Выше «Шелкового пути»
Авария одного из лидеров гонки, чабаны и верблюды, а также бивуак президента Медведева с высоты птичьего полета — корреспондент interfax.ru продолжает движение по «Шелковому пути»
Фото: silkwayrally.com
Балканабад — Туркменбаши. 12 сентября. INTERFAX.RU — «Ноль четыре сто. Карту выполнил, к взлету готов. — Ноль четыре сто. Взлет разрешаю. — Понял. Курс на точку старта», — пилот пятиместного вертолета «Еврохоптер» заканчивает связь с диспетчером балканабадского аэропорта и поднимает машину в воздух, окутывая все под собой клубами пыли. На часах ровно половина восьмого утра по времени ралли «Шелковый путь», и мы направляемся к месту, откуда начинают свой предпоследний участок спортсмены. Прямо по курсу встает огромное солнце, внизу — пустыня, усыпанная колючими кочками, и редкие постройки еще сонных сел.
Место в одном из зафрахтованных для ралли вертолетов досталось мне совершенно случайно. За десять минут до вылета заместитель медиа-директора ралли Светлана Амеличкина, отвечающая за работу СМИ, предложила его мне и организовала доставку моих вещей в Туркменбаши. Мне оставалось только взять диктофон, блокнот с ручкой и забраться в пассажирское кресло рядом с Жеродом Матью, доктором-французом, и автором спортивного маршрута ралли Сергеем Гирей. За штурвалом — Павел Трусов, бортинженер — Игорь Малышев. Оба из Подмосковья, и вместе с оргкомитетом пролетели за неделю более 4 тыс. километров. Вчетвером они каждый день кружат над маршрутом и следят за безопасностью соревнования.
Стартовая площадка этапа — наша первая остановка. Там уже стоят челнинские КАМАЗы, грузовики команды «Де Рой», спортивные «туареги» заводской команды «Фольксвагена» — все в плотном кольце местных жителей. Чтобы увидеть диковинные в этих краях машины, из окрестных сел пришли и приехали сотни человек. Один чабан даже не смог оставить стадо верблюдов и пригнал его прямо к старту. В «Шелковом пути» участвуют несколько туркменских экипажей, и им, конечно, главное внимание. Интерес к своим и иностранным спортсменам здесь огромный. И дети, и взрослые хотят сфотографироваться с водителем или на фоне машины или залезть в кабину. Чаще всего их любопытство перевешивает чувство страха, и главная задача нашего вертолета состоит как раз в том, чтобы обеспечить безопасность на боевой трассе.
«Мы идет впереди первых экипажей и следим, чтобы трасса была безопасной. Убираем с пути автомобили, разгоняем верблюдов, просим людей не выходить на дорогу, — рассказывает пилот Павел Трусов. — В условиях, когда затруднено распространение информации, многие не знают о ралли. Когда трасса проходила через оживленные села, мы разбрасываем листовки с призывом следить за детьми, не выезжать и не выходить туда, где проезжают участники ралли».
«Мы всегда должны находиться рядом», — ставит задачу Сергей Гиря. В течение дня вертолет пройдет от старта до финиша и будет постоянно курсировать в его финальной части. Другие два борта будут находиться в начале и середине пути, чтобы в случае внештатной ситуации быстро прийти на помощь.
С другой стороны, проникновение информации тут такое, что любая социальная сеть может умереть от зависти. В пустыне хорошо знают о ралли, следят за его промежуточными результатами, но все же местная жизнь идет своим чередом, и уже через несколько минут после взлета с точки старта мы убеждаемся, что за трассой необходимо внимательно следить. Прямо навстречу лидеру гонки среди легковых автомобилей, катарцу Нассеру Аль-Аттия, движется грузовик со строительными материалами. Вертолет идет на высоте около 100 метров со скоростью около 250 км в час. Мы сбрасываем скорость и снижемся. Сергей Гиря жестами просит водителя сойти с дороги и остановиться. Еще через несколько минут на пути попадается внимательный водитель: едва увидев вертолет, мигает фарами и уходит с колеи. Аль-Аттия может ехать спокойно.
Верблюды не зря слывут умными животными. В пустыне они предпочитают идти по проторенным машинами дорогам. Но стоит только вертолету снизить над ними высоту, они в испуге разбегаются в разные стороны. Гонщикам вновь ничего не мешает.
В субботу дорога не проходила через оживленные села, поэтому обошлось без листовок. «Кружочек дадим по поселку»,- просит Гиря пилота. Убедившись, что и там все спокойно, мы уходим на 122-й километр, на точку близ поселка Аймат, чтобы пропустить лидеров гонки вперед. Как обычно, это четыре автомобиля «Фольксвагена». Однако, приземлившись, на второй контрольной точке, мы застаем лишь три из них. Аль-Аттия, который должен был выиграть в своей категории, угодил колесом в яму. Его автомобиль несколько раз перевернулся и получил повреждения, несовместимые с продолжение гонки. К счастью, пилот не пострадал, но в классификации теперь занимает последнюю строчку. Первое место в общей классификации теперь у Карлоса Сайнца, третье у Марка Миллера (оба — «Фольксваген»), а на четвертом россиянин Руслан Мисиков.
Неожиданности на трассе — одна из главных прелестей Дакара и одноименной серии ралли. Именно ради борьбы с ними и приезжают в пустыню: на пятом этапе из-за внезапной поломки лишился шанса на первое место камазовец Владимир Чагин, изначально претендовавший на первое место. Борьба сдюнами стоила получаса времени голландцу де Рою — он второй с большим отставанием от Кабирова. И проложить интересную трассу, способную на 360 градусов менять ход состязания, крайне сложно.
«Когда была достигнута принципиальная договоренность о проведении «Шелкового пути», мы купили три машины, взяли шесть человек и поехали прокладывать маршрут. Из всего оборудования безопасности был только спутниковый телефон», — рассказывает Гиря, пока мы на второй контрольной точке следим за движением экипажей.
«Вся дорога заняла три недели, а когда приехали французы, то лишь утверждали созданную трассу и прописывали ее». Сначала весь путь разбивали на большие участки — по 500-600 км, затем прорабатывали их, исходя из «собственного опыта участия в ралли рейдах». У Гири «собственный опыт» — это три победы на чемпионатах России по ралли-рейдам и участие в Дакарах с того момента, когда в Африку стал ездить «КАМАЗ». Молодой Чагин в середине 90-ых был у него механиком.
Сегодня Владимир Чагин — самостоятельная величина. На «Шелковом пути» ему не повезло — потерял три часа из-за поломки. На предпоследнем этапе в субботу он пришел четвертым, пропустив коллег по команде Фирдауса Кабирова и Эдуарда Николаева. Первым же пришел чех Алес Лопрайс. Но завтра, на заключительном этапе, чеха это не спасет. Фирдаус Кабиров — абсолютный лидер в категории «грузовики». Его отрыв от ближайшего соперника, Жерара де Роя, составляет более часа. И именно его в воскресенье вечером будут чествовать в Ашхабаде.
Предполагалось, что Дмитрий Медведев и его коллеги из Туркменистана, Казахстана и Азербайджана посетит церемонию финиша. Тогда бы он прямо на подиуме поздравлял Кабирова. Но в итоге было сказано, что лидеры стран встретятся с гонщиками перед стартом последнего, девятого этапа. Хотя полной уверенности в том, что церемония состоится, не было до самых последних дней
По пути на аэродром в Туркменбаши наш вертолет пролетал над «президентским бивуаком»: большие белые шатры раскинулись недалеко от лагеря спортсменов. По случаю прибытия президентов аэропорт был закрыт уже в 16-00 — пришлось поторопиться с возвращением, поменяв планы, но это верный признак того, что встреча состоится.
Обозреватель Сергей Костыркин
/Интерфакс/
Источник: