Зенитные управляемые ракеты и ПУ комплекса С-125
Зенитная управляемая ракета (ЗУР) – ракета класса «поверхность – воздух», предназначенная для доставки боевого заряда к воздушной цели. Она представляет собой беспилотный летательный аппарат, на борту которого установлены аппаратура управления, реактивный двигатель и боевая часть. ЗУР являются составной частью зенитных ракетных комплексов (ЗРК) – как стационарных, так и мобильных.
Современные ЗУР способны поражать воздушные цели, имеющие высокие скорости полета, значительно превышающие скорость звука, на дальностях от нескольких сот метров до десятков километров. Их масса и габариты также весьма различны.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕНИТНЫХ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ
ЗУР классифицируются по различным параметрам.
По типу базирования:
- наземные,
- морские.
По дальности:
- ближнего действия;
- малой дальности;
- средней дальности;
- большой дальности.
Существует также классификация по типу двигателя, принципу запуска, аэродинамической схеме, максимальной скорости поражаемых целей.
УСТРОЙСТВО ЗУР
Зенитная управляемая ракета состоит из следующих основных элементов:
- планера,
- реактивного двигателя,
- бортовой аппаратуры наведения,
- автопилота,
- взрывательного устройства,
- бортового источника питания и боевой части.
Компоновка ЗУР на примере ракеты 9М37: 1 — головка самонаведения, 2 — автопилот, 3 — боевая часть, 4 — неконтактный датчик цели, 5 — двигательная установка.
Планер является несущей конструкцией ракеты и состоит из корпуса и аэродинамических поверхностей. Корпус планера имеет цилиндрическую форму с конической головной частью. В некоторых ракетах конус головной части имеет образующую не прямую линию, а кривую (например, дугу окружности). Такая форма головной части называется оживальной. Форма корпуса и головной части выбирается в целях получения наименьшей силы лобового сопротивления ракеты при полете. Материалом для корпуса служат легкие прочные металлы и сплавы.
Корпус разделен на отсеки, в которых размещается аппаратура. Отсеки, как правило, разъемные, что упрощает сборку ракеты.
В головной части корпуса устанавливается взрыватель, а в самонаводящихся ЗУР — координатор. В последнем случае головная часть выполняется из материала, который хорошо пропускает энергию, используемую для получения данных координатором. Для инфракрасного и оптического координатора используется светопрозрачный материал головной части.
В средней части корпуса размещаются аппаратура управления и другие элементы. В хвостовой части обычно размещается двигательная установка.
Аэродинамические поверхности размещаются на корпусе планера и предназначены для создания управляющих сил при наведении ЗУР и обеспечения ее устойчивости. По своей конструкции эти поверхности могут быть подвижными и неподвижными. Первые из них управляют полетом ракеты и называются рулями или крыльями, вторые — стабилизаторами. Рули и крылья размещаются на корпусе в двух плоскостях (имеются две пары рулей и две пары крыльев). Такое размещение необходимо для управления ракетой в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
Аэродинамические схемы ЗУР: а)Нормальная; б)»Бесхвостка»; в)»Утка»; г)»Поворотное крыло».
По расположению крыльев и рулей относительно центра масс ракеты различают несколько аэродинамических схем ЗУР:
- Нормальная схема. В этой схеме рули и стабилизатор расположены позади крыльев в хвостовой части ракеты.
- Схема «бесхвостка». Данная схема является разновидностью нормальной схемы. Здесь крылья выполняют функции как крыльев, так и стабилизаторов и отличаются большей стреловидностью и малым размахом.
- Схема «утка». В аэродинамической схеме «утка» рули находятся в головной части ракеты (впереди центра масс), а крылья, выполняющие и функцию стабилизатора, расположены в хвостовой части корпуса ракеты. Эта схема удобна с точки зрения компоновки ракеты, так как рулевые машинки могут быть расположены близко к рулям.
- Схема «поворотное крыло». В данной аэродинамической схеме крылья расположены около (несколько впереди) центра масс и наряду с функцией крыла выполняют функцию рулей. Неподвижные стабилизаторы расположены в хвостовой части.
Выбор схемы аэродинамической компоновки определяется требуемыми высотами и дальностями полета ракеты, маневренностью и составом бортовой аппаратуры.
Реактивный двигатель создает тягу, обеспечивающую движение ракеты. Характеристики двигателей определяют ряд боевых свойств ракеты, поэтому выбору двигателя придается большое значение. На ЗУР устанавливаются двигатели четырех основных типов:
- реактивные двигатели твердого топлива (РДТТ);
- жидкостные реактивные двигатели (ЖРД);
- прямоточные реактивные двигатели (ПРД);
- турбореактивные двигатели (ТРД).
Каждый из них имеет свои особенности. Наибольшее применение в ЗУР находят РДТТ.
Автопилот предназначен для управления рулями ракеты в соответствии с командами управления, а также для стабилизации ракеты в полете.
Бортовая аппаратура наведения ракет является составной частью системы управления. Ее состав определяется принятой системой наведения. Существуют следующие системы наведения ЗУР:
- радиокомандное наведение
- наведение по радиолучу
- самонаведение
- комбинированная система управления.
Взрывательное устройство и боевая часть являются боевым снаряжением ракеты, обеспечивающим непосредственное поражение цели. На ЗУР также могут устанавливаться взрыватели неконтактного действия, обеспечивающие подрыв боевой части без непосредственного соприкосновения ракеты с целью.
Для обеспечения аппаратуры электрической энергией на ракете устанавливаются бортовые источники питания.
Факт
К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особенности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…
Источник: