армия и оружие

Зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» (СССР/Россия)

Зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-10» был принят на вооружение ВС СССР в 1976 г. Впоследствии неоднократно модернизировался («Стрела-10М», «Стрела-10М2», «Стрела-10М3», «Стрела-10М4»).

Комплекс характеризуется простотой применения, эффективностью и высокой надежностью. В настоящее время на вооружении Сухопутных войск ВС России имеется около 400 комплексов «Стрела-10», еще 50 находятся на вооружении Морской пехоты ВМФ России. Эксплуатантами комплекса данного ЗРК являются страны СНГ – Украина, Белоруссия, Азербайджан, и дальнего зарубежья – Индия, Иордания, Куба, Сирия, Чехия и другие.

 

НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ   КОМПЛЕКСА

Зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» (индекс 9К35) предназначен для прикрытия боевых порядков подразделений мо­тострелкового (танкового) полка в подвижных формах боя и на марше от низколетящих целей воздушного противника.

В состав комплекса «Стрела-10» входят: боевые средства, средства технического обслуживания и учебно-тренировочные средства.

К боевым средствам комплекса относятся: боевые машины 9А34 и 9А35 (9А34М и 9А35М или 9А34М2 и 9А35М2); ракеты 9М37 (9М37М, 9М31М).

К средствам технического обслуживания комплекса относятся: контрольно-проверочная машина 9В839 (КПМ); машина техниче­ского обслуживания 9В915 (МТО); система внешнего электропи­тания 9И111.

Обучение и тренировка экипажей производятся на тренажере 9Ф624.

На вооружении зенитного ракетного взвода состоят три бое­вые машины 9А34 (9А34М, 9А34М2) и одна боевая машина 9А35 (9А35М, 9А35М2).

Каждая боевая машина имеет четыре направляющих для установки ракет в контейнерах и боеукладку еще для четырех ракет в кормовой части. Таким образом, возимый боекомплект — 8 ракет 9М37 (9М37М). Дополнительно на боевой машине установлен пулемет ПКМБ с боекомплектом к нему 1000 патронов.

Боевые машины 9А34М (9А35М) отличаются от боевых ма­шин 9А34 (9А35) наличием схем защиты аппаратуры оценки зоны от несинхронных импульсных помех и головки самонаведения ра­кеты 9М37М от организованных оптических помех.

На боевых машинах 9А34М2 (9А35М2) дополнительно уста­новлены: аппаратура приема целеуказания (9В179); аппаратура реализации целеуказания (9В180); радиостанция Р-123М, чтj позволяет автоматизировать прием и реализацию целеуказания от пункта управления ПУ-12М.

Кроме того, на боевых машинах модификации М2 установлен дополнительный комплект плавсредств и ограждений.

Основные тактико-технические характеристи­ки комплекса:

  • максимальная дальность поражения целей — 5000 м;
  • высота поражаемых целей — от 25 до 3500 м;
  • скорость поражаемых целей: на встречных курсах—до 417 м/с (1500 км/ч); на догонных курсах—до 306 м/с (1100 км/ч);
  • опознавание воздушных целей — на дальности до  12 км;
  • прием информации целеуказания от пунктов управления ПУ-12М — с искажением ее не более 1,5 град по азимуту при дальности до цели от 6000 до 25000 м;
  • готовность к приему целеуказания с момента включения — не более 5 с;
  • время готовности ракеты к пуску: при температуре не ниже   минус 40° С — 5 с;    в   диапазо­не температур от -40 до -50° С – 10 с;
  • время перевода пусковой установки из походного положения в боевое — не более 20 с;
  • время перезаряжания пусковой установки четырьмя ракета­ми — 3 мин;
  • время свертывания боевых средств комплекса с готовностью к. маршу — 2-3 мин;
  • масса полностью укомплектованной БМ9А35М2 с экипажем, с установкой 6П10М и боекомплектом к ней, с плавсредствами — (12300±240) кг;
  • максимальная скорость передвижения БМ — 61,5 км/ч;
  • запас хода по топливу — 500 км;
  • скорость движения на плаву — 5-6 км/ч.

 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЛЕКСА «СТРЕЛА-10»

Боевые средства

Боевая машина 9А35М2

Боевая машина 9А34М2 предназначена для временного хране­ния, транспортирования и пуска ракет. Боевая машина 9А35М2 отличается от боевой машины 9А34М2 тем, что на ней установлен пассивный радиопелегатор 9С16.

Боевая машина представляет собой многоцелевой тягач, лег­кий, бронированный (МТ-ЛБ), на котором размещены:

  • пусковая установка с четырьмя направляющими;
  • электрический привод;
  • аппаратура запуска 9В385М;
  • средства прицеливания  (визир грубой наводки и оптический визир 9Ш127);
  • пассивный радио­пеленгатор 9С16;
  • аппаратура оценки зоны 9С86; наземный радио­локационный запросчик 1РЛ246-10;
  • средства связи и целеуказания (две радиостанции Р-123М, переговорное устройство Р-124, аппа­ратура приема целеуказаний 9В179, аппаратура реализации целе­указаний 9В180, блок вращающегося трансформатора, танковая навигационная аппаратура ТНА-3, указатель азимута и ракетница с набором ракет);
  • электрооборудование;
  • дополнительное обору­дование и ЗИП.

Ракета 9М37М предназначена для поражения низколетящих воздушных целей и состоит из контейнера и собственно   ракеты. Контейнер выполняет функции направляющей при пуске ракеты, а также защищает ракету от механических повреждений и атмосферных воздействий.

Средства технического обслуживания

Контрольно-проверочная машина 9В839 предназначена для допускового контроля основных параметров ракет 9М31М, 9М37, 9М37М и 9Ф918М при обслуживании их в войсках, на базах и в арсеналах.

Вся аппаратура размещена на шасси автомобиля ГАЗ-66. Рас­чет контрольно-проверочной машины — четыре человека: но­мер 1 — старший оператор; номер 2 — оператор; номер 3 — оператор; номер 4 — водитель.

За час работы можно проверить 9—12 ракет. Организационно контрольно-проверочная машина находится в отдельном ремонтно-восстановительном батальоне мотострелковой (танковой) ди­визии.

Машина технического обслуживания 9В915 предназначена для проведения технического обслуживания, текущего ремонта и про­верки после ремонта аппаратуры и оборудования боевых машин. Смонтирована на автомобиле ГАЗ-66 и состоит: из специальной контрольно-проверочной аппаратуры; возимого группового ЗИП изделия 9А35М2; стандартных контрольно-измерительных прибо­ров; источников питания; оборудования, обеспечивающего нормальное функционирование МТО и жизнедеятельность расчета; вспомога­тельного оборудования и технической документации.

Система внешнего электропитания 9И111 предназначена для обеспечения электроэнергией боевых машин всех модификаций комплекса при проведении технического обслуживания и боевой работы на стационарных позициях. К 9И111 можно одновременно подключить четыре боевых машин. Буксируется 9И111 машиной технического обслуживания. Длина силовых кабелей позволяет подключать боевые машины, расположенные на расстоянии до 30 м.

Учебно-тренировочные средства

Унифицированный тренажер 9Ф624 предназначен для первоначального обучения и повседневной тренировки опера­торов ЗРК БД (9К31М, 9К32М, 9К34 и 9К35). В процессе тренировки операторы приобретают навыки в поиске цели, распознава­нии ее типа и визуальном определении параметров движения цели (дальности, курса, скорости, высоты, параметра). Кроме того, обеспечивается обучение захвату и сопровождению маневрирую­щей цели.

Учебно-действующая ракета 9М37-УЧ и учебно-тренировочная ракета 9Ф918М предназначены для тренировки расчетов по ре­альным целям. Отличаются от боевых ракет отсутствием реаль­ных боевых частей, двигательных установок и запальных цепей. Габаритно-весовые макеты 9Ф83 обеспечивают необходимые габа­риты и нагрузки для работы с электрическим приводом наведения и перевода.

Аппаратура контроля оператора 9Ф75 предназначена для контроля за действиями оператора при работе его на боевой машине.

Имитатор-тренажер 9Ф643 пассивного радиопеленгатора 9С16 предназначен для создания характерной радиофоновой обстанов­ки в районе действия боевой машины 9А35М2 (9А35М). Обучение командира и оператора работе с пассивным радиопеленгатором 9С16 с помощью имитатора-тренажера 9Ф643 производится на стоянке. При этом имитатор-тренажер размещается внутри боевой машины и подключается к контрольным разъемам 9С16 и к СЭП боевой машины. Имитируются сигналы одной — четырех одновременно работа­ющих наземных РЛС, находящихся в зоне приема пассивного радиопеленгатора 9С16, а также сигналы одной — трех бортовых РЛС воздушных целей, перемещающихся в пространстве как в зоне поражения 9К35М, так и вне ее.

Имитатор может работать в режимах имитации сигналов на­земных РЛС, бортовых РЛС воздушных целей и бортовых РЛС воздушных целей на фоне имитации сигналов мешающих назем­ных РЛС.

 

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ КОМПЛЕКСА «СТРЕЛА-10»

Боевые средства комплекса могут работать в режиме автома­тизированного приема и реализации целеуказаний, а также в ре­жиме автономного поиска и обнаружения цели с помощью пас­сивного радиопеленгатора 9С16 или по целеуказаниям.

Боевая работа может осуществляться только по визуально об­наруженным целям.

 

ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ

Общее устройство ракеты 9М37

Зенитная управляемая ракета 9М37 предназначена для пора­жения самолетов с реактивными, газотурбинными и поршневыми двигателями, самолетов-снарядов и вертолетов на высотах от 25 до 3500 м при скорости полета до 417 м/с (1500 км/ч) на встреч­ных курсах и до 306 м/с (1100 км/ч) на догонных курсах и ма­неврирующих с перегрузками 3 – 5 единиц, в любое время года.

Компоновка ЗУР 9М37: 1 – головка  самонаведения;  2 – автопилот;  3 – боевая  часть с  предохранительно-исполнительным   механизмом и блоком питания; 4 – неконтактный датчик цели; 5 – двигательная установка

Поражение целей ракетой 9М37 обеспечивается при стрельбе по визуально видимым целям днем на встречных и догонных кур­сах, а ночью — только на догонных курсах.

Ракета 9М37 представляет собой одноступенчатую, малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэро­динамической схеме «утка». Рули ракеты расположены в перед­ней части, а крылья размещены в хвостовой части. Рули и крылья расположены на ракете по Х-образной схеме и лежат в одной плоскости.

Ракета 9М37 наводится на цель системой пассивного самона­ведения по методу пропорциональной навигации.

Ракета имеет двухканальную систему управления, аэродина­мическое ограничение скорости крена, контактно-неконтактное взрывательное устройство, осколочно-фугасную боевую часть и бортовой источник питания.

Собранная ракета помещается в металлический контейнер.

Конструктивно ракета выполнена в виде пяти отсеков и кон­тейнера:

  • отсек №1 — головка самонаведения;
  • отсек №2 — автопилот и контактный датчик цели взрыватель-ного устройства;
  • отсек №3 — боевая часть с размещенными в ней предохрани­тельно-исполнительным  механизмом   (ПИМ)   и  блоком  питания;
  • отсек №4 — неконтактный датчик цели;
  • отсек №5 — двигательная установка с размещенными на ней крыльями и блоком крена.

Тактико-технические   характеристики   ракеты 9М37:

  • калибр — 120 мм;
  • длина — 2190 мм;
  • масса — 39,2 кг;
  • масса контейнера с ракетой — 70 кг;
  • масса боевой части — 3 кг;
  • масса укупорки с ракетой— ПО кг;
  • дальность   (наклонная)   поражения — от 800 до 5000 м;
  • диапазон параметров — от 0 до 3000 м;
  • максимальная скорость полета — 700 м/с;
  • средняя скорость полета — 550 м/с;
  • зона ограничения стрельбы в направлении солнца — 20°;
  • дальность взведения взрывательного устройства — 250 м от БМ;
  • время боеготовности — 5 с;
  • условия эксплуатации — в любое время года днем и ночью при температуре от –50 до +50° С.

В войсках ракеты 9М37 размещаются в контейнерах и при эксплуатации из них не извлекаются.

Контейнеры с ракетами хранятся или в деревянной укупорке (на складах, базах), или на боевой машине (на пусковой уста­новке или внутри БМ).

Особенности ракеты 9М37M         

Основным отличием ракеты 9М37М от ракеты 9М37 является наличие в автопилоте блока, отвечающего за отвечающего за помехозащиту. В условиях сброса помех оператор ЗРК включает схему помехозащиты, которая автомати­чески обеспечивает отстройку ГСН от помех. Схема помехоза­щиты обеспечивает отстройку от помех как зависших на парашюте, так и свободно падающих.

Зенитная управляемая ракета 9М31М

Зенитная управляемая ракета 9М31М предназначена для по­ражения низколетящих воздушных целей на высотах от 30 до 3500 м при скоростях полета до 310 м/с на встречных курсах и до 220 м/с на догонных курсах и маневрирующих с перегрузкой до 3 единиц.

Поражение целей ракетой 9М31М при стрельбе обеспечивается днем на догонных и встречных курсах, а ночью — только на до­гонных курсах.

ЗУР 9М31М представляет собой одноступенчатую малогаба­ритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинами­ческой схеме «утка».

Ракета наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорциональной навигации.

Ракета содержится в герметизированном контейнере 9Я23. При хранении контейнер помещается в деревянную парковую уку­порку.

Ракета состоит из пяти отсеков:

  • отсек № 1—головка самонаведения (ГСН);
  • отсек № 2 — автопилот, в котором конструктивно размещены блок питания и контактный датчик цели взрывательного устрой­ства;
  • отсек № 3 — боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом;
  • отсек № 4 — неконтактный датчик цели;
  • отсек № 5 — двигательная1 установка, на  которой размещены крылья с роллеронами.

Тактико-технические   характеристики   ракеты 9М31М:

  • калибр — 120 мм;
  • длина— 1803 мм;
  • размах крыльев — 360 мм;
  • масса —30,5 кг;
  • масса ракеты с контейнером — 55 кг;
  • масса ракеты с контейнером в укупорке — 95 кг;
  • масса боевой части — 2,75 кг;
  • масса ВВ — 1 кг;
  • дальность поражения целей — до 4200 м;
  • средняя скорость полета — 500 м/с;
  • максимальная скорость полета — 536 м/с.

(По учебнику МО РФ «Зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-10» под ред. И.И. Богдан)

Факт

По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE