армия и оружие

Зенитные управляемые ракеты (ЗУР)

Зенитные управляемые ракеты и ПУ комплекса С-125

Зенитная управляемая ракета (ЗУР) – ракета класса «поверхность – воздух», предназначенная для до­ставки боевого заряда к воздушной цели. Она представляет собой беспилот­ный летательный аппарат, на борту которого установлены аппара­тура управления, реактивный двигатель и боевая часть. ЗУР являются составной частью зенитных ракетных комплексов (ЗРК) – как стационарных, так и мобильных.

Современные ЗУР способны поражать воздушные цели, имею­щие высокие скорости полета, значительно превышающие ско­рость звука, на дальностях от нескольких сот метров до десятков километров. Их масса и габариты также весьма различны.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕНИТНЫХ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ

ЗУР классифицируются по различным параметрам.

По типу базирования:

  • наземные,
  • морские.

По дальности:

  • ближнего действия;
  • малой дальности;
  • средней дальности;
  • большой дальности.

Существует также классификация по типу двигателя, принципу запуска, аэродинамической схеме, максимальной скорости поражаемых целей.

 

УСТРОЙСТВО ЗУР

Зенитная управляемая ракета состоит из следующих основных элементов:

  • планера,
  • реактивного двигателя,
  • бортовой аппаратуры наведения,
  • автопилота,
  • взрывательного устройства,
  • бортового ис­точника питания и боевой части.

Компоновка ЗУР на примере ракеты 9М37: 1 — головка самонаведения, 2 — автопилот, 3 — боевая часть, 4 — неконтактный датчик цели, 5 — двигательная установка.

Планер является несущей конструкцией ракеты и состоит из корпуса и аэродинамических поверхностей. Корпус планера имеет цилиндрическую форму с конической головной частью. В некото­рых ракетах конус головной части имеет образующую не прямую линию, а кривую (например, дугу окружности). Такая форма головной части называется оживальной. Форма корпуса и го­ловной части выбирается в целях получения наименьшей силы лобового сопротивления ракеты при полете. Материалом для корпуса служат легкие прочные металлы и сплавы.

Корпус разделен на отсеки, в которых размещается аппарату­ра. Отсеки, как правило, разъемные, что упрощает сборку ракеты.

В головной части корпуса устанавливается взрыватель, а в самонаводящихся ЗУР — координатор. В последнем случае головная часть выполняется из материала, который хорошо пропускает энергию, используемую для получения данных координатором. Для инфракрасного и оптического координатора используется светопрозрачный материал головной части.

В средней части корпуса размещаются аппаратура управле­ния и другие элементы. В хвостовой части обычно размещается двигательная установка.

Аэродинамические поверхности размещаются на корпусе пла­нера и предназначены для создания управляющих сил при наве­дении ЗУР и обеспечения ее устойчивости. По своей конструк­ции эти поверхности могут быть подвижными и неподвижными. Первые из них управляют полетом ракеты и называются рулями или крыльями, вторые — стабилизаторами. Рули и крылья разме­щаются на корпусе в двух плоскостях (имеются две пары рулей и две пары крыльев). Такое размещение необходимо для управления ракетой в двух взаимно перпендикулярных плос­костях.

Аэродинамические схемы ЗУР: а)Нормальная; б)»Бесхвостка»; в)»Утка»; г)»Поворотное крыло».

По расположению крыльев и рулей относительно центра масс ракеты различают несколько аэродинамических схем ЗУР:

  • Нормальная схема. В этой схеме рули и стабили­затор расположены позади крыльев в хвостовой части ракеты.
  • Схема «бесхвостка». Данная схема является раз­новидностью нормальной схемы. Здесь крылья выполняют функ­ции как крыльев, так и стабилизаторов и отличаются большей стреловидностью и малым размахом.
  • Схема «утка». В аэродинамической схеме «утка» рули находятся в головной части ракеты (впереди центра масс), а крылья, выполняющие и функцию стабилизатора, расположены в хвостовой части корпуса ракеты. Эта схема удобна с точки зре­ния компоновки ракеты, так как рулевые машинки могут быть расположены близко к рулям.
  • Схема «поворотное крыло». В данной аэродина­мической схеме крылья расположены около (несколько впереди) центра масс и наряду с функцией крыла выполняют функцию ру­лей. Неподвижные стабилизаторы расположены в хвостовой части.

Выбор схемы аэродинамической компоновки определяется требуемыми высотами и дальностями полета ракеты, маневренно­стью и составом бортовой аппаратуры.

Реактивный двигатель создает тягу, обеспечивающую движение ракеты. Характеристики двигателей определяют ряд боевых свойств ракеты, поэтому выбору двигателя придается большое значение. На ЗУР устанавливаются двигатели четырех основных типов:

  • реактивные двигатели твердого топлива (РДТТ);
  • жидкостные реактивные двигатели (ЖРД);
  • прямоточные реактив­ные двигатели  (ПРД);
  • турбореактивные двигатели  (ТРД).

Каждый из них имеет свои особенности. Наибольшее примене­ние в ЗУР находят РДТТ.

Автопилот предназначен для управления рулями ракеты в соответствии с командами управления, а также для стабилизации ракеты в полете.

Бортовая аппаратура наведения ракет является составной частью системы управления. Ее состав определяется принятой системой наведения. Существуют следующие системы наведения ЗУР:

  • радиокомандное наведение
  • наведение по радиолучу
  • самонаведение
  • комбинированная система управления.

Взрывательное устройство и боевая часть яв­ляются боевым снаряжением ракеты, обеспечивающим непосред­ственное поражение цели. На ЗУР также могут устанавливаться взрыватели неконтактного действия, обеспечивающие подрыв бо­евой части без непосредственного соприкосновения ракеты с целью.

Для обеспечения аппаратуры электрической энергией на ракете устанавливаются   бортовые   источники   питания.

Факт

К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особен­ности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE