армия и оружие

Усовершенствованные и новые американские военные автомобили

Концептуальная схема компоновки легковых автомобилей различного назначения, разрабатываемых на единой ходовой базе.

В настоящее время в американских сухопутных войсках парк общевой­сковых автомобилей насчитывает свыше 30 марок различной колесной тех­ники этого вида, при этом 50% из них составляют легковые и грузовые машины малой (до 2,5 и 3 т соответственно), менее 40% — грузовые автомобили средней (до 5-8 т) и свыше 10 % (до 12 т и выше) большой грузоподъемности. Грузопере­возки больших объемов осуществляются специализированными колесными тягача­ми или в составе автопоездов.

При этом наиболее распространенными легковыми автомобилями повышенной проходимости являются машины типа «Хамви» (они приняты на вооружение более 20 лет назад). Опыт их эксплуатации в ходе вооруженных конфликтов показал, что эта техника по причине недостаточного бронирования не обеспечивает уровень защиты, гарантирующий безопасность личного состава при подрыве мин, от огня стрелкового оружия с высокой ки­нетической энергией пули (в частности, 7,62-мм автоматов АК-47), противотанко­вых средств ближнего боя и большинства типов взрывных устройств, в том числе самодельных.

Проводимые в войсках с привлечением фирм-изготовителей работы по повы­шению уровня защищенности машины путем установки различных комплектов дополнительного навесного бронирования коренным образом ситуацию в лучшую сторону не изменили. Увеличение боевой массы автомобилей способствовало со­кращению сроков межремонтной эксплу­атации трансмиссии и подвески, привело к повышенному износу шин и большому расходу топлива. Таким образом, даль­нейшие модернизация и производство бронеавтомобилей «Хамви» по критерию «стоимость/эффективность» признаны нецелесообразными.

В связи с этим министерство армии со­вместно с командованием морской пехоты осуществляют комплексную программу «Многоцелевой легковой автомобиль повышенной проходимости», еще известной как JLTV (Joint Light Tactical Vehicle). В ее рамках предусматривается на конкурсной основе разработать и принять на вооружение к 2018 году единую общевойсковую машину в различных модификациях грузоподъемностью от 1,5 до 2,5 т.

Патрульный автомобиль фирмы «АМ дженерал»

Основу нового автопарка составят транс­портные средства для перевозки военно­служащих (до шести человек), легких гру­зов и военно-технического имущества. Они будут оснащаться различным вооружением, в первую очередь крупнокалиберным стрелковым и легким противотанковым.

Часть этой техники (40%) планиру­ется применять как специальные машины в вариантах подвижного пункта управления и связи, станции управления беспилотными летательными аппаратами и др. Предсерийный образец предполагается выбрать до 2016 года путем проведения сравнительных испытаний опытных машин ряда ведущих фирм, три из которых – «Локхид-Мартин», «AM дженерал» и «Ошкош дефенс», получили срочные заказы на разработку до се­редины 2015 года нескольких вариантов таких средств (по 22 образца).

В соответствии с такти­ко-техническим заданием стоимость опытного (предсерийного) образца не должна превышать 400 тыс. долларов и, как предполагается, при заключении крупных контрактов на серийное про­изводство цена автомобиля не превысит 250 тыс. долларов.

При создании базового шасси перспективного автомобиля разработчики использовали ряд передовых технических решений. В частности, на всех образцах применяются колеса с бескамерными ши­нами и внутренними дополнительными ободами из композиционного материала.

При пробитии или разрыве таких шин движение машины по пересеченной мест­ности возможно на внутренних ободах со скоростью не более 20 км/ч на расстояние до 50 км.

Участвующий в конкурсе автомобиль фирмы «Локхид-Мартин» намечено оборудовать комбинированной силовой установкой в составе дизельного двигате­ля, силового генератора и двух никель-металлогидридных аккумуляторных батарей. Кинематическая схема передачи крутящего момента на ведущие колеса позволяет комбинировать подачу электрической и механической энергии в зависимости от разных скоростных режимов. Это обеспечивается электромеханической трансмиссией двухпоточного типа.

В системе подвески передних и задних колесных мостов планируется использо­вать гидроамортизаторы, заправленные магнитореологической жидкостью, со­держащей частицы металла, которая под воздействием электромагнитного поля способна изменять свою плотность и, соответственно, динамический ход колес сообразно условиям дорожной обстановки.

Применение новых средств обеспечения подвижности автомобиля позволит увеличить среднюю скорость (до 55 км/ч) при движении по пересеченной местности.

Инженерный бронеавтомобиль «Хаски» G2

Вместе с тем активно внедряются но­вые способы компоновки автомобилей, направленные прежде всего на повыше­ние противоминной стойкости. В США фирма «Си-Эс-Ай» усовершенствовали инженерный бронеавтомобиль «Хаски» Мк 3 в варианте G2 (4х4), который пред­назначен для поиска, идентификации, маркировки и уничтожения металличес­ких, неметаллических противотанковых и противопехотных мин, установленных в грунт, а также некоторых типов самодельных взрывных устройств.

Компоновка машины до­работана с учетом требова­ний размещения водителя, оператора и основных агре­гатов (двигатель, трансмис­сия) в отдельном усиленном корпусе специальной кон­струкции – бронекапсуле. Ее разнесенное бронирование (броневая сталь и пластины из композиционного мате­риала толщиной 6 и 11 мм соответственно), включая остекление (до 12 мм), обе­спечивает противопульную защиту (калибр 9 мм). Противоминное оборудование, в том числе многослойное бронирование днища корпу­са со специфической формой типа «глу­бокое V», защищает при подрыве под пе­редним колесным мостом или под центром корпуса машины фугасного взрывного устройства мощностью в тротиловом эк­виваленте до 8 кг.

Легковой автомобиль ITV

Наряду с этим командование амери­канских сухопутных войск на основе анализа опыта решения в Афганистане задач тылового и специально-технического обеспечения в интересах механизирован­ных формирований проводит модернизационные работы по повышению защищенности и противоминной стойкости грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности. В первую очередь, на машинах предусматривается установка цельносварной бронированной кабины и усиленного переднего колесного моста.

Под днищем кабины к раме также крепится специальная отражательная плита для защиты двигателя и транс­миссии. Оригинальная амортизационная конструкция сидений позволяет допол­нительно снизить воздействие ударной волны на членов экипажа при подрыве на мине. Внутри кабины устанавливается независимая от основной (расположена в моторном отделении) быстродействую­щая система пожаротушения и фильтро-вентиляционная установка.

На большегрузных машинах предус­матривается также обеспечить противоосколочную и противопульную защиту внешних топливных баков с помощью пластин из композиционных материалов на основе металлокерамики или кевлара с тканевым каркасом.

Дополнительно фирма «Ошкош» по контракту стоимостью около 120 млн долларов до 2016 года поставит в СВ и МП США 270 модернизированных тяжелых тягачей НЕТ М1070 A1F (колесная двигателя 700 л.с., максимальная скорость движения по шоссе при буксировке – 40 км/ч, запас хода по топливу – 600 км).

Их особенностью является новое сцепное устройство, которое позволяет приме­нять различные типы большегрузных и специальных прицепов в первую очередь для транспортировки крупногабаритных воинских грузов и бронетехники, в том числе танков «Абрамс».

В интересах повышения мобильности экспедиционных формирований в подразделения морской пехоты США поставляются новые легковые автомобили повышен­ной проходимости ITV типа багги (бое­вая масса 4,2 т) в двух вариантах – для транспортировки личного состава и легкого артиллерийского вооружения. Последний предназначен для буксиров­ки 120-мм минометов М327 и подвоза боеприпасов. Эти машины в полном бо­евом снаряжении могут перебрасываться в назначенный район транспортно-де­сантными вертолетами СН-53 «Супер Стэльен», МН-47 «Чинук» и самолетом MV-22 «Оспрей».

Таким образом, успешная реали­зация программ позволит унифициро­вать перспективную автомобильную технику различного класса сухопутных войск США и, соответственно, оптимизировать ее количественный состав, а также повы­сить эффективность и объемы перевозок сокращенным парком транспортных средств.

(Полковник А.Александров, «ЗВО»).

Смотрите также: Летучие тени войны — обзор современных легкобронированных автомобилей

Факт

Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE