армия и оружие

Уральский «Прорыв», обзор танка Т-90МС «Тагил»

Военная техника иногда служит довольно долго. Сохранять боеспособность на протяжении десятилетий ей позволяет продуманные и совершенные модернизации. К примеру, американский танк «Шерман», который создали еще в начале Второй Мировой Войны, участвовал в танковых сражениях в 70-е годы прошлого века.

Советский танк Т-55 – это модификация танка, принятого на вооружение еще в 1946 году, а 80-е годы обзавелся комбинированной броней и динамической защитой.

Танк Т-72 считается уже давно не новым, его прямой потом Т-90 был разработан в конце 80-х годов. В начале 21 века уральским конструкторам пришлось ставить свое детище на новый уровень. Данная программа получила название «Прорыв».

Содержание

  • История создания
  • Конструкция
  • Технические характеристики Т-90МС
  • Эксплуатация и модификации
  • Источники
  • История создания

    В 90-е годы вновь образованная Российская Федерация вошла с разнообразным парком бронетанковой техники, доставшейся от Советского Союза. При этом завод имени Малышева в Харькове, занимавшийся модернизацией старых Т-64 и выпуском дизельных модификаций Т-80 (будущий «Оплот»), отошёл Украине. Кировский завод в Санкт-Петербурге работы по танкам остановил.

    Таким образом, в стране остались два танкостроительных предприятия. Омский завод выпускал Т-80У, считавшийся самой передовой советской бронемашиной. Нижний Тагил был «родиной» Т-72, изначально задуманного как «упрощённый» и максимально пригодный для массового выпуска. В советское время такие машины неплохо дополняли друг друга. Однако Россия не могла позволить себе выпуск даже двух различных типов танков.

    В это время Нижний Тагил представил Т-90 – глубокую модернизацию Т-72, приближенную по боевым качествам к Т-80. Ситуация осложнилась. С одной стороны, Т-80У уже стоял на вооружении, а Т-90 надо было ещё освоить. С другой, газотурбинный двигатель «восьмидесятого» в войсках не любили, считая прожорливым и капризным. А вот Т-90 был оснащён надёжным и неприхотливым 12-цилиндровым дизелем.

    Удар по репутации Т-80 нанёс штурм Грозного, в ходе которого было потеряно множество машин.

    В итоге выбор сделали в пользу Т-90. Он же стал и основным экспортным российским танком. Омичи ещё пытались модернизировать свой Т-80, и даже изготовили, в порядке инициативы, ходовой макет танка нового поколения «Чёрный орёл». Но завод от закрытия это уже не спасло.

    В Нижнем Тагиле тем временем начали работы по теме «Прорыв». В то время как для российской армии разрабатывались принципиально новые образцы бронетехники, Т-90 предлагался на экспорт и пользовался успехом на рынке.

    Но всё-таки это была машина, созданная ещё в 70-х годах, да и Т-80У, унифицированный с «девяностым» по электронному оборудованию, пошёл в серию ещё в середине 80-х годов. Машина нуждалась в модернизации, и первым «прорывом» стал Т-90МС «Тагил»– танк, призванный заменить в производстве экспортные Т-90С.

    Конструкция

    Корпус танка Т-90МС остался таким же, как и предшественников – коробка, сваренная из листов катаной стальной брони. Верхний лист лобовой детали танка – из комбинированной брони, в состав которой входят так называемые «отражающие листы». Когда сквозь такой бронепакет проходит кумулятивная струя, деформация «отражающих листов» надвигает на путь струи тыльный стальной лист, рассеивая её.

    Под нижним бронелистом Т-90МС монтируется выдвижной бульдозерный отвал для самоокапывания.

    Углы наклона лобового листа брони танка – 68⁰. Борта корпуса — вертикальные, из брони толщиной 70-80мм, частично закрытые элементами ходовой части.

    Нижнюю часть борта Т-90МС образует корытообразное днище. Поверх лобовой брони танка устанавливаются модули динамической защиты – от встроенной динамической защиты было решенное отказаться ради возможности быстрой замены модулей для ремонта или модернизации. На Т-90МС использована система защиты «Реликт» — на поражающий модули снаряд она воздействует, выбрасывая крышку и пластины брони. Причём возросшая чувствительность модулей привела к тому, что Т-90МС получил улучшенную защиту и против малоскоростных снарядов.

    Модулями «Реликта» полностью закрыты и борта танка (кроме кормовой его части). Корма Т-90МС дополнительно защищена решётчатыми противокумулятивными экранами — граната от РПГ, попав в такую решётку, деформируется, и из-за повреждений кумулятивной воронки не сможет при срабатывании сформировать струю. Максимальная толщина брони Т-90МС эквивалентна, по некоторым оценкам, около 1300мм катаной броневой стали.

    Если корпус танка остался, фактически, неизменным, то башня, сваренная из катаной брони, позволяет безошибочно опознать танк Т-90МС.

    Полусферические литые башни окончательно ушли в прошлое – длинная и плоская башня Т-90МС похожа на ту, что устанавливалась на опытный омский танк «Чёрный орёл».

    Длина башни увеличилась за счёт добавленного к корме отсека для размещения боекомплекта. Традиционно на советских танках, начиная с Т-64, боеукладка «второй очереди», то есть не поместившиеся в карусель автомата заряжания снаряды, размещалась в боевом отделении, в том числе в баках-стеллажах. Теперь для повышения пожаробезопасности и живучести дополнительный боекомплект Т-90МС вынесли в бронированный короб за башней.

    Короб изолирован от боевого отделения и снабжён вышибными панелями. Считается, что по конструкции основной части башни Т-90МС (за вычетом кормового контейнера) аналогична башне Т-90А и имеет комбинированную броню только в лобовой проекции, толщина брони боковых стенок же составляет около 70мм. Однако как на лоб, так и на борта башни устанавливаются модули системы защиты «Реликт». Короб с боекомплектом защищён решётчатыми экранами.

    Изменился люк командира танка. На Т-90МС его можно приподнять вертикально вверх, не откидывая в сторону. Командир получил возможность выглянуть для осмотра местности, оставаясь под бронированной крышкой. А изнутри боевое отделение Т-90МС отделано кевларовым подбоем, для защиты экипажа танка от вторичных осколков при пробитии брони. Комфорт экипажа может обеспечиваться «опциональным» кондиционером.

    Двигатель танка Т-90МС – 12-цилиндровый дизель В-92С2, оснащённый турбонагнетаталем. Хотя этот мотор ведёт родословную от дизеля В-2, впервые появившегося ещё на танке БТ-7, неизменными остаются разве что количество цилиндров и рабочий объём в 38,8 литров. В-92 имеет усиленную конструкцию, современную топливную систему, а его мощность – 1130 л.с. За счёт этого Т-90МС, хотя и стал тяжелее предыдущих танков, но по показателям удельной мощности их превзошел. Соответственно улучшились ходовые качества. Двигатель танка монтируется в едином блоке с коробкой передач.

    КПП у Т-90МС хотя и осталась механической по конструкции, но у неё появилось автоматическое переключение ступеней.

    Возможность ручного переключения также сохранили. Ещё одним нововведением на Т-90МС стал отказ от рычагов управления бортовыми фрикционами. Теперь механик-водитель управляет танком при помощи штурвала с сервоприводами. Это не только повышает маневренность, но и облегчает труд танкиста.

    Танк Т-90МС получил и вспомогательную силовую установку, которая позволяет пользоваться средствами связи и вооружением, не запуская двигатель. ВСУ представляет собой закрытый кожухом дизель-генератор, установленный в кормовой части машины над левой гусеницей.

    Технические характеристики Т-90МС

    Габариты:

    — Масса 48 тонн.

    — Длина 9530 мм.

    — Ширина 3780 мм.

    — Высота 2228 мм.

    Вооружение:

    — Пушка-пусковая установка 125-мм 2А46М-5 или 125-мм 2А82 – основное боевое средство танка, предназначенное для поражения всех видов наземных, надводных (в пределах досягаемости) и малоскоростных воздушных целей. Боекомплект 40 артиллерийский снарядов различных типов: БОПС, ОФС, КС или управляемых ракет (УР) 9К119М «Рефлекс-М».

    Модернизированная пушка 2А46М-5 имеет следующие конструктивные отличия от серийных пушек 2А46М:

    • ствол имеет дифференцированный допуск по разностенности, в дульной части;
    • разностенность не более 0,6мм,
    • жесткость ствола повышена до 420 кгс/см,
    • стволы пушек 2А46М-5 взаимозаменяемы со стволами пушек 2А46М;
    • направляющие ствола в люльке призменного типа, уменьшена консольность ствола в люльке и с чем удлинения горловины люльки на 160 мм;
    • задняя направляющая с короба люльки перенесена на более жесткую обойменную часть, выполнена наплавкой бронзы, такая конструкция исключила быстросъемного соединения трубы с казенником;
    • введены дополнительные люфтовыбирающие устройства в горловине люльки (2шт.), в люфтовыбирающих устройствах вместо упоров применены ролики, чем исключено влияние износа упоров на поджатие ствола к направляющим люльки и снижено усилие трения в этом соединении заменой трения скольжения на трение качения;
    • применены безлюфтовые цапфенные узлы с упругими роликами и обратным клином, за счёт чего влияние люфта в цапфах на точность стрельбы уменьшено;
    • для автоматического учёта изгиба ствола при стрельбе на дульной части трубы предусмотрено крепление отражателя устройства учёта изгиба ствола (УУИ).

    — Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет 6П7К (ПКТМ). Предназначен он для борьбы с живой силой противника, которая находится в пределах углов обстрела основного вооружения. Пулемет спарен с пушкой и имеет одинаковый с ней сектор обстрела. Боекомплект 2000 патронов 7,62ммх54R различного типа. Данное вооружение установлено в полностью новой башне кругового вращения с развитой забашенной нишей.

    — Дистанционно управляемая пулеметная установка Т05БВ-1 с 7,62-мм пулеметом 6П7К (ПКТМ). Предназначена для борьбы живой силой противника, которая укрывается либо выше чем сектор обстрела основного вооружения, например на верхних этажах зданий, крутых склонах гор. Либо ниже сектора обстрела основного вооружения, в укрытиях, блиндажах или непосредственно у танка в т.н. «мертвой зоне» для танковой пушки и спаренного с ней пулемета. Таким образом, по замыслу конструкторов должна обеспечиваться боевая устойчивость танка в стесненных и городских условиях ведения боя. Боекомплект 800 патронов 7,62ммх54R различного типа.

    Система управления огнем, наблюдения и обнаружения целей:

    — Полностью цифровая высокоавтоматизированная СУО «Калина» с интегрированной в нее БИУС. Тепловизионные и телевизионные приборы предназначенные, в том числе, и для кругового наблюдения.

    Защищенность:

    — Многослойная комбинированная броня новейшей схемы в лобовой части.

    — Разнесенное бронирование в бортовой части.

    — Новейшая встроенная динамическая защита «Реликт».

    — Локальная защита боекомплекта.

    — Мероприятия, понижающие тепловую и шумовую сигнатуру танка.

    Подвижность:

    — Многотопливный дизельный двигатель V12 В-92С2Ф2 мощностью 1130л.с. (831кВт) + АКПП.

    — Энерговооруженность ~23л.с./т.

    — Максимальная скорость 60-65 км/ч по шоссе.

    — Запас хода 500 км.

    Танк создан на основе предыдущих модификаций: Т-90А и Т-90С. Теперь давайте разбираться более подробно, какие отличия мы видим на данной машине. То, что сразу же бросается в глаза можно перечислить по пунктам:

  • Новая башня с развитой кормовой нишей.
  • Новая 125-мм пушка 2А82.
  • Новая динамическая защита «Реликт».
  • Комплекс активной защиты танка КАЗТ «Арена-Э» на танке отсутствует.
  • Комплект оптико-электронного подавления КОЭП «Штора» на танке отсутствует.
  • Наконец-то, танк получил нормальный жесткий бронированный фальшборт корпуса, щедро «сдобренный» элементами динамической защиты (ДЗ) «Реликт» и решетчатыми экранами в кормовой части.
  • Зенитная установка с крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом НСВТ канула в небытие. Ее место заняла новая пулеметная установка с 7,62-мм пулеметом 6П7К.
  • Несколько более мощный двигатель В-92С2Ф2 + АКПП.
  • Танк получил дополнительный энергоагрегат в бронированном контейнере, закрепленном в задней части корпуса слева.
  • Что еще можно сказать об этой машине?

  • Корпус, как и у предыдущих модификаций, в основном остался от Т-72.
  • В ходовой части также не видно существенных отличий от Т-72.
  • Новая СУО «Калина» явно превосходит 1А45Т «Иртыш» танка Т-90А.
  • Эксплуатация и модификации

    Впервые танк Т-90МС был представлен публике в 2011 году. В 2016 году партию танков заказала Индия – один из основных эксплуатантов Т-90. Интерес к танку проявили Кувейт и Египет, причём египтяне рассчитывают развернуть сборку у себя. В Кувейте же Т-90МС должны заменить стареющие М-84 – Т-72 ещё югославской сборки. В самой России в это время считалось, что основной машиной бронетанковых сил станет Т-14 «Армата».

    Однако, когда производство «Арматы» застопорилось, интерес к Т-90 вновь вернулся. Вариант для российской армии получил обозначение Т-90АМ («модернизированный Т-90А»). От Т-90МС он отличается применением новой системы активной защиты «Афганит». Кроме того, комплекс управления подразделением интегрируется в единую систему управления тактического звена.

    Но и эта модификация Т-90МС не является «окончательной».

    Планируется модернизировать все российские Т-90 до стандарта Т-90М. Предполагается, что у него в дистанционной установке будет штатно установлен пулемёт КОРД, а орудие будет заменено на 2А82, разработанное для Т-14 «Армата» (для которой разработаны новые снаряды). А топливные баки изолируют от боевого отделения переборками из тонкой брони.

    Источники

    • https://warbook.club/voennaya-tehnika/tanki/t-90ms/
    • https://topwar.ru/25379-tank-t-90ms-analiz-osnovnyh-harakteristik-i-vozmozhnye-puti-dalneyshego-povysheniya-boevyh-kachestv.html
    • https://gun-35.ru/istoriya/t-90ms-tank-tagil-taktiko-tehnicheskie-harakteristiki-tth-vooruzhenie-istoriya-sozdaniya-ekspluatatsiya.html
    • https://topwar.ru/7415-t-90ms-tagil-ognevaya-mosch.html

    Танки Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482

    Источник: army-today.ru

    LEAVE A RESPONSE