороннее расширение взаимодей­ствия с НАТО. Так, в 2014 году Финляндия выделила в состав резервного компо­нента сил первоочередно­го задействования альянса четыре тактических истре­бителя F/A-18 «Хорнет» и подразделение обеспечения (250 человек).

Военно-транспортный самолет F-27 «Фоккер»

Свидетельством  укре­пления взаимоотношений Хельсинки с Североатлан­тическим союзом является также задействование финских ВВС в миссии НАТО по контролю воздушного пространства Исландии под руководством ВВС Норвегии. В частности, в период с 3 по 21 февраля 2014 года контин­гент ВВС Финляндии (совместно со Швецией) принимал участие в учениях «Айслэнд эр мит-2014» в воздушном пространстве Исландии.

Кроме того, Финляндия в интересах обеспечения перебросок националь­ных миротворческих контингентов продолжает участвовать в финансиро­вании программы НАТО «Стратеджик эрлифт капабилитиз» (Strategic airlift capabilities).

Согласно достигнутым договоренностям экипажи финских ВВС имеют годовую квоту налета в 100 ч на трех военно-транспортных самолетах С-17 «Глоубмастер-3», размещенных на авиабазе Папа (Венгрия).

Оперативная и боевая подготовка финских ВВС направлена на совер­шенствование слаженности органов управления, частей и подразделений, повышение профессиональных навыков личного состава этого вида с уче­том возможных вызовов и угроз, гарантированного выполнения задач по обеспечению военной безопасности страны, новых тенденций в характере вооруженной борьбы, а также способов действий и оперативного предна­значения группировок войск.

Основное внимание в ходе комплексных летно-тактических учений, ко­мандно-штабных тренировок, проверок боеготовности частей и подразде­лений, а также повседневной учебно-боевой деятельности уделяется отра­ботке вопросов мобилизационного развертывания и боевого применения частей и подразделений в соответствии со взглядами военного и политиче­ского руководства страны на возможные угрозы национальной безопасно­сти и способы развязывания войны в современных условиях.

Таким образом, за счет оптимизации оргштатной структуры воен­но-воздушных сил в ходе реформирования национальных ВС, обновле­ния и модернизации парка авиационной техники и средств радиоло­кационного контроля командование ВВС рассчитывает в ближайшей перспективе повысить боевые возможности подчиненных частей и их готовность к рещению задач по предназначению в современных ус­ловиях. При этом реализация планов реформирования финской армии свидетельствует о стремлении Хельсинки обновить и усовершен­ствовать ВВТ национальных военно-воздушных сил в соответствии со стандартами НАТО.

(Полковник К. Петров, «ЗВО»)

Факт

В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE