Зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-10» был принят на вооружение ВС СССР в 1976 г. Впоследствии неоднократно модернизировался («Стрела-10М», «Стрела-10М2», «Стрела-10М3», «Стрела-10М4»).
Комплекс характеризуется простотой применения, эффективностью и высокой надежностью. В настоящее время на вооружении Сухопутных войск ВС России имеется около 400 комплексов «Стрела-10», еще 50 находятся на вооружении Морской пехоты ВМФ России. Эксплуатантами комплекса данного ЗРК являются страны СНГ – Украина, Белоруссия, Азербайджан, и дальнего зарубежья – Индия, Иордания, Куба, Сирия, Чехия и другие.
НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСА
Зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» (индекс 9К35) предназначен для прикрытия боевых порядков подразделений мотострелкового (танкового) полка в подвижных формах боя и на марше от низколетящих целей воздушного противника.
В состав комплекса «Стрела-10» входят: боевые средства, средства технического обслуживания и учебно-тренировочные средства.
К боевым средствам комплекса относятся: боевые машины 9А34 и 9А35 (9А34М и 9А35М или 9А34М2 и 9А35М2); ракеты 9М37 (9М37М, 9М31М).
К средствам технического обслуживания комплекса относятся: контрольно-проверочная машина 9В839 (КПМ); машина технического обслуживания 9В915 (МТО); система внешнего электропитания 9И111.
Обучение и тренировка экипажей производятся на тренажере 9Ф624.
На вооружении зенитного ракетного взвода состоят три боевые машины 9А34 (9А34М, 9А34М2) и одна боевая машина 9А35 (9А35М, 9А35М2).
Каждая боевая машина имеет четыре направляющих для установки ракет в контейнерах и боеукладку еще для четырех ракет в кормовой части. Таким образом, возимый боекомплект — 8 ракет 9М37 (9М37М). Дополнительно на боевой машине установлен пулемет ПКМБ с боекомплектом к нему 1000 патронов.
Боевые машины 9А34М (9А35М) отличаются от боевых машин 9А34 (9А35) наличием схем защиты аппаратуры оценки зоны от несинхронных импульсных помех и головки самонаведения ракеты 9М37М от организованных оптических помех.
На боевых машинах 9А34М2 (9А35М2) дополнительно установлены: аппаратура приема целеуказания (9В179); аппаратура реализации целеуказания (9В180); радиостанция Р-123М, чтj позволяет автоматизировать прием и реализацию целеуказания от пункта управления ПУ-12М.
Кроме того, на боевых машинах модификации М2 установлен дополнительный комплект плавсредств и ограждений.
Основные тактико-технические характеристики комплекса:
- максимальная дальность поражения целей — 5000 м;
- высота поражаемых целей — от 25 до 3500 м;
- скорость поражаемых целей: на встречных курсах—до 417 м/с (1500 км/ч); на догонных курсах—до 306 м/с (1100 км/ч);
- опознавание воздушных целей — на дальности до 12 км;
- прием информации целеуказания от пунктов управления ПУ-12М — с искажением ее не более 1,5 град по азимуту при дальности до цели от 6000 до 25000 м;
- готовность к приему целеуказания с момента включения — не более 5 с;
- время готовности ракеты к пуску: при температуре не ниже минус 40° С — 5 с; в диапазоне температур от -40 до -50° С – 10 с;
- время перевода пусковой установки из походного положения в боевое — не более 20 с;
- время перезаряжания пусковой установки четырьмя ракетами — 3 мин;
- время свертывания боевых средств комплекса с готовностью к. маршу — 2-3 мин;
- масса полностью укомплектованной БМ9А35М2 с экипажем, с установкой 6П10М и боекомплектом к ней, с плавсредствами — (12300±240) кг;
- максимальная скорость передвижения БМ — 61,5 км/ч;
- запас хода по топливу — 500 км;
- скорость движения на плаву — 5-6 км/ч.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЛЕКСА «СТРЕЛА-10»
Боевые средства
Боевая машина 9А35М2
Боевая машина 9А34М2 предназначена для временного хранения, транспортирования и пуска ракет. Боевая машина 9А35М2 отличается от боевой машины 9А34М2 тем, что на ней установлен пассивный радиопелегатор 9С16.
Боевая машина представляет собой многоцелевой тягач, легкий, бронированный (МТ-ЛБ), на котором размещены:
- пусковая установка с четырьмя направляющими;
- электрический привод;
- аппаратура запуска 9В385М;
- средства прицеливания (визир грубой наводки и оптический визир 9Ш127);
- пассивный радиопеленгатор 9С16;
- аппаратура оценки зоны 9С86; наземный радиолокационный запросчик 1РЛ246-10;
- средства связи и целеуказания (две радиостанции Р-123М, переговорное устройство Р-124, аппаратура приема целеуказаний 9В179, аппаратура реализации целеуказаний 9В180, блок вращающегося трансформатора, танковая навигационная аппаратура ТНА-3, указатель азимута и ракетница с набором ракет);
- электрооборудование;
- дополнительное оборудование и ЗИП.
Ракета 9М37М предназначена для поражения низколетящих воздушных целей и состоит из контейнера и собственно ракеты. Контейнер выполняет функции направляющей при пуске ракеты, а также защищает ракету от механических повреждений и атмосферных воздействий.
Средства технического обслуживания
Контрольно-проверочная машина 9В839 предназначена для допускового контроля основных параметров ракет 9М31М, 9М37, 9М37М и 9Ф918М при обслуживании их в войсках, на базах и в арсеналах.
Вся аппаратура размещена на шасси автомобиля ГАЗ-66. Расчет контрольно-проверочной машины — четыре человека: номер 1 — старший оператор; номер 2 — оператор; номер 3 — оператор; номер 4 — водитель.
За час работы можно проверить 9—12 ракет. Организационно контрольно-проверочная машина находится в отдельном ремонтно-восстановительном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии.
Машина технического обслуживания 9В915 предназначена для проведения технического обслуживания, текущего ремонта и проверки после ремонта аппаратуры и оборудования боевых машин. Смонтирована на автомобиле ГАЗ-66 и состоит: из специальной контрольно-проверочной аппаратуры; возимого группового ЗИП изделия 9А35М2; стандартных контрольно-измерительных приборов; источников питания; оборудования, обеспечивающего нормальное функционирование МТО и жизнедеятельность расчета; вспомогательного оборудования и технической документации.
Система внешнего электропитания 9И111 предназначена для обеспечения электроэнергией боевых машин всех модификаций комплекса при проведении технического обслуживания и боевой работы на стационарных позициях. К 9И111 можно одновременно подключить четыре боевых машин. Буксируется 9И111 машиной технического обслуживания. Длина силовых кабелей позволяет подключать боевые машины, расположенные на расстоянии до 30 м.
Учебно-тренировочные средства
Унифицированный тренажер 9Ф624 предназначен для первоначального обучения и повседневной тренировки операторов ЗРК БД (9К31М, 9К32М, 9К34 и 9К35). В процессе тренировки операторы приобретают навыки в поиске цели, распознавании ее типа и визуальном определении параметров движения цели (дальности, курса, скорости, высоты, параметра). Кроме того, обеспечивается обучение захвату и сопровождению маневрирующей цели.
Учебно-действующая ракета 9М37-УЧ и учебно-тренировочная ракета 9Ф918М предназначены для тренировки расчетов по реальным целям. Отличаются от боевых ракет отсутствием реальных боевых частей, двигательных установок и запальных цепей. Габаритно-весовые макеты 9Ф83 обеспечивают необходимые габариты и нагрузки для работы с электрическим приводом наведения и перевода.
Аппаратура контроля оператора 9Ф75 предназначена для контроля за действиями оператора при работе его на боевой машине.
Имитатор-тренажер 9Ф643 пассивного радиопеленгатора 9С16 предназначен для создания характерной радиофоновой обстановки в районе действия боевой машины 9А35М2 (9А35М). Обучение командира и оператора работе с пассивным радиопеленгатором 9С16 с помощью имитатора-тренажера 9Ф643 производится на стоянке. При этом имитатор-тренажер размещается внутри боевой машины и подключается к контрольным разъемам 9С16 и к СЭП боевой машины. Имитируются сигналы одной — четырех одновременно работающих наземных РЛС, находящихся в зоне приема пассивного радиопеленгатора 9С16, а также сигналы одной — трех бортовых РЛС воздушных целей, перемещающихся в пространстве как в зоне поражения 9К35М, так и вне ее.
Имитатор может работать в режимах имитации сигналов наземных РЛС, бортовых РЛС воздушных целей и бортовых РЛС воздушных целей на фоне имитации сигналов мешающих наземных РЛС.
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ КОМПЛЕКСА «СТРЕЛА-10»
Боевые средства комплекса могут работать в режиме автоматизированного приема и реализации целеуказаний, а также в режиме автономного поиска и обнаружения цели с помощью пассивного радиопеленгатора 9С16 или по целеуказаниям.
Боевая работа может осуществляться только по визуально обнаруженным целям.
ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ
Общее устройство ракеты 9М37
Зенитная управляемая ракета 9М37 предназначена для поражения самолетов с реактивными, газотурбинными и поршневыми двигателями, самолетов-снарядов и вертолетов на высотах от 25 до 3500 м при скорости полета до 417 м/с (1500 км/ч) на встречных курсах и до 306 м/с (1100 км/ч) на догонных курсах и маневрирующих с перегрузками 3 – 5 единиц, в любое время года.
Компоновка ЗУР 9М37: 1 – головка самонаведения; 2 – автопилот; 3 – боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом и блоком питания; 4 – неконтактный датчик цели; 5 – двигательная установка
Поражение целей ракетой 9М37 обеспечивается при стрельбе по визуально видимым целям днем на встречных и догонных курсах, а ночью — только на догонных курсах.
Ракета 9М37 представляет собой одноступенчатую, малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка». Рули ракеты расположены в передней части, а крылья размещены в хвостовой части. Рули и крылья расположены на ракете по Х-образной схеме и лежат в одной плоскости.
Ракета 9М37 наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорциональной навигации.
Ракета имеет двухканальную систему управления, аэродинамическое ограничение скорости крена, контактно-неконтактное взрывательное устройство, осколочно-фугасную боевую часть и бортовой источник питания.
Собранная ракета помещается в металлический контейнер.
Конструктивно ракета выполнена в виде пяти отсеков и контейнера:
- отсек №1 — головка самонаведения;
- отсек №2 — автопилот и контактный датчик цели взрыватель-ного устройства;
- отсек №3 — боевая часть с размещенными в ней предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ) и блоком питания;
- отсек №4 — неконтактный датчик цели;
- отсек №5 — двигательная установка с размещенными на ней крыльями и блоком крена.
Тактико-технические характеристики ракеты 9М37:
- калибр — 120 мм;
- длина — 2190 мм;
- масса — 39,2 кг;
- масса контейнера с ракетой — 70 кг;
- масса боевой части — 3 кг;
- масса укупорки с ракетой— ПО кг;
- дальность (наклонная) поражения — от 800 до 5000 м;
- диапазон параметров — от 0 до 3000 м;
- максимальная скорость полета — 700 м/с;
- средняя скорость полета — 550 м/с;
- зона ограничения стрельбы в направлении солнца — 20°;
- дальность взведения взрывательного устройства — 250 м от БМ;
- время боеготовности — 5 с;
- условия эксплуатации — в любое время года днем и ночью при температуре от –50 до +50° С.
В войсках ракеты 9М37 размещаются в контейнерах и при эксплуатации из них не извлекаются.
Контейнеры с ракетами хранятся или в деревянной укупорке (на складах, базах), или на боевой машине (на пусковой установке или внутри БМ).
Особенности ракеты 9М37M
Основным отличием ракеты 9М37М от ракеты 9М37 является наличие в автопилоте блока, отвечающего за отвечающего за помехозащиту. В условиях сброса помех оператор ЗРК включает схему помехозащиты, которая автоматически обеспечивает отстройку ГСН от помех. Схема помехозащиты обеспечивает отстройку от помех как зависших на парашюте, так и свободно падающих.
Зенитная управляемая ракета 9М31М
Зенитная управляемая ракета 9М31М предназначена для поражения низколетящих воздушных целей на высотах от 30 до 3500 м при скоростях полета до 310 м/с на встречных курсах и до 220 м/с на догонных курсах и маневрирующих с перегрузкой до 3 единиц.
Поражение целей ракетой 9М31М при стрельбе обеспечивается днем на догонных и встречных курсах, а ночью — только на догонных курсах.
ЗУР 9М31М представляет собой одноступенчатую малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка».
Ракета наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорциональной навигации.
Ракета содержится в герметизированном контейнере 9Я23. При хранении контейнер помещается в деревянную парковую укупорку.
Ракета состоит из пяти отсеков:
- отсек № 1—головка самонаведения (ГСН);
- отсек № 2 — автопилот, в котором конструктивно размещены блок питания и контактный датчик цели взрывательного устройства;
- отсек № 3 — боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом;
- отсек № 4 — неконтактный датчик цели;
- отсек № 5 — двигательная1 установка, на которой размещены крылья с роллеронами.
Тактико-технические характеристики ракеты 9М31М:
- калибр — 120 мм;
- длина— 1803 мм;
- размах крыльев — 360 мм;
- масса —30,5 кг;
- масса ракеты с контейнером — 55 кг;
- масса ракеты с контейнером в укупорке — 95 кг;
- масса боевой части — 2,75 кг;
- масса ВВ — 1 кг;
- дальность поражения целей — до 4200 м;
- средняя скорость полета — 500 м/с;
- максимальная скорость полета — 536 м/с.
(По учебнику МО РФ «Зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-10» под ред. И.И. Богдан)
Факт
По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.
Источник: