армия и оружие

ВВС Франции в операции «Сервал» в Мали

Схема боевых действий в Мали

В марте 2013 года командование ВС Фран­ции и эксперты подвели предваритель­ные итоги операции «Сервал» за период с 11 января по 13 февраля 2013 года. За это время авиация ВС Франции совершила 970 вылетов, свыше 170 из которых завершились нанесением ракетно-бомбовых ударов по по­зициям противника. Для решения боевых задач (нанесение ракетно-бомбовых ударов, ведение разведки) экипажи тактических истребителей задействовались за это время свыше 200 раз.

Контртеррористическая операция, получив­шая название «Сервал», началась с нанесения боевыми самолетами ВВС Франции ударов по наземным объектам террористов, в первую очередь по тренировочным лагерям и складам. Около 500 французских военнослужащих высаделись в Бамакао. Наблюдатели отмечали, что участвовавшие в конфликте стороны понесли поте­ри – в первый день был сбит французский вертолет (пилот погиб). Только в боях за г. Конна погибли 11 военных ар­мии Мали и 60 человек получили ранения. Потери боеви­ков зарубежные источ­ники оценивают в сотни человек, правозащитники заговорили о гибели мирных жителей в результате бомбардировок. 16 января французские подразделения впервые с момента начала операции вступили в боестолкновение с отрядами боевиков. Это произошло в окрестно­стях г. Диабали

После первых дней про­ведения операции «Сервал» французское коман­дование решило нарастить численность своего воинского контингента в Мали сначала до 2500 человек, а чуть позже уже до 4 тыс. В связи с увели­чившимися потребностя­ми войск в боеприпасах и средствах МТО значи­тельно возросли нагрузки на ВТА, осуществлявшую их доставку из Европы в районы операции.

Так как Франция прово­дит эту операцию само­стоятельно вне рамок НАТО, ее возможности по воздушным перебро­скам не обеспечивают потребности разверты­ваемой группировки. В связи с этим некоторые страны стали оказывать ей содействие своими военно-транспортными са­молетами (ВТС).

Помимо прочего Париж обратился к мировому сообществу с просьбой о срочной финансовой помощи в проведении операции «Сервал». По оценкам независимых военных экспертов, только размещение контртерористических сил в Мали будет стоить более 500 млн долларов, при том что ЕС профинансирует эту операцию на сумму всего 50 млн евро. Тем временем в со­обществе ЭКОВАС заговорили о необходимости увеличить численность этих сил до 5500 и даже до 7500 человек.

После ввода французских войск в Мали обстановка в регионе резко обострилась. Алжир закрыл свою границу с этой  страной. Мавритания развернула армейские части  вдоль границ с Мали, в ряд районов республики были направлены подкре­пления, увеличилось число контрольных вылетов  боевой авиации. Алжир и Марокко разрешили использовать свое воз­душное пространство для полетов самолетов фран­цузских военно-воздуш­ных сил.

Президент Нигера также сообщил, что власти  Франции в связи с воз­росшей  угрозой   напа­дения  боевиков  после начала операции направили на север его страны отряды  спецназа для охраны урановых рудников, являющихся главным источником сырья для французских АЭС. Французские силы безо­пасности будут охранять рудники, которые разра­батывает компания «Арева» в населенных пунктах Имурарен и Арлит. Глава Нигера заявил, что «совершенно точно может подтвердить» эту информацию.

Тактические истребители «Мираж» 2000D в ходе выполнения боевой задачи в Мали

В настоящее время группировка ВВС Франции в Мали включает: шесть тактических истребителей «Мираж-20000» и шесть «Рафаль», два разведыва­тельных самолета «Мираж» F.1CR, четыре транспортно-заправочных самолета (ТЗС) C-130FR, три разведывательных БЛА «Арфан», ВТС С-160 «Трансалл», С-130 «Геркулес» и CN-235, действующие с ряда аэродромов: Ба­мако (Мали), Нджамена (Чад), Ниамея (Нигер), Дакар (Сенегал) и Абиджан (Кот-д’Ивуар)

Эта воздушная операция доказала также необходимость привлечения отно­сительно недорогих боевых машин, поскольку тактический истребитель «Ра­фаль», который может выполнять весь спектр боевых задач, с точки зрения критерия «стоимость – эффективность» (1 ч полета) является слишком дорогим.

Помимо него, в этой миссии были задействованы ударные вертолеты SA-342M «Газель» (восемь, были переброшены чартерным рейсом Ан-124) и ЕС-665 «Тигр», вертолет боевого обеспечения SA-330 «Пума» (четыре), ЕС-725 «Каракал». В состав сухопутной группы входили боевые машины ТВ ЕСС-90 «Сап»

Чтобы показать значимость этой миссии, на следующий день после ее начала президент Франции Ф. Оланд, обращаясь к нации, заявил об усилении на тер­ритории страны мер безопасное и поручил премьер-министру Жан-Мар­ку Эйро изменить в кратчайшие сроки уровень контртеррористических угроз согласно плану «Вижипират», — отметил он. Во Франции с 2005 года после терактов в Лондоне действует «красный», то есть предпоследний, уровень таких угроз. Выше его только «алый», который  объявлется при высокой вероятности крупных терактов.

Говоря о противнике в Мали, французские политики избегали употребления слова «исламисты», вместо этого говорилось просто «террористы». Что интересно, прямой контакт французских подразделений с «террористами» на этой войне был крайне редок. Вначале по зоне, куда направлялись войска, наносились воздушные удары, после чего спецназ про­водил разведку боем. Как правило, боевики сдавали города без боя, а туареги, когда французские войска высадились в северо-вос­точной области Кидаль, вообще отказались от требований предоставления независимости и заявили о намерении сотрудничать с центральными властями.

В зарубежных СМИ сообщается, что стоимость боевого применения тактического истребите­ля «Рафаль» составляет 114 тыс. евро в час, «Мираж-2000D» -7-8 тыс., вертолетов «Газель» — 1,6 тыс. и «Тигр» -11 тыс.; авиационных средств поражения, в частности ПТУР «Хот», — 40 тыс. евро. Вот почему применение самолетов «Мираж» F.1CR должно снизить затраты на проведение длительной операции за рубежом.

В Мали применялось не только высокоточное оружие, а, учитывая количе­ство легкопоражаемых наземных целей, экипажи самолетов «Мираж» F.1CR брали в качестве основной бомбовой нагрузки четыре 500-фунтовые неуправ­ляемые авиабомбы Мк.82 с неконтактными взрывателями DSU-33.

Разведывательный БЛА «Арфан»

Операция также показала возросшую потребность в средствах воздушного наблюдения. Французские специалисты задействовали три БЛА «Арфан», два из которых развернуты в Нигере. К концу марта общий налет данных аппаратов в районе проведения операции «Сервал» составил около 1000 ч. Полеты продолжительностью около 20 ч осуществляются днем и ночью. Разведывательная информация с борта аппаратов поступает командирам наземных подразделений. Налажено также взаимодействие с самолетами ВВС и ВМС Франции. По сообщению министерства страны, БЛА «Арфан» в Мали применяются с ян­варя 2013 года Экипажи операторов и наземных техников входят в состав эскадрильи   1/33 «Белфорт». Первый полет состоялся 18 января.

Однако этого количества аппаратов явно не­достаточно. Для кругло­суточного  наблюдения по двум  направлениям необходимо  иметь  как минимум пять беспилотных аппаратов. БЛА «Арфан» применялись для наблюдения за районами аэродромов и городов, где должны были высадиться  парашютисты

В то же время подобные средства нужны, чтобы обнаруживать местоположение повстанцев, оты­скивать места с нарастающей активностью, а также сопровождать конвои (специальные операции) на больших территориях Центрального и Северного Мали. Кроме того, французские БЛА не имеют вооружения, и потому на обнаруженные ими цели необходимо наводить ударную авиацию. В этих случаях на помощь приходили американские БЛА. Тем более что некоторые из них, например MQ-1, оснащены АСП.

Сбором информации о перемещениях повстанческих формирований боль­шей частью занимались экипажи британских разведывательных самолетов «Сентинел» R.1, выполнявших задачи в воздушном пространстве Сенегала. По сообщениям зарубежных СМИ, американское командование предлагало задействовать для этих целей самолет разведки наземных целей и управления нанесением ударов Е-8С системы «Джистарс».

Обнаружилась проблема и с транспортно-заправочными самолетами. Даже небольшое количество боевых самолетов, участвовавших в воздушных ударах, французские ВВС не могли обеспечить необходимым парком ТЗС. Вот почему для этих целей США направили в данный район КС-135. ТЗС собирались пре­доставить и другие страны.

В относительно небольшой операции «Сервал» Парижу пришлось использо­вать также транспортные самолеты других стран, чтобы осуществить перебро­ску своих войск в район боевых действий.

Таким образом, сроки завершения операции «Сервал» не определены. Тем не менее уже сейчас ясно, что ВПР Франции не в полной мере проанализи­ровало степень террористической угрозы и возможные последствия борь­бы с ней, а также то, что эта борьба продлится достаточно долго. По оценке зарубежных экспертов, даже если организованные группы экстре­мистов будут выдавлены с территории Мали, то они рассредоточатся в сопредельных странах и успехи этой операции окажутся временными.

(Полковник А. Романов, «ЗВО»)

Смотрите также: Роль Франции в разрешении вооруженных конфликтов в Африке

Факт

Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо «смазывает» картинку.  Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE